Битва за гигантов Машиностроение края сделало ставку на инновации

Битва за гигантов Машиностроение края сделало ставку на инновации

Красноярскому краю не избежать второй волны индустриализации. В принципе, процесс уже пошел, но мы только в начале пути. Ключевая роль в достижении цели отводится машиностроению. Именно эта отрасль помимо добычи полезных ископаемых традиционно считается главным козырем края. Но, несмотря на попытки возродить былую мощь, о советском гигантизме мечтать не приходится. Тот масштаб уже невозможен и объективно не нужен. Впрочем, некоторые социалистические подходы в укреплении отрасли власти края готовы взять на вооружение.

Условно советские методы уже давно применяются для выведения экономики из кризиса. Самый распространенный – это прямая или косвенная поддержка из бюджета и обеспечение госзаказа. Не секрет, что многие оборонные предприятия в начале перестройки вынужденно приходили к конверсии. Как выяснилось со временем, клепать кастрюли или радиоприемники на заводе, созданном под космические технологии, не просто нецелесообразно, но и невыгодно.
В федеральных программах развития экономики России машиностроение является чуть ли не основной отраслью. По словам председателя правительства РФ Владимира Путина, поддержка машиностроения является основной стратегической задачей современной России:
– В годы кризиса мы старались не только помогать отрасли в целом, но и стимулировать спрос на конкретную продукцию.
Такая позиция вполне объяснима, ведь предприятия этой сферы закрывают около 15 % всего экспорта отечественной продукции, занимая второе место после топливно-энергетического комплекса, тягаться с которым в среднесрочной перспективе будет достаточно сложно. Впрочем, на объемы Федерация ставку и не делает. Основная цель – переформатировать производство, сделав его конкурентоспособным на мировой арене. Естественно, в ряде сфер мы лидируем. Но есть также и отстающие сегменты. Например, сельчане до сих пор отдают предпочтение зарубежным образцам техники, горнодобытчики тоже не радуют отечественного производителя. А уж о родном автопроме и говорить не приходится. Хотя поддержка властей все-таки сказывается положительно. Машиностроителям с начала года удалось увеличить выпуск машин и оборудования почти на 20 %.
Красноярскому краю в определенном смысле повезло. Еще в годы войны на территорию региона было эвакуировано множество предприятий промышленности, в том числе и машиностроения. В то время только в Красноярске насчитывалось около сотни крупных предприятий. Причем более половины из них имели всесоюзное стратегическое значение. В целом же на территории края функционировало более 600 заводов и фабрик. После Победы большая часть мощностей осталась у нас. Однако после распада СССР темпы развития отрасли серьезно снизились. Многие оказались на грани банкротства. Сегодня в крае насчитывается более 200 предприятий машиностроения. Ситуация, естественно, не такая аховая, как в 90-е, но промышленность тем не менее по-прежнему требует к себе пристального внимания.

Шаг в ноу-хау

Сегодня в крае развивается сразу несколько направлений машиностроения – 216 предприятий занимаются производством машин, оборудования, электрооборудования и транспортных средств.
Правда, большая часть выпускает продукцию, которая пользуется не таким высоким спросом на рынке, как хотелось бы. И это проблема. Можно было бы все свалить на кризис. И отчасти это было бы верно – снижение спроса на продукцию является основным трендом последних лет практически во всех отраслях. Но суть не только в снижении макроэкономических показателей. Главная причина, признаются в министерстве промышленности и энергетики региона, кроется в износе основных фондов большинства предприятий.
– Именно поэтому особенное внимание власти уделяют модернизации производства. Только обновление оборудования способно вывести отрасль на новые высоты. При этом мы должны думать не только о текущем моменте. Внедрение новых технологий должно быть рассчитано на несколько лет вперед, необходимо закладывать фундамент для будущих разработок, – говорит министр промышленности и энергетики региона Денис Пашков.
В ходе разработки региональных антикризисных мер в 2009 году машиностроительному комплексу было уделено особенное внимание. Предприятия этого сегмента наравне со всеми могут пользоваться уже традиционными мерами господдержки, но вправе рассчитывать и на большее. Так, закон края «О государственной поддержке организаций машиностроительного комплекса…» призван стимулировать промышленников к созданию новых инновационных производств и продукции с высокой добавленной стоимостью.
Результаты уже есть. Постепенно предприятия делают первые шаги в ноу-хау. В регионе появились совершенно новые виды производств. Сегодня в крае монтируют современное котельное оборудование, оборудование для выработки поликремния, навигационную аппаратуру и многое другое.
Даже, казалось бы, не имеющие будущего предприятия обретают второе дыхание. На наших глазах разворачивалась драматическая ситуация с Дивногорским заводом низковольтной аппаратуры. Риск сокращений, разговоры о закрытии предприятия… Сегодня завод производит современные выключатели, оборудование для энергетической отрасли и даже полностью укомплектованные трансформаторные подстанции. По итогам первого полугодия объем отгруженной продукции составил 122 %.
Здесь же выполняют и своеобразный госзаказ – испытывают новые образцы приборов учета – счетчиков электроэнергии. Не секрет, что в течение ближайших лет такое оборудование должно появиться в каждом доме. А это значит обеспеченность предприятия работой на долгие годы. В самом ближайшем времени новинка попадет на конвейер.
И что удивительно, еще вчера гибнущее предприятие сегодня выходит на мировую арену. Точнее, игроки международного рынка приходят к нам. Как стало известно «НКК», сейчас предприятие и краевые власти ведут переговоры с турецкой ELKO о производстве высоковольтных энергетических устройств. Если стороны договорятся, то уже к 2011 году выпуск продукции на дивногорском заводе может вырасти до 1,5 млн долларов.
И это всего лишь один пример, как можно вывести типичное советское предприятие на совершенно новый уровень. Еще есть ЭВРЗ с уникальными электромотрисами, не имеющими аналогов в России, Красмаш с блочно-модульными котельными, «Радиосвязь» с проектом топосферной связи для гражданских нужд.

Держать удар

Однако, как бы мы ни стремились к инновационным высотам, основным показателем для промышленности все-таки был и остается объем. Даже если речь идет о высокотехнологичной инновационной продукции. Чтобы удержать объемы, власти Красноярского края разработали систему мер поддержки машиностроительного комплекса и успешно ее реализуют. Так, в прошлом году бюджет оказал помощь семи предприятиям на сумму 65,8 млн рублей. Вливания позволили не только остаться предприятиям на плаву, но и сохранить 3 607 рабочих мест. При этом наибольшая доля пришлась на сферу производства электрооборудования – 89 % от общей суммы.
Результаты поддержки уже просматриваются. Например, в прошлом году индекс производства электрооборудования превысил 51 %. Увеличился и выпуск продукции – на 14,2 %.
В этом году объем поддержки будет несколько снижен, но это вполне объяснимо, ведь основные предприятия выбрались из критической ситуации и не требуют столь пристального внимания. В целом по итогам 2010 года в результате бюджетной поддержки планируется получить прирост производства продукции на сумму 400 млн рублей. При этом в отрасли будет сохранено 790 рабочих мест.

Рубрика история

Перед началом ВОВ в Красноярском крае насчитывалось более 600 промышленных предприятий. Из-за эвакуации европейских заводов в наш регион объемы производства выросли в несколько раз. Так, к началу 1945 года валовая продукция всего лишь основных предприятий по сравнению с началом войны выросла почти в пять раз. При этом удельный вес продукции промышленности края превысил 80 %. Для сравнения: в довоенные годы этот показатель доходил всего лишь до 50 %.

Комментарий

Андрей ГНЕЗДИЛОВ
вице-премьер правительства Красноярского края

– Машиностроение – очень энергоемкая отрасль, требующая поддержки государства во все времена, вне зависимости от того, кризис в экономике или нет. Предпосылок для этого несколько. Во-первых, сама отрасль является стратегической. От машин, которые выпускаются предприятиями, во многом зависит безопасность страны. Судите сами, крупный экскаватор – это добывающая отрасль. А значит, снабжение топливом теплостанций, пополнение золотого запаса и многое другое. Комбайн – это обеспечение продовольствием. Во-вторых, частный бизнес, каким бы крупным он ни был, в одиночку никогда не сможет обеспечить необходимый объем инвестиций. Вложение в тяжелое машиностроение – это всегда «длинные» и очень большие деньги. При этом просто вложиться в производство лишь полдела. Для того чтобы создать надежную конкурентоспособную технику, нужны знания, применение инновационных технологий, передовые разработки. Иными словами, создание всего лишь одного горнодобывающего экскаватора – это целый комплекс научных и производственных институтов. Даже самая мощная частная структура никогда не сможет собрать воедино весь этот пазл. А ведь если упустить хотя бы один элемент – общей картинки не будет. Кстати, на Западе машиностроение всегда поддерживалось государством. В крае также оказывается поддержка машиностроителям. Конечно, это капля в море и этого явно недостаточно. Но мы понимаем, что если бы не господдержка, в кризисное время отрасль рухнула бы в первую очередь. Именно поэтому в краевом бюджете и в будущем должна быть предусмотрена строчка на эти цели. На мой взгляд, в идеале федеральное правительство также должно увеличивать финансирование столь важного сегмента экономики.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
1 мая 2024
Написание текста от руки помогает ветеранам СВО достигать целей в мирной жизни
Чем могу помочь я? Такой вопрос после начала спецоперации задали себе многие, вне зависимости от профессии. Одни пошли ухаживать за
Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное