Без срока давности Новые технологии помогают в расследовании преступлений прошлых лет

Без срока давности Новые технологии помогают в расследовании преступлений прошлых лет

Найти преступника спустя 15, а то и 20 лет после совершенного им преступления невероятно сложно. Но раскрыть резонансное дело вне зависимости от срока давности – одна из приоритетных задач всей правоохранительной системы.

Прокуроры, следователи, эксперты-криминалисты и оперативники не оставляют попыток выйти на след злоумышленника. И очень часто им удается застегнуть наручники на запястьях тех, кто за долгие годы уверился в своей безнаказанности. О том, как раскрываются преступления прошлых лет, рассказала Ольга ЕФИМОВА, старший прокурор 1-го отдела по надзору за следствием, дознанием и оперативно-разыскной деятельностью прокуратуры Красноярского края.

– Ольга Сергеевна, важнейшее из искусств нас учит, что нераскрытые дела принято называть «глухарями» или «висяками». А есть у них какое-либо официальное название?

– Конечно, есть такая официальная категория – преступления прошлых лет – те, которые были совершены в предыдущие годы, однако по тем или иным обстоятельствам не были расследованы до конца и приостановлены. В основном это преступления, представляющие повышенную общественную опасность, – убийства, причинение тяжких телесных повреждений, изнасилования. Неудивительно, что они всегда вызывают широкий общественный резонанс.

Правоохранители регулярно возвращаются к делам прошлых лет, анализируют их, используя новейшие методики. Но это только в кино и сериалах преступления раскрываются буквально по щелчку пальцев. В реальной жизни так не бывает.

Это кропотливая, трудоемкая, тяжелая работа, сопряженная с серьезной аналитикой, применением современной техники и методов расследования. Это сложные оперативные комбинации, многочисленные криминалистические экспертизы, кропотливая работа со свидетелями.

– По сообщениям пресс-службы прокуратуры складывается впечатление, что подобных дел в крае с каждым годом раскрывается все больше. С чем это связано?

– Да, положительная динамика здесь хорошо заметна на протяжении уже нескольких лет. Правоохранительные органы Красноярского края, в особенности прокуратура, стали уделять этой проблеме повышенное внимание.

Одна из основ успешного раскрытия любого преступления, а особенно прошлых лет, – эффективное взаимодействие различных силовых ведомств. Поэтому несколько лет назад прокуратура края инициировала и провела совещание с участием всех правоохранительных органов региона. В ходе совещания был принят ряд совместных нормативных актов, которые конкретизировали работу всех силовых структур.

Красноярский край с 2020 года занимает первое место в Сибирском федеральном округе по раскрытию подобных дел.

Без срока давности

– Ольга Сергеевна, а работа по преступлениям прошлых лет вообще когда-нибудь прекращается?

– Особо тяжкие преступления не имеют срока давности, и работа по ним должна проводиться постоянно. Приведу еще одну цифру: на 1 января 2023 года в Красноярском крае было 126 тысяч нераскрытых преступлений. Согласитесь, сложно себе представить, что работа по каждому из них может проводиться ежедневно.

Ежемесячно изучается определенное количество уголовных дел, расследование которых было приостановлено. Эта работа проводится руководителями следственных органов, управлением криминалистики Следственного комитета России по Красноярскому краю и Республике Хакасия, районными и городскими прокурорами, аппаратом прокуратуры края.

Изучаются сами уголовные дела, а также результаты оперативно-разыскной деятельности по раскрытию этих преступлений. Тщательно анализируются показания свидетелей и потерпевших по уголовному делу. Решается, возможно, нужно провести дополнительные допросы, новые очные ставки. Определяем перечень экспертиз, которые можно провести с учетом новых технических возможностей.

Сопоставив все имеющиеся сведения, делаем вывод: да, это уголовное дело перспективное, вероятность его раскрытия на сегодняшний день велика. Составляется четкий план мероприятий, и работа по делу возобновляется. Она может продолжаться годами.

Например, в деле есть информация о каких-то людях, которых почему-то в тот момент не допрашивали. Либо с учетом новых методик необходимо вернуться к изучению вещественных доказательств. Бывает, что на момент совершения преступления была некоторая информация по подозреваемому, но не хватило доказательств, чтобы привлечь его к ответственности.

Преступления прошлых лет раскрывать намного тяжелее, чем текущие. Проходят годы, у людей стираются из памяти детали. Многие люди по стране разъехались, кто-то находится в местах лишения свободы, кого-то уже и в живых нет. Понадобятся месяцы, чтобы просто установить их местонахождение, повторно допросить и узнать какие-либо дополнительные данные.

– А есть такие дела, изучив которые, опытный следователь понимает: его 100 % не раскрыть?

– Есть уголовные дела, скажем так, не совсем перспективные. В таких, как правило, ничего не свидетельствует о личности преступника: нет очевидцев преступления, злоумышленник не оставил следов. Если это корыстное преступление, то понятен только вероятностный мотив. Но есть надежда, что через какое-то время в результате оперативно-разыскных мероприятий преступник будет установлен.

Работа по ним продолжается: даже если уголовное дело приостановлено, это не значит, что оперативная работа по нему прекращена. Да, возобновлять его на текущий момент нет необходимости, поскольку все следственные мероприятия были выполнены, но работа оперативных подразделений обязана продолжаться.

Пока преступник находится на свободе, он – потенциальная угроза. Поэтому такие дела всегда находятся в приоритете.

За грехи прошлого

– Не изобличенный в короткие сроки преступник начинает чувствовать свою безнаказанность?

– Конечно, это чисто психологический аспект. Злоумышленник расслабляется, теряет бдительность. Иногда даже рассказывает о совершенных «подвигах» родственникам, знакомым. Впоследствии это также служит одним из доказательств его вины.

Многие из «героев» прошедших лет решили, что у них уже все хорошо, обзавелись семьями, детьми и кругом общения. Некоторые занимают неплохое положение в обществе, становятся уважаемыми гражданами. Но однажды уголовное дело достают из архива, и к ним приходит следователь. И оказывается, что все равно нужно будет держать ответ за грехи прошлого.

– Злоумышленник после совершенного преступления старается переехать в другой город или просто поменять место жительства, обзавестись новыми документами?

– Бывает, но не так часто, в основном они не покидают своего региона. И когда их задерживают, это для преступников всегда шок. Никто из них не приходит каяться самостоятельно. Чистосердечное признание злоумышленник пишет уже после того, как понимает: он изобличен, его причастность к совершению преступления установлена.

Реакция на задержание самая разная – некоторые отпираются, пытаются убедить следствие в своей непричастности к преступлению. Некоторые в разговоре со следователем избавляются от той тяжести, которую носили в душе долгие годы.

Однако явки с повинной здесь огромная редкость. Это сложная, кропотливая работа следователей, экспертов и оперативников. Ежедневно правоохранители ниточка за ниточкой распутывают многие тяжкие преступления. Иногда, по мнению тех, кто их совершает, они нераскрываемые. Почти идеальные. Но какую бы изобретательность ни проявляли преступники, правоохранители найдут способ проникнуть в разум даже самого хитрого и изворотливого из них. Чтобы найти и остановить.

– Насколько здесь помогают новые технологии?

– Очень большое количество преступлений раскрывается именно с помощью использования новых методов исследований, которых ранее просто не было. Недавно нам удалось раскрыть изнасилование несовершеннолетней девушки, совершенное в 2000 году. Тогда, 23 года назад, на месте преступления были обнаружены и изъяты биологические следы преступника. Но в те годы не было экспертизы ДНК, не проводилась молекулярная экспертиза.

Спустя 11 лет расследование уголовного дела возобновили, была проведена генетическая экспертиза. Но тогда ее возможности были ограничены, установить ДНК не смогли. А в 2022 году современная молекулярно-генетическая экспертиза позволила установить ДНК преступника, и по федеральной базе данных генетических исследований был установлен человек, причастный к совершению этого преступления.

Тяжелые воспоминания

– Ольга Сергеевна, какой объем работы приходится проделать правоохранителям, прежде чем установить причастного к совершению преступления?

– Август 2022 года, убийство 16-летней девушки в Железногорске. Очень жестокое, дерзкое преступление, оно вызвало широкий общественный резонанс. Хорошо, что удалось довольно быстро установить виновного и раскрыть преступление.

Для понимания объема проведенной следственной и оперативной работы: в ходе расследования биологические образцы были взяты более чем у 10 тысяч человек, и проведено более 2 тысяч судебных экспертиз, чтобы установить ДНК виновного с изъятыми в ходе расследования образцами.

– За раскрытием серийных преступлений контроль еще больше?

– Если у следствия появляются основания говорить о серии преступлений, то уголовные дела объединяются в одно производство. И контроль за ними, безусловно, усиленный. Однако хочу отметить, что подобные факты регистрировались в 1990-х и нулевых годах.

– Родственникам жертв преступления в ходе следствия приходится вспоминать, заново переживать случившуюся трагедию. Какова их реакция на поимку преступника: радость или безразличие, – после долгих лет?

– Конечно, подобное событие человеку очень тяжело вычеркнуть из памяти, практически невозможно. Люди, чьи родные и близкие погибли от рук убийц, всегда надеются, что преступника найдут и осудят. А сами буквально заново учатся жить, пытаются как-то принять произошедшее.

На мой взгляд, для родственников потерпевших это становится неким утешением. Ведь все это время они находились в неведении, а сейчас узнают о судьбе дела. О том, что преступник, который убил их близких, понес наказание. Тяжело беседовать с самими потерпевшими либо их родными. Это в целом всегда по-человечески тяжело, когда у человека горе.

– Ольга Сергеевна, что вы чувствуете после того, как злоумышленник пойман, вина его доказана?

– Наверное, как и любой нормальный человек в такой ситуации, испытываю радость от того, что справедливость восторжествовала, а преступник понес заслуженное наказание. Неотвратимость наказания – это один из важнейших принципов. И он должен работать бесперебойно, а наша задача – это обеспечить. Пусть после совершенного преступления прошло много лет, но правосудие должно восторжествовать.

Даже если сегодня у нас что-то не получается, никто рук не опускает. Ведь может так случиться, что завтра появятся новые методы и способы получения доказательств. Или у другого следователя получится посмотреть на дело под другим, совершенно неожиданным углом. Так что я категорически не советовала бы успокаиваться тем, кто думает, что ушел от ответственности навсегда.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ
Без рубрики
3 мая 2024
Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не
Без рубрики
3 мая 2024
Как решилась проблема с отходами лесопиления в Канске
Канский район считается одним из ведущих в сфере лесопереработки края. Но районный центр стал известен на всю страну не своими