У писателя Вячеслава Шишкова есть цикл произведений о таинственной стране Беловодье, что находится за тридевять земель и скрыта от глаз людских. Его герои пускались в опасные странствия, пытаясь отыскать эту благодатную землю, «сказочную обитель вечной красоты и истины», где высокие синие горы, чистейшие воды, плодородные пашни… Трудолюбивые люди живут там в мире и согласии в окружении великолепной природы.
Умрет река, уйдут и люди
«Одна из особенностей той страны, что не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный – кто позван», – пересказывает Шишков древнюю легенду. Словом, рай на земле.
В стародавние времена, когда складывались легенды, в сказочное Беловодье, наверное, и правда было трудно попасть. Тем более что никто не знал, где оно находится.
Сегодня это не проблема. Садись в машину, выезжай из Красноярска строго на юг, и через несколько часов неутомительного путешествия по гладкому асфальту попадешь в наше Беловодье. Каратузский и Курагинский районы Красноярского края. Реки Казыр, Кизир и Амыл – серебряные нити Саян, источники чистейшей воды, которая скоро на планете будет на вес золота. Рядом мощные, величественные Ергаки – бесценный дар природы.
Красоты здесь неописуемые: перед ликом природы стоишь как перед иконой. Животный и растительный мир уникальны. Мы, народ, должны беречь все это как зеницу ока. Потеряем – не вернем никогда.
Позавчера я еще раз побывал в тех благодатных местах, правда, виртуально. В Красноярск приехали несколько жителей села Таяты из Каратузского района – они рассказали о том, что происходит сегодня на реке Казыр и в ее окрестностях. Эти люди представляли не только свое село, но и жителей всех населенных пунктов, расположенных по Казыру и его притокам. А это примерно шесть тысяч человек.
Встреча с представителями СМИ прошла в красноярском Доме журналиста. Она была приурочена к сороковинам трагедии на реке Сейба, притоке Сисима, где во время аварии, вызванной нарушением техники безопасности и природоохранных норм, погибли люди.
Двое из тех, кто выжил во время этой катастрофы, тоже присутствовали на встрече.
Рассказ вахтовика, сотрудника прииска Евгения Новикова, был страшен в своей суровой простоте:
Я выныривал из потока, который нес меня, хватал ртом воздух, снова погружался под воду… И мелькала мысль: неужели это все? Мне суждено умереть прямо здесь и сейчас?
Он рассказывал, как произошла авария, как чудом спасся, как два раза прощался с жизнью, находясь на волосок от смерти. Потом было лечение в краевой больнице, сейчас проблемы с позвоночником.
Но скоро снова на вахту. Семью-то надо кормить. А стране нужно золото.
Его добывают не только на Сисиме.
Слово взял председатель Таятского сельсовета Федор Поликарпович Иванов. Он рассказал, что в селе Таяты, расположенном на берегу реки Казыр, живет 730 человек. 12 лет назад было 430, и население стабильно растет, причем не за счет приезжих, которые стремятся в эти благодатные места со всей страны, а за счет высокой рождаемости: многодетные семьи здесь норма.
И такая демографическая картина в большинстве деревень по Казыру. Люди живут не только тем, что дает тайга и река, но занимаются фермерством, ремеслами (уникальные изделия местных мастеров расходятся по всей стране и за ее рубежи), возрождают народные промыслы, культуру. Держат много скота.
В Таятах есть школа-девятилетка, турклуб, работают творческие коллективы, проводятся фестивали.
Кстати, не следует думать, что в деревнях по Казыру живут одни «виссарионовцы» – их не больше половины. (Да хоть бы и сто процентов – что это меняет?) Здесь мирно сосуществуют люди разных культур и конфессий – православные старой и традиционной веры, атеисты, агностики. В массе своей народ непьющий и работящий.
Но весь их уклад жизни, природа, с которой они живут в полной гармонии, находятся под угрозой исчезновения.
На реке, которая здесь источник жизни, смыслов и питьевой воды, планируется массовая добыча россыпного золота. А сибиряки знают: после золотоискателей на месте богатых лесов и полноводных рек остается «лунный ландшафт» – природе, чтобы восстановиться после варварской добычи россыпного золота (другой она не бывает), требуются десятки лет.
Умрет река – умрет и тайга вокруг нее, исчезнут звери и птицы, потом уйдут и люди.
Как Мамай прошел
Между тем золотоискатели уже подбираются к деревням – работают практически на их околицах, всеми правдами и неправдами захватывают сельскохозяйственные земли, покосы. Сельский бюджет не получает от этого ни копейки.
Дело в том, что сегодня, благодаря приказу Минприроды № 583, о котором жители «Беловодья» говорят с недоумением и горечью, лицензию на добычу золота может получить практически любой, у кого зарегистрирована фирма, есть директор, бухгалтер и немного денег на первоначальные расходы.
И уполномоченные государственные органы щедро раздают эти лицензии по всей стране, речь ведь не только о нашем крае. Лакомые участки расходятся как горячие пирожки. В Сибири начинается новая золотая лихорадка.
Таятцы показали карту лицензионных участков в бассейне Казыра, где они заштрихованы. Это похоже на гигантского спрута, который обвил своими щупальцами почти каждый приток, каждый ручеек красивейшей сибирской реки.
Печальна и показательна судьба только одного ручья – Дремучка, где еще даже добычу не начали, там прошла лишь геологоразведка. Как Мамай. Работала тяжелая техника, промывочная машина. От несчастного пятикилометрового ручья ничего не осталось – его весь перерыли, изнахратили. Деревья вывернуты с корнем, грязь побежала в речку Можарку, а она впадает в Казыр – и вот уже по Казыру на десятки километров вниз потекла муть.
И это всего один ручей! Если начнется разработка всех лицензионных участков, то… золотишка пару-тройку тонн мы, наверное, добудем. А Казыр потеряем. Разве игра стоит свеч? Пусть даже свечи эти золотые.
Местные жители бьют тревогу уже не первый месяц. Стучатся во все инстанции, взывают к Конституции, где сказано, что народ – источник власти, выступают с письменными и видеообращениями в адрес компании «Енисейзолото», требуют, чтобы золотари убрались с Казыра.
Мы предлагаем другую систему ценностей, говорят они, где во главе угла стоит не золото, а люди. Мы и есть золото! Жители деревень бассейна Казыра понимают, что проблема эта не краевого, а федерального масштаба.
Нужно пересматривать федеральные законы, нужна другая философия золотодобычи – например, желтый металл можно добывать там, где нет населенных пунктов, благо страна у нас огромная, и таких мест полно…
Мы все понимаем, что завтра в одночасье, «из экологических побуждений», мы не вернемся в пещеры. Россия не спустит водохранилища всех своих ГЭС, не перестанет рубить лес, добывать нефть, уголь, золото и алмазы… Вся экономика у нас на этом стоит, что поделаешь. Увы, не научились мы, подобно швейцарцам и японцам, собирать часы или фотоаппараты – такие, чтобы пользовались спросом во всем мире.
Но разве нельзя развивать свою сырьевую экономику как-то более бережно по отношению к людям, которым не повезло, что живут они на золотом песке? Как-то более разумно?
Меня всегда удивляло: почему создаются заповедники для охраны каких-то редких животных или растений, а для охраны людей – нет? Может, самое время создать первый из них? Там, на Казыре? В нашем красноярском Беловодье, которое может остаться только в легендах.
Убьем эту уникальную территорию, разменяем ее на золотые пятаки – не будет нам прощения.
Фотографии жителей села Таяты