Спелеологи – народ веселый. Даже «страшилку» для новичков придумали красивую, как невесту. В юности меня, еще неопытного туриста по подземельям, мэтры спелеологии пугали: «Смотри, а то Белый спелеолог заберет!» Но в том подземном мире, где не видно ни зги и каждый налобный фонарик как путеводная звезда, светлые тени воспринимались нешуточно.
Быль или легенда?
Пещера – дело темное. А темнота, как известно, притягательна. В ней прячутся различные тайны, гуляют легенды. Например, о том самом Белом спелеологе.
Исследователи природных подземелий не устают рассказывать, как в одной из пещер, может быть, в Орешной, заблудились два товарища. Долго искали выход, да не нашли. Решили переночевать под землей. А когда один из друзей уснул, второй забрал фонарик, продукты и ушел искать выход. Этот товарищ выбрался из пещеры, а вот друга своего оставил в подземелье. Он-то как раз и превратился в Белого спелеолога. И теперь бродит под землей и присматривает за туристами. Тех, кто плохо себя ведет – бумажки разбрасывает в пещерах, разрушает сталактиты-сталагмиты, шумит и пугает летучих мышей, наказывает: ходы запутывает, заваливает проходы. Тем же, кто благожелательно к подземелью относится, показывает самые красивые места. То в одной, то в другой пещере видят Белого спелеолога. Новички пугаются его, мэтры-спелеологи относятся как к старому товарищу. Но так уж устроена человеческая натура – пытаются найти околонаучное объяснение появлению духа.
– Люди испытывают особые эмоции в тех местах, где погибли их друзья, близкие, – считает председатель Красноярского городского клуба спелеологов и заместитель председателя Красноярской федерации спортивного туризма Игорь Бурмак. – Коллеги рассказывали о своих ощущениях: на месте гибели людей в пещерах видят свечение, слышат голоса.
Как-то и самому Игорю Николаевичу пришлось слышать голос Белого спелеолога. Работал он в пещере на Кавказе. Разбили базу на глубине 300 метров, отсюда и выходили двойками на работу – раздалбливали кувалдами узенький ход, искали продолжение лаза. Работали спелеологи посменно – восемь часов одна двойка, восемь – другая.
– Однажды долбим ход и слышим голоса – разговаривают, – рассказывает Игорь Бурмак. – Думаем: здорово, ребята сверху пришли, что-то вкусненькое принесли. После смены приходим на базу, спрашиваем: «Кто был?» Ребята в недоумении: никто сверху не приходил. А в это время дождик прошел, увеличилась капель в пещере, журчание ручейков. Возможно, именно эти звуки мы приняли за человеческую речь. А возможно, Белый спелеолог хотел о чем-то предупредить коллег.
Здесь был Вася
Потеряться в пещере – страшно. Помните, что произошло с двумя товарищами из легенды? А тут в Орешной (что в Манском районе) – сложном многоэтажном сетчатом подземном лабиринте, сложность строения которого с глубиной только повышается, потерялась группа из Томска. Два дня бродили туристы по лабиринту, сами выход отыскали, вышли на поверхность. А вот другой житель Томска сделать этого не смог. Из-за собственной глупости прожил в подземелье 10 дней, пока его не отыскали спасатели.
В начале 1990-х это было. В то время самодеятельным спелеологам еще нужно было регистрироваться в краевом клубе спелеологов. При клубе существовал общественный спасательный отряд. Он-то и вытаскивал заблудившихся любителей подземной экзотики.
Турист из Томска пренебрег этими правилами, регистрироваться не стал, пошел в пещеру Баджейскую, что в Манском районе, в одиночку. При себе имел только веревку, жумар (зажим для веревки), спички и несколько конфет.
Через несколько дней в красноярский спасотряд позвонили родители незадачливого спелеолога: «Пропал парень, уехал в Баджейскую, домой не вернулся». Спасатели проверили документы: нет такого в регистрационных книгах. Но в Манский район отправились.
– Приехал спасотряд в Баджейскую, обнаружил спущенную веревку с завязанными узлами, которая до дна не достает. А на дне пещеры – товарищ сидит и картошку печет, – рассказывает Игорь Бурмак. – Увидел спасателей и обрадовался: «Ребята, я вас сейчас угощу!» Оказалось, у томича не хватило три метра веревки до дна пещеры. Он решил – спрыгну, а обратно выбираться стану – бревно подставлю или по стене подтянусь. Но ход оказался «бутылочкой»: веревка посередине болтается и никак к ней по стене не подлезть. Остался парень в пещере.
Игорь Николаевич считает опыт этого томича примером выживаемости. Парень не растерялся – пошел в Львиный грот, где туристы часто останавливаются и, как следствие, всегда много разного мусора: бревна валяются, палки, остатки еды, – наковырял полугнилой картошки, научился разжигать сырые деревяшки. Тем и жил.
Вытащили спасатели парня наверх, он на колени брякнулся и давай молиться, что жив остался. А через 10 лет после этого случая снова приехал в Баджейскую, привез с собой табличку, на которой вырезано: мол, такой-то и тогда-то прожил в этом месте 10 дней. Эту «мемориальную доску» туристической глупости до сих пор можно увидеть в одном из гротов пещеры.
Загадки Баджейской
Баджейская – пещера поистине уникальная. Это одна из крупнейших конгломератовых пещер в мире, протяженность ее ходов более 10 км. А для Красноярского края Баджейская и вовсе подземелье легендарное. В начале XX века во время Гражданской войны рядом с этой пещерой в селе Степной Баджей располагался центр партизанского сопротивления, штаб антиколчаковских сил – армии Щетинкина – Кравченко. Здесь разворачивались настоящие бои. Как говорит история, к первым числам марта 1919 года партизаны Манского района провели уже 20 боев и почти во всех одержали победу. Тогда и было принято решение объявить территорию, занятую партизанами, Степно-Баджейской республикой. Но через семь месяцев партизанская армия ушла из «вольной республики», и на ее территорию вступил Колчак.
Когда открыли пещеру Баджейскую, в ней обнаружили оружие и человеческий череп. В соседней пещере Манского района – Ледяной – нашли настоящее захоронение. Четкого свидетельства о том, кто был похоронен в пещере, так и не нашлось. Мэтр красноярской спелеологии середины XX века Борис Мартюшев писал, что в Ледяной были останки как белогвардейцев, так и красных партизан. Существует даже легенда, что Колчак, придя на земли Баджейской республики, во что бы то ни стало пожелал отыскать трупы своих солдат. Поймал двух партизан, те и показали адмиралу пещеру, в которую скидывали трупы. Полководец приказал им достать останки белогвардейцев, а когда партизаны все исполнили, их самих бросили в подземелье. На входе в Ледяную катушка (не зря же она так называется), выбраться из пещеры невозможно.
Современные спелеологи считают: легенда эта близка к истине. До сих пор в баджейских подземельях находят фрагменты вещей, связанных с Гражданской войной начала XX века.
Но настоящая загадка находится в 100 метрах от Ледяной. Это пещера Темная. В отличие от своих соседок она полностью закопчена факелами. Больше того, эти самые факелы – обожженные берестяные свитки – до сих пор валяются в ходах и гротах пещеры.
В 2000-х годах мы делали карту пещеры Темная и нашли много берестяных факелов, – рассказывает Игорь Бурмак. – Кроме того, в какой бы ход, даже самый глубокий, ни шли – он оказывался закопченным.
Пещера Темная – это 2,5 км ходов, и все они закопчены! Это настоящая загадка. У спелеологов существует несколько версий произошедшего, но какая из них верная – неизвестно.
– У нас существует три предположения. Возможно, здесь жили древние люди, и это они жгли бересту, с тех времен и сохранилась копоть, – рассказывает председатель Красноярского городского клуба спелеологов. – Другая версия: здесь укрывались местные жители во время Гражданской войны. Но наступали колчаковцы летом, и у баджейцев была возможность уйти в лес, не нужно было лезть в пещеру. И третья: прятались в Темной отшельники или разбойники. Местные жители свидетельствовали, что в 20-е годы прошлого столетия здесь бродило много разного люда.
Возможно, скоро станет известно, какая из версий близка к истине. Один из берестяных факелов красноярские спелеологи передали в австрийскую лабораторию, чтобы специалисты установили время использования этих свитков.