Требуются новые правила
Типовые здания и помещения, приспособленные для больниц, уходят в прошлое. При этом в крае, как и в России, медицинское строительство XXI века только встает на ноги, становится отдельной отраслью и требует специалистов, новых подходов и правил.
За пять лет в Красноярском крае построены медицинские объекты, которыми можно гордиться: поликлиника в Березовке, ЦРБ в Большой Мурте, Ванаварах, хирургический корпус городской больницы в Шарыпово, больница в Каратузском районе.
В Красноярске есть показательный опыт строительства высокотехнологичных центров помощи – сердечно-сосудистой хирургии и перинатального. Возводятся корпуса онкоцентра. В ближайшей перспективе по федеральной программе начнется строительство двух перинатальных центров в Ачинске и Норильске.
Хотя практика в регионе наработана успешная, проблемы строительства медицинских объектов остаются. Поэтому актуальной темой Координационного совета по здравоохранению Сибири Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», который прошел в Красноярске, выбраны именно вопросы больших медицинских строек.
Главы ведомств здравоохранения субъектов РФ, руководители ведущих медицинских научных центров СФО, представители проектных и строительных организаций, финансовых структур, а также другие российские и зарубежные эксперты обсудили ситуацию, поделились опытом.
Нормы СанПин против прогресса?
О том, как можно строить лучше, участникам «Сибирского соглашения» рассказал и. о. министра здравоохранения Красноярского края Вадим Янин.
Исторически в одном из крупнейших сибирских регионов сложилась большая госпитальная база.
В структуре здравоохранения края 42 ЦРБ, 71 участковая больница, 76 врачебных амбулаторий, 81 отделение общей врачебной практики, 877 ФАПов.
Большая их часть размещалась в старых зданиях, типовых общежитиях или бараках. Несколько лет назад был дан импульс медицинскому строительству. Самая заметная волна обновления – национальный проект «Здоровье», в ходе которого изменились к лучшему многие клиники.
Развитие технологий медпомощи порой не позволяет вместить новое оборудование на старые площади. Поэтому будущее не столько за реконструкцией больниц, сколько за новым строительством. Уникальный опыт приобрели красноярские врачи и строители на площадке онкоцентра. Как отметил Вадим Янин, здесь применили необычные инженерные и архитектурные решения:
– Советую всем коллегам привлекать к обсуждению концепций не только врачей и строителей, но и депутатов, общественных деятелей. Этот этап избавил нас от многих проблем. В том числе дал защиту от оппонентов, которые советовали «строить не так».
Среди наболевших вопросов – неопытные проектировщики и застройщики, которые не имеют квалификации в части возведения медицинских объектов. Каждый этап стройки приходится контролировать главному врачу. В Красноярском крае медики работали в одной команде со строителями. От начала формирования техзадания и до кладки кафеля. К сожалению, на архитектора в строительстве больниц положиться нельзя. То, что ему понравится, может оказаться для медицины ненужным и даже вредным. Таким образом, врачу на время реконструкции или нового строительства приходится осваивать новую профессию и разбираться во всей инженерии вплоть до монтажа сантехники.
Что касается модульных или типовых решений, они хорошо проявили себя лишь на малых объектах, например, ФАПах. В остальном приходится заново изобретать велосипед, то есть проектировать здания с нуля и под запросы конкретной территории. Проверкой на прочность станет для края строительство перинатального центра в Норильске, в Заполярье, где потребуются особый проект и технические решения.
Вадим Янин затронул острую тему стандартов СанПин, которые мешают строить лучше и дешевле. Роспотребнадзор отвергает любые способы отделки стен, кроме одного – гладкого. Очевидно, что влияние стен на развитие внутрибольничной инфекции слишком преувеличено. Есть и другие сомнительные требования, например для пищеблока: обработка яиц должна проводиться в отдельном помещении. Откуда пошла такая норма – сказать трудно. Но это полный абсурд, который законодатели не спешат пересматривать.
Вадим Янин подчеркнул:
– Наши СанПины в итоге приводят к строительству громадных больничных площадей, которые потом дорого эксплуатировать – мыть, освещать, обогревать. Особенно в Сибири. Но я знаю, что можно жить и строить лучше. Мой опыт главврача больницы района Оганер в Норильске, которую в 1992 году построили югославы, это доказывает.
Решения, принятые на Координационном совете «Сибирского соглашения» составят основу предложений, которые будут транслироваться далее на уровень федеральных законов и проектов.
КОММЕНТАРИИ
Михаил САДОВОЙ
председатель Координационного совета по здравоохранению ассоциации «Сибирское соглашение»
– Проведение Координационного совета в Красноярске не случайно: здесь есть опыт строительства крупных медцентров. В этих учреждениях применены новейшие разработки: дизайнерские, архитектурные, строительные. Это позволяет взять Красноярский край за модельный регион для программы строительства медучреждений по всей Сибири. Сегодня в России почти нет медицинских проектировщиков и дизайнеров, нет структур, с которыми можно работать при возведении объектов. Нам нужны партнеры. Обмен мнениями и опытом работы, обсуждение проблем с Координационным советом по строительству – это правильное направление, и мы будем его развивать.
Николай ГЛУШКОВ
депутат Законодательного собрания Красноярского края:
– Я считаю, регионам надо лоббировать свои интересы в области медицины. Когда главврач становится профессиональным строителем, это хорошо только с одной стороны. С другой, медики становятся заложниками капремонтов и строек. Чтобы идти вперед, нужно создавать смежную отрасль – медицинское строительство. Каждый должен заниматься своим делом. Нужно уже сегодня готовить спецов, работать с вузами.
Иван АРТЮХОВ
ректор Красноярского государственного медицинского университета им. проф. В. Ф. Войно-Ясенецкого
– Все больницы клинические. Но в каком проекте учтены классы для занятий будущих медиков? У нас четыре тысячи студентов занимается в больницах. Как соединены образование, лечение и наука? Развитие медобразования идет непосредственно в клиниках. А учебных классов в новых медцентрах не строят. Одна из перспективных задач – подготовка специалистов по инженерной медицинской сантехнике и электрике. И перевод части функций больниц на аутсорсинг.
Валерий КОЖЕВНИКОВ
министр здравоохранения Республики Бурятии
– Деньги на строительство больниц выделяются огромные, но средства необходимо использовать эффективно, с учетом климатических особенностей Сибири. Большие медцентры с учетом растущих энерготарифов могут вытянуть весь бюджет. Я рад, что в Сибири строительство ведется активно, регионы входят в госпрограммы по строительству федеральных высокотехнологичных медицинских центров. Но СанПин и закон о торгах усугубляют ситуацию. Прогресс идет, но есть над чем работать.
Виктория ДВОРНИЧЕНКО
главный врач Иркутского онкологического диспансера
– Наша история – это пример того, как нельзя строить. В Иркутской области так часто менялась власть, что начатое больше десяти лет назад строительство онкоцентра не реализовалось в срок. Наконец клиника появилась. Но, к сожалению, по проекту 20-летней давности. Ситуация с онкопомощью улучшилась, мы сумели совместить нормативы и новые технологии. Но узкие коридоры остались. Наша задача – построить новый радиологический корпус. Надеюсь, найдем хороший проект.
Владимир ПЕЛЕГАНЧУК
министр здравоохранения Республики Алтай
– Больницы необходимо строить вместе с жильем для медиков. В одном проекте. Ведь проблема кадров в медицине острая. В предыдущие годы в республике реконструировано десять ЦРБ, строились республиканские клиники. Мы движемся вперед, но могли бы увеличить темпы, без дополнительного финансирования.
Владимир ТИТОВ
министр здравоохранения Республики Хакасии
– Перемены к лучшему в медицинском строительстве есть и у небольших регионов. Мы тоже входим в федеральные программы строительства высокотехнологичных клиник. Но и проблемы возникают. Бюджет выделяет средства на новую станцию переливания крови. А я не могу найти проект станции. Искал по всей России, смотрел, как строят за рубежом. Но пока подходящего варианта нет. Деньги есть, а где взять качественные проекты, которые учитывают особенности территории, в том числе сейсмику?