В селе Бобровке Большеулуйского района в этом учебном году не откроется основная школа. Учебное заведение в маленьком, отдаленном селе – центр культурной жизни, небольшая вселенная, где детям не только науки преподают, но и социализируют их, развивают. Здесь находится место кружкам и спортивным состязаниям. Здесь проводят свой досуг взрослые. Ведь пойти сельским жителям больше некуда. Нет театров и кино, прогулочных проспектов и торгово-развлекательных центров.
Поэтому закрытие школы воспринимается местными жителями очень болезненно. Сельчане говорят: исчезнет школа – умрет деревня.
Сход против, а школу закрывают
В редакционной почте уже не первое тревожное письмо: закрывается школа в маленьком селе. Первое пришло из Балахтинского района, на этот раз – из Большеулуйского. Родители учеников школы в селе Бобровке пишут:
«В нашей «Бобровской ООШ», филиале МКОУ «Новоникольская основная общеобразовательная школа», два небольших здания: для начальной школы (17 обучающихся) и для 5–9-х классов (27 обучающихся). Ученики 5–9-х классов ходят по двору на обед в школьную столовую, которая расположена в здании начальной школы. Из-за этого в апреле 2019 года состоялось родительское собрание, на котором заместитель главы района по социальным вопросам Борисова объявила, что здание, в котором учатся 5–9-е классы, с нового учебного года будет закрыто. А детей будут возить на школьном автобусе в головную школу – Новоникольскую. В Бобровке останутся только начальные классы. На этом собрании присутствовали не только родители, но и жители села, дети которых уже давно окончили школу. Все были против того, что ученики будут ездить в другую деревню.
Начальник отдела образования администрации Большеулуйского района Межова и директор Новоникольской основной школы Сидорова объяснили это решение тем, что нет средств на строительство теплого перехода из одного здания в другое. Этот переход, с их слов, необходим по предписанию комиссии, которая проводилась в начале 2018–2019 учебного года. Дети не должны ходить по улице в столовую.
Мы, родители, не понимаем, почему в ожидании автобуса детям можно в любую погоду стоять на улице не менее 10 минут, а от здания до здания дойти в течение нескольких секунд до столовой нельзя.
На собрании депутаты сельсовета предложили обратиться к местным предпринимателям, чтобы они помогли с пиломатериалами, а мужчины-родители согласились бесплатно принять участие в строительстве перехода. Нам сказали, что это нереально выполнить.
Тогда родители и учителя предложили один из классов основной школы переоборудовать в пищеблок. Но представители власти снова были против: приготовленную пищу повар не имеет права переносить в термосах из одного помещения в другое.
В мае 2019 года по решению сельской администрации был собран сход жителей, на котором присутствовали родители из соседней деревни Черемшанки, их дети обучаются в нашей школе. Снова все жители, родители и учителя проголосовали за сохранение школы. Но представители власти уверили: в районе нет средств на строительство теплого перехода или переоборудование класса в пищеблок, потому в Бобровке останется только начальная школа.
Члены родительского комитета съездили в Большой Улуй к главе района Любкину, но услышали от него: здание основной школы ремонтировать не будут, дети могут учиться в Новоникольской или Большеулуйской школах. Его действительно не ремонтировали.
Документа о закрытии школы нет, учителя в неведении, где они будут работать. Никто не ставит нас в известность, что будет с нашей школой».
Путь в неизвестность
Школа в Бобровке стоит практически посреди села. В этом небольшом населенном пункте (три улицы, 229 жителей) два места притяжения – клуб и школа. В ограде большая зеленая площадка, с любовью украшенная клумбами и деревянными фигурками. Видно, как трепетно относятся к своему учебному заведению и учителя, и школьники, и их родители.
— Цветы высаживать мы помогали, — рассказывает мама трех детей (старший в 9-м классе, средний в шестом, младший в детском саду) Оксана Салтан. – Посмотрите, как у нас красиво. А нам предлагают все это оставить и отправить детей в Новоникольскую школу.
От Бобровки до Новоникольска 8 км, ходит автобус. Школа кирпичная, более современная. Но родителям она не нравится.
— В Новоникольске кочегарка прямо в здании школы, двора нет: выходишь и сразу асфальтированная площадка. Коридоры узкие, классы и спортзал маленькие. Строилась она как общежитие, — поясняет другая родительница бобровских школьников Ирина Григорович. – Почему мы должны отправлять туда детей, если наша школа хорошая? Пусть деревянная, пусть старая, но теплая и уютная. Я сама в ней училась, теперь мои дети ходят. Да и нелегко учиться не дома: освободился и жди остальных, пока уроки закончатся. Только всех вместе домой повезут.
Родители говорят: раньше школу к новому учебному году белили-красили. И никаких проблем не возникало. Только в прошлом августе приехала в Бобровку комиссия, которая сделала массу замечаний. После этого и стали говорить о закрытии основной школы.
— Мы волнуемся, что будет дальше, — говорит Ирина. – Школы не станет, из села молодые начнут уезжать, останутся одни пенсионеры. И деревня станет умирать. У нас в округе уже все школы закрыли: в Черемшанке, Таежке, Новоеловке, Троицке. Из Таежки и Черемшанки в Бобровку детей привозят.
Справедливости ради скажем: о закрытии младшей школы в Бобровке речи не идет. Нынче здесь сделали большой ремонт: поменяли осветительные приборы, выровняли потолки, оборудовали овощной блок с подачей продуктов через окно, установили новую вытяжку на кухне и очистную установку для питьевого фонтанчика, перекрыли часть крыши.
Хотим, чтобы школа жила
Учителя Бобровской школы рассказывают, что их насторожила реорганизация двухлетней давности. В 2017 году две соседние девятилетки объединили в одну. Новоникольскую школу сделали головной, а Бобровскую присоединили к ней в качестве филиала. Почему? – недоумевают педагоги. Ведь в Новоникольском учебном заведении учеников гораздо меньше: в Бобровской школе 44 ребенка, а у соседей 20.
– Мы уже два года как филиал существуем, хотя в Бобровке все были против объединения, –рассказывает учитель русского языка и литературы Валентина Колтыга. – Мы сами ходили с анкетами по дворам. Но нас поставили перед фактом, пообещали: как работали, так и будете работать. А вот летний оздоровительный лагерь сразу перевели в Новоникольск. И за прошедшие два года в нашей школе ничего не делали. Наверное, можно было что-то исправить, но у нас гвоздя никто не вбил. А когда обсуждалось закрытие основной школы, учителей и вовсе не пустили на собрание. Только спросили нас: «Что вы хотите?». А мы хотим, чтобы наша школа жила.
Когда мы были в Бобровке, до начала учебного года оставалось две недели. Учителя, как обычно, пришли на работу. Складывали в коробки вещи, связывали книги (учебники за 5–9-й класс велели передать Новоникольской школе). Некоторые классы уже стояли пустыми, в других на стенах оставались наглядные пособия. Педагоги не хотят уходить из учебного заведения, в котором проработали не один десяток лет. Многие из них в неведении, найдется ли им рабочее место.
Педагоги перечисляют: в Новоникольской школе предложили работать учителям химии, физики и математики, русского языка и литературы. Преподавателя истории и обществознания отправили в Большой Улуй в молодежный центр, второму учителю русского языка предложили перейти в сельский дом культуры, но она не согласилась, что будет с учителем географии – вообще неизвестно. Из 12 педагогов были уверены в своем будущем только пять.
– Душа болит, с апреля не живем, а маемся, – говорят жители Бобровки. Они не хотят отпускать детей в другие населенные пункты. А главное, не понимают почему их село – второе по уровню рождаемости в Большеулуйском районе (в этом году семь ребятишек появилось на свет) – лишили основной школы.
– Из 229 человек у нас 53 ребенка. Село молодое, – говорит заместитель главы Бобровского сельсовета Ольга Редькова. – Я подсчитала: до 2024 года у нас в школу стабильно 44 ребенка ходит. На собрании я голосовала за то, чтобы ремонт делали и в младшем, и в основном звене. Жители были настроены собрать по тысяче рублей, принести краску и шпатлевку, в выходные ходить ремонтировать, только чтобы школа открылась. Она у нас крепкая.
Отремонтируем, как деньги появятся
В отделе образования Большеулуйского района уверяют: речи о закрытии основной школы в Бобровке не идет.
– Мы приостанавливаем деятельность по реализации программы основного общего образования, –поясняет руководитель отдела образования Алена Межова. – 21 августа 2018 года Рособрнадзор нам выдал предписание о нарушении лицензионных требований. У этой школы нет санэпидзаключения. На устранение нарушений дали всего год. Мы просчитали, заложили финансы, заказали экспертизу. В Бобровке еще и вода плохая – повышенный уровень железа и магния (из-за этого здесь запретили проводить летний оздоровительный лагерь), а СанПиН обязывает сделать ее хорошей.
На какое время закрывается основная школа в Бобровке, представители администрации сказать не могут.
– Как только министерство даст нам деньги, мы тут же ее отремонтируем, — обещает глава Большеулуйского района Сергей Любкин. – А если бы открыли ее с недоделками, получили бы огромный штраф.
Сергей Александрович рассказывает: нынче вложили в это учреждение 700 тысяч рублей из краевого и местного бюджетов. Решили полностью отремонтировать начальное звено, чтобы у проверяющих больше не возникало вопросов.
– Мы родителям поясняли: если распылимся на два здания, не устраним все нарушения. А денег больше не будет, — добавляет заместитель главы района по социальным вопросам Алена Борисова. – Тогда и началку придется на подвоз перевести. Поэтому решили сначала одно здание сделать. Малыши будут дома учиться. А с теплым переходом из основной школы проблема очень серьезная. Здание 1932 года постройки. При строительстве начнет двигаться. Архитекторы говорят: возвести переход возможно, но в какие суммы это выльется. Мы уже в Роспотребнадзор ездили: как выйти из этой ситуации? Говорят: в здании нужно оборудовать пищеблок или буфетную-раздаточную. Но требования строгие: необходимо ставить плиту, раздаточную, моечные раковины. В термосах еду носить школьные СанПиНы вообще не предусматривают.
Бобровская школа только выглядит крепкой. Руководители района перечисляют: здесь нужно трещины и щели в стенах заделать, потолки и пол подлатать, сделать «правильный» туалет (здесь он сооружен хозспособом самими работниками школы), еще один септик выкопать (два уже есть), пороги выпилить (они высокие, как в старых деревенских домах), оборудовать пищеблок и поставить в него технику.
– Всего 5,5 млн рублей получается, — констатирует Сергей Любкин. – У района таких средств нет. Один путь: идти в министерство образования и финансов — просить денег.
Дело принципа?
Родители учеников Бобровской основной школы уже определились, куда их ребятишки пойдут 1 сентября. Большинство написали заявления в Большеулуйскую одиннадцатилетку (в 19 км от Бобровки). И лишь единицы – в Новоникольскую девятилетку. В районной администрации считают, что родители пошли на принцип, сделали детей заложниками ситуации, ведь тем придется каждый день совершать путь вдвое больший, чем до соседней деревни.
– И что они так ополчились на нашу школу? – недоумевает повар Новоникольской школы Галина Черепанова. – У нас вода хорошая – очистные сооружения стоят, кружки разные работают, обучение достойное – за время ее существования (с 1990 года) 33 ребенка высшее образование получили. А что коридоры узкие, так они в хорошие времена более 60 детей вмещали. Всем места хватало.
Крутись, как можешь
Главы районов, где существуют проблемы с малокомплектными школами, жалуются: нет денег на их достойное содержание. Не выделяют. Большинство районов в крае дотационные, им не под силу не то что построить на селе новое учебное заведение, но даже капитально отремонтировать его (как, например, в Бобровке).
Краевой бюджет выделяет средства на устранение в школах недостатков по предписаниям надзорных органов, но это – капля в море.
– Ежегодно в краевой бюджет по программе развития образования закладывается 125 млн рублей на субсидии муниципалитетам, — рассказывает начальник отдела экономического анализа, бюджетного планирования и статистики министерства образования Красноярского края Инна Голубева. – Деньги выделяются муниципалитету на общее количество школ и на число обучающихся в них. Причем на сельского ученика выдается в три раза больше средств, чем на городского: школы в сельской местности маленькие и детей в них немного. И чтобы была возможность подремонтировать эти учебные заведения, край оказывает поддержку.
Какие работы выполнить на эти средства – решает сам муниципалитет. Большеулуйский район, например, из краевого бюджета получил нынче 573,5 тысячи рублей: территория маленькая и детей здесь немного. Основная нагрузка по подготовке школ к учебному году ложится на плечи местного бюджета.
– Это прерогатива муниципалитета заботиться о комфорте и качестве работы учреждений, — отмечают в министерстве образования. — Минобр финансирует только образовательный процесс: зарплата педагогов и матобеспечение классов (опять-таки исходя из количества учеников), а также финансирование руководящих и вспомогательных работников (лаборанты, библиотекари). А обслуживающий персонал (технички и сторожа) оплачивается районом. Тут все без изменений.
Единственный нюанс: в предыдущие годы законодательство позволяло муниципалитетам увеличить расходы малокомплектных школ на учебный и вспомогательный персонал за счет больших учебных заведений. В 2019 году эта норма перестала действовать, и мы ее не продлили – думали, что территории реорганизовали свою сеть, и средств будет хватать. Но процесс оказался длительным. И нынче этот пункт вернется в закон. Депутаты Законодательного собрания рассмотрят его, как только вернутся с каникул.
Стоит отметить, что в этом году из бюджета выделялись дополнительные деньги – на строительство в сельских школах теплых туалетов. Теперь они появились в учебных заведениях даже в самых отдаленных уголках Красноярского края. Было востребовано 63,6 млн рублей.
В министерстве образования замечают: у муниципалитетов есть и другая возможность получить деньги на ремонт школы. Например, поучаствовать в грантовой программе краевого министерства финансов, которое предоставляет выплаты на поддержку социальной сферы муниципалитетов. То есть будут ли отремонтированы школы в отдаленных деревнях, напрямую зависит от активности районной администрации.
Закрытия не предполагает
Сейчас в Красноярском крае 680 малокомплектных школ, обучаются в них 2155 детей. Это все, что осталось после катастрофического снижения количества учеников в послеперестроечные времена. Тогда в деревнях массово закрывались школы, потому что детей не было. Только три года назад количество малышей в районах края начало расти.
— Сейчас закрываются в основном те школы, где мало детей. Или покосившаяся и не подлежащая ремонту школа, а рядом стоит хорошее учебное заведение, куда можно подвозить ребят, — поясняет Инна Голубева. – Решение о закрытии принимают органы местного самоуправления, но с обязательным соблюдением процедуры. Необходимо провести сход и учесть мнение граждан. Если процедура не соблюдена, мы пишем письмо на главу района и предлагаем приостановить реорганизацию до получения положительного мнения местных жителей.
Кстати, как говорит Инна Валерьевна, в Большеулуйском районе приостановление деятельности школы на общем сходе не обсуждалось (нет официального протокола), и главе от минобра ушло письмо с просьбой устранить недостатки: провести сход и все объяснить жителям.
Но в министерстве образования отмечают:
— Даже если не закрывать школу в Бобровке, открывать обучение в ней невозможно — нет разрешения Роспотребнадзора.
Плохо муниципалитеты работают с населением, замечают в минобре, не могут объяснить цель реорганизации малокомплектных школ, которая перманентно идет в крае вот уже 10 лет. Еще в 2009 году в некоторых муниципалитетах открылись 200 филиалов учебных заведений.
— Реструктуризация замысливалась, чтобы улучшить качество образования, — говорит Инна Голубева. – В селах нет достойной материальной базы, педагогический состав возрастной.
А создание филиалов позволит объединить кадровый ресурс, педагогов, работающих в больших школах, ориентировать на малые. Чтобы они в режиме командировок ездили в села и деревни и проводили занятия. Соседние школы могли бы пользоваться материальной базой друг друга: спортивными залами, компьютерными классами. И административная нагрузка на малые школы снижается, если они становятся филиалами. Реструктуризация не предполагает закрытия школ. Но если муниципалитет не может донести это до населения, люди не понимают и начинают возмущаться.
Фото автора