Краевые статистики посчитали, на что жители нашего региона тратят больше всего денег. Совершенно «непредсказуемо» почетное первое место занял бензин. На топливо уходит 14,1 % семейного бюджета. При этом, по информации того же Красноярскстата, в прошлом году в крае сразу на 10 % снизился объем продаж легковых авто.
Такие данные – подходящий фон для еще одной почти законодательной инициативы – продаже бензина по социальным нормам. Вот только насколько они на самом деле «социальны» – вопрос, как выяснилось, открытый.
Ударим нормой по заоблачным ценам!
Рост цены на бензин – одна из наших реалий. Такая же, как снег зимой и плохие дороги в любое время года. Самый ходовой АИ-92 стоит почти 30 рублей. Только за последний год в крае он подорожал на 2,9 %. И это цветочки по сравнению с ростом цен на дизельное топливо (12 %). А эксперты прогнозируют: в этом году все виды ГСМ «рванут» на 10–15 % минимум. Плюс 2–3 рубля за литр. В ноябре они были более пессимистичны: к концу 2014 года цены вырастут до 40 рублей. Ладно бы только на топливо! Бензин стоит в самом начале инфляционной цепочки – и любое повышение ведет к удорожанию всех товаров – от хлеба до недвижимости.
У общественности возникает резонный вопрос: почему такое происходит в стране, которая не закупает нефть, а добывает ее сама – причем в немаленьких объемах? Ссылка на мировой ценник успокаивает мало – уровень средней зарплаты россиян никто ни с чем сравнивать не пытается.
Свои варианты решения проблемы периодически предлагают депутаты Госдумы. Так, например, раз в пять лет возникает идея госрегулирования: думцы предлагают приравнять нефтеперерабатывающие предприятия к естественным региональным монополиям и отдать контроль цен на нефтепродукты государству. Последний раз такой вариант рассматривался в ноябре прошлого года, до этого инициатива всплывала в 2010-м и 2005-м.
К слову, государственный контроль цен сейчас предусмотрен для таких естественных монополистов, как «Газпром», РЖД. Инициатива хороша, вот только ФАС против. По мнению антимонопольщиков, нефтеперерабатывающие заводы не могут считаться региональными монополиями, поскольку поставляют нефтепродукты на общефедеральный рынок. Так что благие намерения депутатов опять утонули в нефти, всплывут ли – большой вопрос. Тем более что самим нефтепереработчикам, имеющим на наших природных ресурсах миллиардные сверхприбыли, госрегулирование – удар по личному карману.
В феврале нам предложили компромиссный вариант, который, видимо, не обижает нефтяников и мог бы хоть немного успокоить взволнованное население. Это соцнорма потребления топлива. Не случайно же ее «изобрел» президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. Он полагает, что таким образом можно защитить большинство населения от ожидаемого скачка цен. Каким образом? Отпускать автомобилистам в рамках соцнормы бензин дешевле в два раза.
«Соцнорма всегда занижена»
То, что должно было порадовать, на самом деле вызывает у автомобилистов очень много вопросов. Как будет определяться норма – в зависимости от типа автомобиля, доходов водителя, ежегодного пробега? Или опять, как всегда, – всем по чуть-чуть? Все ли будут иметь право на дешевый бензин или это право придется подтверждать справками?
Ответов на эти вопросы пока нет и у Союза нефтепромышленников. А тем временем экспертам эта ситуация уже «что-то напоминает». По мнению независимого бизнес-консультанта M&B&P Consulting Михаила Пучкина, механизм введения соцнормы на бензин очень похож на эксперимент с соцнормой на электроэнергию.
– При расчете норматива на электроэнергию мы столкнулись со многими трудностями, – вспоминает Михаил, некогда работавший в «Красноярскэнерго». – Ведь фактически норма постоянно меняется. К тому же она в разных частях даже одного региона объективно разная. На нее влияет множество факторов: количество бытовой техники, ее возраст, количество членов семьи, их график жизни и работы… Была составлена математическая модель, учитывающая эти факторы. Но это было неудобно для использования. И волевым решением усреднили все данные и сильно округлили в меньшую сторону. И у большей части населения уложиться в соцнорму никак не получается. Выходит, даже при наличии нормы люди платят за электричество больше и больше, уверен эксперт.
Для справки: эксперимент по введению соцнорм на электроэнергию закончился. С января 2014-го на нее могут перейти все желающие, по самостоятельному решению глав регионов. В Красноярском крае соцнорма вроде бы прижилась, но Россия как-то не торопится перенимать опыт.
Соцнормы на электричество должны были научить нас энергоэффективности – это в благородной теории, а на практике – сократить объемы перекрестного финансирования, когда за простых смертных частично платят крупные компании региона.
А что тогда скрывают нормы потребления бензина?
– На мой взгляд, это будет попытка – по аналогии с соцнормой на свет – закамуфлировать повышение средних цен на бензин, – уверен Михаил Пучкин.
Эксперт сомневается в том, что нормы можно рассчитать корректно – и вряд ли кто-то учтет мнение самих автомобилистов.
Предвестник кризиса
В бензиновый треугольник втянуты не только производители и конечные потребители, есть еще и те, кто бензином торгует – АЗС. И по правилам рыночной экономики должен быть соблюден баланс интересов, чтобы было выгодно и производить, и продавать, и покупать. В случае введения нормы потребления сделать так, чтобы волки были сыты, а овцы целы, будет просто невозможно.
– Социальный бензин, так же как и социальный хлеб, возможен только в том случае, если кто-то возьмет на себя затраты продавцов, – уверен Роман Гольдман, депутат Законодательного собрания Красноярского края. – Что – в цену бензина, отпускаемого по соцнорме, не будут включать акциз? Налоги? Это должны быть специальные АЗС? Хорошо, у нас есть коммерческие АЗС и государственные. Если коммерческие, то кто-то им должен доплачивать за продажу такого бензина. Как это будет выглядеть? Стоит заправка коммерческая, а рядом – социальная. И разница в цене несколько рублей. Описывать, что будет дальше, нет смысла, и так ясно.
Предположение о том, что можно было бы снизить цену на бензин, убрав из нее налоги и акцизы (они – на минуточку – составляют больше 60 %), кажется Роману Гольдману очень маловероятным: в этом году, например, акциз на дизтопливо уже поднялся на 20 %.
Сомневаются в целесообразности соцнорм и «потребители» – простые автомобилисты.
– Я предполагаю, что преимущественно этим правом будут пользоваться так называемые бюджетники, которых у нас уже больше, по-моему, чем обычных людей, – думает Павел Стабров, представитель Федерации автомобилистов России по Красноярскому краю. – Другое дело, что топливо, «очищенное» от налогов, по цене в 2–3 раза дешевле, должно отпускаться для городского общественного транспорта. Но, к сожалению, такой вариант вообще не рассматривается.
Идея соцнорм вызвала раскол и в самом Союзе нефтепромышленников России. Ведущий эксперт этой организации Рустам Танкаев оценивает такой вариант еще более жестко: по его мнению, серьезное соцрегулирование приведет к немедленному дефициту.
– Сама по себе соцнорма успокоит людей только на короткое время. Проблема в том, что цена бензина входит в цену всех товаров, – комментирует эксперт. – А у нас и так, по данным Минэнерго, в 2013 году цены на бензин достигли такого уровня, что в стране стал падать уровень потребления – люди стали меньше ездить, меньше покупать машин. Это предвестник кризиса в экономике.
Печально, но статистика Красноярского края подтверждает это предположение.
Стабилизировать же цены на бензин, по мнению Рустама Танкаева, можно. Но для этого нужно «отрезать» внутренний рынок бензина от внешнего рынка нефти. Сейчас на них действует единый механизм налогообложения, который привязан к ценам на нефть на мировом рынке. Пока внутренний рынок не будет отделен от внешнего, ничего не изменится. И мы, граждане страны, в которой столько нефти, с замиранием сердца будем и дальше следить за тем, сколько стоит американский рубль и баррель нефти.
Вот и получается, что государство собирает с нас, простых граждан, налоги так же активно, как и с нефтедобывающих монстров. И производить хоть что-то в таких условиях крайне невыгодно – в себестоимости грузоперевозок бензин занимает 40 %, а в буханке хлеба – все 50 %.
Где бензин самый дешевый?
Средняя стоимость АИ-95 по 32 европейским странам 60 рублей за литр. Об этом нам напоминают каждый раз, когда россияне говорят: «Что-то у нас топливо дороговато»… Вот, говорят нам, Норвегия сама добывает, а платит аж 78,5 рубля за литр – дороже всех в Европе. Но никто не говорит, что на среднюю зарплату норвежец может позволить себе почти 2,2 тысячи литров бензина, а россиянин – всего 753.
Конечно, на таком фоне в странах ОПЕК, тоже лидирующих на нефтяном рынке, настоящий социализм. Цены на бензин в разы ниже, чем на отечественных заправках: в Катаре – 0,26 доллара за литр, среднестатистический житель может купить на зарплату 6,5 тысячи литров. А в Венесуэле заправка 50-литрового бака обходится жителям всего в один доллар. И это без всяких соцнорм. Про знаменитые Арабские Эмираты и речи нет. Там нефть – основа благосостояния каждого коренного жителя.