Большие строительные вопросы маленьких городов

Большие строительные вопросы маленьких городов
Изображение сгенерировано нейросетью

Строительство социального жилья является более затратным способом по сравнению с другими мерами господдержки детей-сирот и бюджетников, а механизм разработки документов территориального планирования на муниципальном уровне нуждается в совершенствовании. К таким выводам пришла Счетная палата Красноярского края по итогам своих проверок. Сегодня на эту тему беседуем с аудитором контрольно-счетного ведомства Олегом Менделеевым.

– Олег Геннадиевич, почему Счетная палата края решила проверить строительство жилья для детей-сирот и бюджетников?

– На протяжении многих лет вопросы обеспечения жильем детей-сирот и работников бюджетной сферы остаются одними из наиболее острых в крае. На начало 2022 года в списках на получение жилья из специализированного жилищного фонда находились около девяти с половиной тысяч детей-сирот и приравненных к ним лиц, в том числе достигших 23 лет. Также, по оценкам краевых отраслевых ведомств, почти четыре тысячи бюджетников нуждались в служебном жилье.

Существующие объемы предоставления жилья детям-сиротам за счет субвенций кардинальным образом не решали проблему, поскольку в территориях края не было столько подходящих квартир. Поэтому в 2021 году ввели дополнительную меру поддержки в виде жилищных сертификатов, которая сократила количество очередников.

Чтобы снизить остроту вопроса, в 2022–2024 годах в регионе запустили пилотный проект по строительству за счет краевого бюджета 11 многоквартирных домов разных типов общей площадью почти 26 тысяч квадратных метров в 10 муниципальных образованиях. Дополнительно в бюджете были запланированы расходы на проектирование трех двухквартирных домов в Туруханском районе*. Построенные дома планировалось передать из краевой в муниципальную собственность для последующего предоставления гражданам.

Именно выполнение этого нового проекта стоимостью 1,8 миллиарда бюджетных рублей и предложили проверить Счетной палате депутаты Законодательного собрания края.

– И к каким выводам вы пришли? Эксперимент оказался удачным?

– Отчасти. Если говорить о плюсах, то за два года были построены 10 домов, квартиры в которых получили 109 детей-сирот и 167 бюджетников. В целом это, конечно, составляет небольшую долю от общего количества нуждающихся, но в некоторых территориях это позволило снизить остроту жилищного вопроса.

Однако в ходе нашей проверки был выявлен ряд недостатков и нарушений. На момент контрольного мероприятия не было завершено возведение 20-квартирного дома в Нижнеингашском районе* и проектирование домов в Туруханском районе*.

В Ужуре и Канске возникли вопросы по исполнению подрядчиками своих обязательств по государственным контрактам.

В Ермаковском*, Шушенском* и Курагинском* районах передача объектов в муниципальную собственность производилась в длительные сроки, в течение которых имущество находилось на ответственном хранении или в безвозмездном пользовании органов местного самоуправления.

Четыре квартиры в Ачинске, Ужуре и Ермаковском районе* были предоставлены лицам, не относящимся к категориям детей-сирот и работников бюджетной сферы. А шесть квартир в Ачинске, Ужуре и Большемуртинском* районе оставались незаселенными.

Также в ходе выездного осмотра мы установили, что отдельное оборудование в построенных домах не эксплуатировалось, в том числе дорогостоящие подъемные платформы для маломобильных групп населения. В Ужуре такие конструкции были вовсе демонтированы собственником в связи с попытками кражи электрооборудования и хранились в подвале дома. В жилом доме в Канске на момент проверки были отключены щиты управления дымоудаления и пожарная система, что создавало дополнительные риски безопасности.

Все вышесказанное свидетельствует о недостаточной эффективности использования переданного имущества.

Кроме этого, нами была проанализирована и эффективность расходов. Выяснилось, что средний объем расходов бюджета на проектирование и строительство квартир для детей-сирот в расчете на одного человека существенно превышает объемы, потраченные на приобретение жилья, как в рамках субвенции, так и в рамках жилищных сертификатов.

Тем не менее, несмотря на то что строительство нового жилья является более затратным по сравнению с другими мерами, этот способ может быть использован в качестве дополнительного в совокупности с другими инструментами обеспечения жильем. Особенно это актуально для муниципальных образований, где слабо развит жилищный рынок.

– Во время проверок вы не только изучаете нормативную базу, но и выезжаете в разные муниципальные округа края. Как вы оцениваете уровень подготовки документов на местном уровне и квалификацию муниципальных специалистов?

– Если продолжать строительную тему, то в этом году мы проверили, как в муниципальных образованиях организована работа по подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.

В 2024 году на разработку градостроительной документации из краевого бюджета в рамках конкурсного отбора было распределено между муниципальными образованиями 100 миллионов рублей. При этом по итогам заключенных муниципальными заказчиками контрактов с учетом фактически сложившейся стоимости работ объем средств снизился почти на 59 %, а в некоторых муниципалитетах – более чем на 70 %. В результате за счет израсходованных средств в 20 территориях удалось подготовить 45 градостроительных документов.

Мы считаем, что столь значительное снижение по итогам закупок свидетельствует о недостаточной обоснованности той стоимости работ, которая использовалась органами местного самоуправления при подаче заявок в министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства края.

Кроме того, при анализе процедуры конкурсного отбора были выявлены существенные пробелы и недостатки в нормативном правовом регулировании порядка предоставления субсидий, которые не обеспечивали прозрачность распределения средств.

В целом все это снижает эффективность расходования бюджетных средств в рассматриваемой сфере.

При проверке закупок на разработку градостроительной документации, произведенных органами местного самоуправления, также были выявлены отдельные нарушения закона о контрактной системе.

– Обычно Счетная палата края по итогам своих проверок вносит предложения, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Что в этом случае вы рекомендуете сделать на краевом и муниципальном уровне?

– Хочу отметить, что с 1 января 2027 года вступят в силу положения нового федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления, которые изменят подходы в этом вопросе.

В соответствии с ним полномочия по разработке градостроительной документации будут закреплены за регионами, но могут быть переданы органам местного самоуправления отдельным краевым законом. В случае такого перераспределения финансирование будет осуществляться за счет единых нормативов отчислений от налоговых и неналоговых доходов и за счет межбюджетных трансфертов.

На сегодняшний день в нашем регионе окончательного решения по этому вопросу не принято. Но мы предложили рассмотреть возможные варианты по реализации полномочий при подготовке единых документов территориального планирования и градостроительного зонирования, чтобы в будущем сократить общее количество градостроительной документации.

Также по итогам проверки мы рекомендовали откорректировать действующий механизм предоставления субсидий, чтобы учесть выявленные недостатки и нарушения в случае установления аналогичного расходного обязательства в будущем. Надеемся, что к нашим рекомендациям ответственные лица прислушаются.

* В соответствии с законом Красноярского края «О территориальной организации местного самоуправления в Красноярском крае» с 19 июня 2025 года Нижнеингашский район преобразован в Иланско-Нижнеингашский муниципальный округ, Туруханский район – в Туруханский МО, Ермаковский район – в Ермаковский МО, Шушенский район – в Шушенский МО, Курагинский район – в Курагинский МО, Большемуртинский район – в Большемуртинско-Сухобузимский МО.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности