Видные московские кинокритики и эстетствующая публика, для которой фильм «Левиафан» – «горькая правда о российской жизни»… эти люди в печали. Оригинальные версии двух новых фильмов российских режиссеров вряд ли будут выпущены в широкий прокат: в них герои матерятся. Не очень сильно, так, может, пару-тройку раз, но по закону – нельзя нисколько.
Речь идет о фильме «Нелюбовь» Звягинцева и картине «Кроткая» Лозницы (этот кинохудожник живет в Германии).
«Режиссер в преддверии премьеры «Нелюбви» тщетно пытается выяснить, есть ли хоть один легальный способ показать нецензурованную версию. Казалось бы, фильм – 18+, ну так почему бы взрослому зрителю не услышать с экрана несколько матерных слов (совершенно уместных в контексте картины)? Особенно если учесть, что зритель предупрежден? Но государство не считает зрителей взрослыми людьми, оно решает за них, что им можно смотреть, а что – нет… В России не пройдет ни одного (!) сеанса нецензурованной оригинальной версии фильма. Чтобы посмотреть его таким, каким его задумал автор, россиянам придется ехать, допустим, в Европу. Сергей Лозница вовсе не собирается делать цензурованную версию «Кроткой». По этой причине и ряду других его фильм вовсе не будет показан в России… Фильмы – гордость России. Их судьба в России – наш общий позор», – заламывает руки модный кинокритик Антон Долин.
Действительно трагедия. Слово из трех букв не дают выкрикнуть творческому человеку. А у него, может, душа рвется на куски, и без этого единого слова вся выстраданная концепция фильма рушится! До чего довел художника кровавый режим. Бедный Звягинцев бьется лбом о бетонную стену, чтобы мы увидели версию его фильма непременно с матами. Иначе, наверное, автору никак не донести до нас, тупиц, своих идей и мыслей. Без сочного русского матерка не поймем мы сюжет картины и не до конца раскроем для себя внутренний мир героев.
С «Левиафаном», помнится, была та же история. В кинотеатры его не пускали из-за обсценной лексики. В итоге все, кто хотел, посмотрели кино в Интернете. Фильм оказался талантливым. И из тех, что любят снимать «о беспросветной жизни в глубинке» модные наши режиссеры специально для западных кинофестивалей.
Но почему вдруг художникам стало не хватать богатейших возможностей великого и могучего русского языка, чтобы выразить свои бесценные мысли? Почему они готовы сражаться чуть ли не на баррикадах, чтобы их зритель, читатель услышал матерщину?
Думаю, в том числе ради скандала и пиара. Хоть дерьмом тебя пусть обольют – все работает на популярность. По запаху узнавать будут.
Странное дело. Великий Шукшин, который снимал фильмы о простом народе (а уж он-то, языкотворец, за словом в карман не лезет!), как-то обходился без матерщины. Картина про бывшего уголовника «Калина красная», о кассовых сборах которой такие режиссеры, как Лозница, могут только мечтать, вышел без единого мата. Как это Василию Макаровичу удалось? Загадка.
Василь Быков и Виктор Астафьев, писавшие окопную правду о самой кровавой войне, не опускались до обсценной лексики в своих произведениях. Как-то и без нее умели находить такие слова, что аж мурашки по коже. Нынешние графоманы-однодневки матерятся в книгах напропалую. Еще и отстаивают это право.
Гениальный Товстоногов не тащил на сцену нецензурщину. А «великий» Кирилл Серебренников доказывает, что иногда по-другому нельзя, это, мол, правда жизни, из песни слова не выкинешь.
Нет, я понимаю, что художник «так видит». Что кино – искусство социальное, оно призвано не только развлекать, но и вскрывать язвы общества. Театр и литература – тоже. Ладно, вскрывайте, обличайте. Мы живем в свободной стране. Но, господа художники, есть же закон! Который прямо запрещает нецензурную лексику в произведениях искусства. Там русским по белому написано: нельзя! Ведь ваш гражданский пафос и обличительные художественные порывы направлены в том числе и на то, что Россия – «страна двойной морали», что законы в ней – не для всех… Об этом ваши фильмы, спектакли. Но когда вам хочется закон нарушить – начинаются вопли о том, что зажимают свободу слова.
Вы это… или трусы наденьте, или крестик снимите.
Фото: https://pixabay.com