Битва за гигантов Машиностроение края сделало ставку на инновации

Битва за гигантов Машиностроение края сделало ставку на инновации

Красноярскому краю не избежать второй волны индустриализации. В принципе, процесс уже пошел, но мы только в начале пути. Ключевая роль в достижении цели отводится машиностроению. Именно эта отрасль помимо добычи полезных ископаемых традиционно считается главным козырем края. Но, несмотря на попытки возродить былую мощь, о советском гигантизме мечтать не приходится. Тот масштаб уже невозможен и объективно не нужен. Впрочем, некоторые социалистические подходы в укреплении отрасли власти края готовы взять на вооружение.

Условно советские методы уже давно применяются для выведения экономики из кризиса. Самый распространенный – это прямая или косвенная поддержка из бюджета и обеспечение госзаказа. Не секрет, что многие оборонные предприятия в начале перестройки вынужденно приходили к конверсии. Как выяснилось со временем, клепать кастрюли или радиоприемники на заводе, созданном под космические технологии, не просто нецелесообразно, но и невыгодно.
В федеральных программах развития экономики России машиностроение является чуть ли не основной отраслью. По словам председателя правительства РФ Владимира Путина, поддержка машиностроения является основной стратегической задачей современной России:
– В годы кризиса мы старались не только помогать отрасли в целом, но и стимулировать спрос на конкретную продукцию.
Такая позиция вполне объяснима, ведь предприятия этой сферы закрывают около 15 % всего экспорта отечественной продукции, занимая второе место после топливно-энергетического комплекса, тягаться с которым в среднесрочной перспективе будет достаточно сложно. Впрочем, на объемы Федерация ставку и не делает. Основная цель – переформатировать производство, сделав его конкурентоспособным на мировой арене. Естественно, в ряде сфер мы лидируем. Но есть также и отстающие сегменты. Например, сельчане до сих пор отдают предпочтение зарубежным образцам техники, горнодобытчики тоже не радуют отечественного производителя. А уж о родном автопроме и говорить не приходится. Хотя поддержка властей все-таки сказывается положительно. Машиностроителям с начала года удалось увеличить выпуск машин и оборудования почти на 20 %.
Красноярскому краю в определенном смысле повезло. Еще в годы войны на территорию региона было эвакуировано множество предприятий промышленности, в том числе и машиностроения. В то время только в Красноярске насчитывалось около сотни крупных предприятий. Причем более половины из них имели всесоюзное стратегическое значение. В целом же на территории края функционировало более 600 заводов и фабрик. После Победы большая часть мощностей осталась у нас. Однако после распада СССР темпы развития отрасли серьезно снизились. Многие оказались на грани банкротства. Сегодня в крае насчитывается более 200 предприятий машиностроения. Ситуация, естественно, не такая аховая, как в 90-е, но промышленность тем не менее по-прежнему требует к себе пристального внимания.

Шаг в ноу-хау

Сегодня в крае развивается сразу несколько направлений машиностроения – 216 предприятий занимаются производством машин, оборудования, электрооборудования и транспортных средств.
Правда, большая часть выпускает продукцию, которая пользуется не таким высоким спросом на рынке, как хотелось бы. И это проблема. Можно было бы все свалить на кризис. И отчасти это было бы верно – снижение спроса на продукцию является основным трендом последних лет практически во всех отраслях. Но суть не только в снижении макроэкономических показателей. Главная причина, признаются в министерстве промышленности и энергетики региона, кроется в износе основных фондов большинства предприятий.
– Именно поэтому особенное внимание власти уделяют модернизации производства. Только обновление оборудования способно вывести отрасль на новые высоты. При этом мы должны думать не только о текущем моменте. Внедрение новых технологий должно быть рассчитано на несколько лет вперед, необходимо закладывать фундамент для будущих разработок, – говорит министр промышленности и энергетики региона Денис Пашков.
В ходе разработки региональных антикризисных мер в 2009 году машиностроительному комплексу было уделено особенное внимание. Предприятия этого сегмента наравне со всеми могут пользоваться уже традиционными мерами господдержки, но вправе рассчитывать и на большее. Так, закон края «О государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса…» призван стимулировать промышленников к созданию новых инновационных производств и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Результаты уже есть. Постепенно предприятия делают первые шаги в ноу-хау. В регионе появились совершенно новые виды производств. Сегодня в крае монтируют современное котельное оборудование, оборудование для выработки поликремния, навигационную аппаратуру и многое другое.
Даже, казалось бы, не имеющие будущего предприятия обретают второе дыхание. На наших глазах разворачивалась драматическая ситуация с Дивногорским заводом низковольтной аппаратуры. Риск сокращений, разговоры о закрытии предприятия… Сегодня завод производит современные выключатели, оборудование для энергетической отрасли и даже полностью укомплектованные трансформаторные подстанции. По итогам первого полугодия объем отгруженной продукции составил 122 %.
Здесь же выполняют и своеобразный госзаказ – испытывают новые образцы приборов учета – счетчиков электроэнергии. Не секрет, что в течение ближайших лет такое оборудование должно появиться в каждом доме. А это значит обеспеченность предприятия работой на долгие годы. В самом ближайшем времени новинка попадет на конвейер.
И что удивительно, еще вчера гибнущее предприятие сегодня выходит на мировую арену. Точнее, игроки международного рынка приходят к нам. Как стало известно «НКК», сейчас предприятие и краевые власти ведут переговоры с турецкой ELKO о производстве высоковольтных энергетических устройств. Если стороны договорятся, то уже к 2011 году выпуск продукции на дивногорском заводе может вырасти до 1,5 млн долларов.
И это всего лишь один пример, как можно вывести типичное советское предприятие на совершенно новый уровень. Еще есть ЭВРЗ с уникальными электромотрисами, не имеющими аналогов в России, Красмаш с блочно-модульными котельными, «Радиосвязь» с проектом топосферной связи для гражданских нужд.

Держать удар

Однако, как бы мы ни стремились к инновационным высотам, основным показателем для промышленности все-таки был и остается объем. Даже если речь идет о высокотехнологичной инновационной продукции. Чтобы удержать объемы, власти Красноярского края разработали систему мер поддержки машиностроительного комплекса и успешно ее реализуют. Так, в прошлом году бюджет оказал помощь семи предприятиям на сумму 65,8 млн рублей. Вливания позволили не только остаться предприятиям на плаву, но и сохранить 3 607 рабочих мест. При этом наибольшая доля пришлась на сферу производства электрооборудования – 89 % от общей суммы.
Результаты поддержки уже просматриваются. Например, в прошлом году индекс производства электрооборудования превысил 51 %. Увеличился и выпуск продукции – на 14,2 %.
В этом году объем поддержки будет несколько снижен, но это вполне объяснимо, ведь основные предприятия выбрались из критической ситуации и не требуют столь пристального внимания. В целом по итогам 2010 года в результате бюджетной поддержки планируется получить прирост производства продукции на сумму 400 млн рублей. При этом в отрасли будет сохранено 790 рабочих мест.

Рубрика история

Перед началом ВОВ в Красноярском крае насчитывалось более 600 промышленных предприятий. Из-за эвакуации европейских заводов в наш регион объемы производства выросли в несколько раз. Так, к началу 1945 года валовая продукция всего лишь основных предприятий по сравнению с началом войны выросла почти в пять раз. При этом удельный вес продукции промышленности края превысил 80 %. Для сравнения: в довоенные годы этот показатель доходил всего лишь до 50 %.

Комментарий

Андрей ГНЕЗДИЛОВ
вице-премьер правительства Красноярского края

– Машиностроение – очень энергоемкая отрасль, требующая поддержки государства во все времена, вне зависимости от того, кризис в экономике или нет. Предпосылок для этого несколько. Во-первых, сама отрасль является стратегической. От машин, которые выпускаются предприятиями, во многом зависит безопасность страны. Судите сами, крупный экскаватор – это добывающая отрасль. А значит, снабжение топливом теплостанций, пополнение золотого запаса и многое другое. Комбайн – это обеспечение продовольствием. Во-вторых, частный бизнес, каким бы крупным он ни был, в одиночку никогда не сможет обеспечить необходимый объем инвестиций. Вложение в тяжелое машиностроение – это всегда «длинные» и очень большие деньги. При этом просто вложиться в производство лишь полдела. Для того чтобы создать надежную конкурентоспособную технику, нужны знания, применение инновационных технологий, передовые разработки. Иными словами, создание всего лишь одного горнодобывающего экскаватора – это целый комплекс научных и производственных институтов. Даже самая мощная частная структура никогда не сможет собрать воедино весь этот пазл. А ведь если упустить хотя бы один элемент – общей картинки не будет. Кстати, на Западе машиностроение всегда поддерживалось государством. В крае также оказывается поддержка машиностроителям. Конечно, это капля в море и этого явно недостаточно. Но мы понимаем, что если бы не господдержка, в кризисное время отрасль рухнула бы в первую очередь. Именно поэтому в краевом бюджете и в будущем должна быть предусмотрена строчка на эти цели. На мой взгляд, в идеале федеральное правительство также должно увеличивать финансирование столь важного сегмента экономики.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

«Енисей»: матч с «Велесом» – зеркало сезона
Вот и завершился сезон для футболистов «Енисея». Получился он очень разным – от безнадежно скучного в начале до сказочно фееричного
22 мая 2022
Что растет в морских грядках?
А вы в курсе, откуда к нам привозят морепродукты? Вот и я не знала, пока не побывала во Владивостоке. В
Решаем вместе!
В крае продолжается голосование по выбору общественных пространств для благоустройства городских территорий. Оно проходит по национальному проекту «Жилье и городская