Всероссийский центр изучения общественного мнения не так давно провел опрос, в результате которого выяснилось, что в России все больше ощущается неприязнь между богатыми и бедными слоями населения. Выяснилось, что богатых у нас не любят. Вот это новость! Впрочем, и богатые к бедным не испытывают трепетных чувств. Я бы вам это и без опроса сказал – каждый день наблюдаю и в жизни, и в телевизоре.
Однако обратимся к результатам исследования.
О своей неприязни к богатым заявили 86 % жителей России. Острее других эту проблему ощущает молодежь – 88 % среди опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет. Число тех, кто считает, что различия между рабочим классом и интеллигенцией «ощутимы», – 58 %. Классовые противоречия между предпринимателями и наемными работниками отмечают 73 % опрошенных.
Усилились напряженность и культурная дистанция между коренными жителями и приезжими. Если в 1991 году об этом заявляли 39 %, то в 2016-м – уже 52 % (молодежь – 55 %). Это понятно, миграционный поток сильно увеличился за 25 лет.
Комментируя результаты исследования, директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова отметила, что ключевым фактором разобщенности продолжает выступать экономическое неравенство:
– Существующий разрыв чувствительно воспринимается как с трудом сводящими концы с концами, так и высокообеспеченными категориями россиян.
«Чувствительно» – это как? Бедные мешают богатым, создают для них дискомфорт? Или богатые чувствительно жалеют бедных?
И все-таки социология, которую я в силу своей малообразованности всегда считал лженаукой, на сей раз права: и богатых у нас не любят, и мигрантов, а к начальству простой народ относится без должного трепета. Да и как к нему относиться, если «у нас щи жидкие, а у них жемчуг мелок»? Громкие коррупционные разоблачения последних лет, бесконечные новости о яхтах олигархов и чиновников, о самолетах, на которых их жены катают своих собачек, о многомиллионных взятках, выходках сыночков-мажоров… все это не способствует межклассовой солидарности.
На днях был свидетелем безобразной сцены на одной из автомоек Красноярска, в которой как в зеркале отразились вышеприведенные результаты соцопроса. Здесь было все – и бедные, и богатые, и сынки-мажоры, и ненависть к мигрантам.
Два очень дорого упакованных недоросля слегка за двадцать и их девица с наглой презрительной мордой, вся обвешанная цацками, мыли свой «Лексус» стоимостью миллиона в четыре. Не сами, конечно, а рабочий-таджик.
Молодежь в это время стояла посреди «зала ожидания» и взахлеб рассказывала друг другу, как удалась их жизнь. Они вроде бы между собой общались, но намеренно громко, чтобы окружающие их слышали. Да с вызовом так, с матерком, со словечками «нищеброды», «быдло».
Девица спрашивала совета: покупать ей к лету кабриолет или нет? Ага. Видимо, накопила. Рассуждала, что «не подходит он для нашего города – вся буду в пыли», а молодые люди уговаривали ее купить, потому что это круто. Потом они переключились на обсуждение сортов дорогого виски и заметили, что «Чивас Ригал» пьют только лохи. Поспорили о преимуществах «Лексуса» перед «бэхой», позвонили какому-то приятелю, он поздравил одного из них с днем рождения, а именинник орал ему в ответ: «От души, брателло, от души!» Это на уголовном жаргоне означает «спасибо». Откуда у них, таких успешных, уголовная речь?
Потом выяснилось, что «Лексус» им помыли плохо. То ли пыль где-то не вытерли, то ли пепельницу не вытряхнули. Бывает. Нормальный человек просто бы указал на это и потребовал доделать работу. Эти же закатили такой хай! И девушку-администратора драной овцой назвали, и таджика – чурбаном, которому они сейчас заднепроходное отверстие наизнанку вывернут. Больше всех девица разорялась – тупое накрашенное существо с автозагаром. Пришлось вызвать охранника. С которым мажоры тут же пообещали разобраться – «я сейчас позвоню, и ты на коленях будешь ползать, чучело». Наконец уехали кое-как, с матами и угрозами.
Я поблагодарил бога, что в багажнике у меня нет автомата, – совсем в последнее время нервы стали ни к черту, а мажоры – все наглей и наглей. То из крайнего правого ряда налево поворачивают, то смотрят на тебя в кафе как Ленин на буржуазию. Прямо не знаю, что и делать. Самому, что ли, стать олигархом? Хорошая идея, правда? А то я скоро на них, богатых, кидаться начну. Без всякой социологии.
Фото: pixabay.com