«Брежневки». Спартакиада. Детсады

Градоначальнику прошлых лет приходилось решать те же проблемы, что и сейчас

«Брежневки». Спартакиада. Детсады Градоначальнику прошлых лет приходилось решать те же проблемы, что и сейчас

Красноярск отметил 387-й «день рождения». У города богатая история, интересный путь, свое лицо. Но Красноярск рос и развивался не сам по себе. Ему постоянно требовались руководство, внимание, защита интересов на разных уровнях власти. Одним из таких руководителей-защитников с 1972 по 1979 год был Анатолий Ильич МОРЕВ, которому 14 июня исполнилось 90 лет.

Кто построил Взлетку

– Анатолий Ильич, как вы стали мэром Красноярска?

– Раньше эта должность называлась иначе – председатель Красноярского совета депутатов трудящихся. А как стал им… По большому счету получилось так: «Партия сказала надо, комсомол ответил – есть!» На тот момент, когда освободилось место председателя горисполкома (конец 1971 года), я был заместителем председателя исполкома крайсовета. По определенным причинам из городских функционеров на этот пост никто не подошел. Да, собственно, его никто особо и не стремился занять…

– Почему?

– Ответственность слишком большая. Тяготы, невзгоды, проблемы, коммунальное хозяйство – за все это предстояло отвечать. Охотников было немного. К делу подключился крайком КПСС в лице первого секретаря Владимира Ивановича Долгих. Он предложил рассмотреть кандидатуры своих заместителей. В результате выбрали меня, и с января 1972 года я приступил к новым обязанностям.

– Вы сказали, что ответственность большая. А проблем в городе много было? Какие из них самые острые?

Анатолий Морев– Практически те же, что и у нынешних властей: ветхое и аварийное жилье, коммунальное хозяйство – все проблемы растущего города. Сложная обстановка была с нехваткой жилья. Если помните, тогда строили хрущевки. Они, безусловно, сыграли важную роль в решении квартирного вопроса, но дальше их строить было нельзя. Это же не квартира – скворечник. И перед городом встала задача. Вернее, две. Первая – нужно было определить новую серию домов на смену хрущевкам. И вторая – подобрать новые площадки для массовой застройки.

– Тогда стали строить «ленинградки»?

– «Ленинградки», серия 111-142, появились у нас чуть позже, примерно с 1975 года. А в 1972-м мы остановились на 97-й серии. В народе ее называли «новой планировки», или попросту «брежневка». Мы искали тогда по всей стране оптимальный вариант для Красноярска и остановились на ней. Во-первых, это позволяло увеличить высотность домов. Во-вторых, можно было возводить их, вписываясь в особенности городского ландшафта. И главное, на первых этажах домов – проектировать магазины, аптеки, точки общепита и прочие социально важные учреждения. То есть одним выстрелом мы убивали сразу двух зайцев – получали новые микрорайоны с уже готовой социальной инфраструктурой.

– Долго шел процесс реализации проекта?

– Сравнительно быстро. Серию доработали красноярские специалисты. Было принято решение: сначала сносить ветхое и аварийное жилье и на этом месте строить новые дома, попутно уже подбирая площадки для новых микрорайонов. Тогда, к примеру, началась застройка Взлетки. На тот момент там было чистое поле, так что пришлось все делать с нуля и быстро.

На том этапе в Красноярске начали сдавать в эксплуатацию много нового жилья. Не сравнить, конечно, с современными показателями, но все же. Если в 1972 году мы построили около 300 тысяч квадратных метров, то уже к 1978 году возводили по 450 тысяч. Вместе с жильем требовалось строить новые водозаборы, очистные сооружения – это был сложный вопрос. Но во многом нас спас тот факт, что Красноярск шел отдельной строкой в народно-хозяйственном плане в крае, у нас был независимый бюджет. Красноярск тогда входил в пятерку городов непосредственного подчинения: Москва, Ленинград, Свердловск, Новосибирск и мы. Это дало возможность рационально использовать средства на строительство.

– Тогда крупные предприятия также заботились о жилье для своих работников?

– Да, выделяли средства, но постоянно возникали какие-то проблемы, в результате чего было много недостроев. Удалось договориться с руководством предприятий: все планируемые для строительства жилья деньги будут идти в казну горсовета. Взамен город выделял предприятиям готовые квартиры. Как только мы объединили средства и силы, стало легче маневрировать и с площадками, и со строительством домов. Дело пошло быстрее. Все это позволило хоть немного улучшить ситуацию с очередями на получение квартир, с очередностью в детсады, увеличить количество учреждений общепита.

Спартакиада – локомотив для города

– Анатолий Ильич, какими проектами вы гордитесь, за что несли особую ответственность и, глядя на нынешнее время, какие могли бы дать советы нынешним властям?

– Мы в 1973 году утвердили генплан, который старались строго выполнять. Планировали строительство микрорайонов, сразу обеспечивая их социальной инфраструктурой. Решая стоящие перед городом проблемы, не забывали о будущем. Заботились, чтобы город был просторным. Радует, что сейчас власти наконец-то отказались от точечной застройки в центре города. Мы старались сохранить объекты культурного наследия. Строили школы и детсады, потому что знали: Красноярск будет расти.

– Сейчас строителям, наверное, не помешало бы при возведении новых кварталов заботиться о наличии в них школ, детсадов и прочего?

– В то время детскими садами город был обеспечен, в том числе заводскими и ведомственными, которые финансировались самостоятельно за счет предприятий. В постсоветский период власти допустили ошибку, позволили избавиться от детсадов, распродать их. Сейчас город решает этот вопрос, и, надо сказать, неплохо. Думаю, проблема при нынешнем подходе будет решена быстро. По большому счету сейчас власть исправляет ошибки предыдущих лет, когда у всех стояла цель выжить, о будущем как-то не думалось.

– Сегодня много говорится о развитии Красноярска. Большие надежды связывают в том числе с универсиадой. Вы ведь занимались строительством объектов к серьезным спортивным соревнованиям?

– Да, в 1974 году проводилась IV зимняя Спартакиада народов РСФСР. Во время подготовки к ней построили объекты в Бобровом логу, трамплины, лыжные дорожки. На наших трамплинах потом прошли крупные соревнования: V и VI зимние Спартакиады народов СССР 1982 и 1986 годов, чемпионаты СССР по прыжкам на лыжах. Такие мероприятия многое дают городу. Да, объем работ и затрат настолько велик, что многие задаются вопросом, а нужно ли это, тем более в трудное время. Нужно. Подобные события, как локомотив, тянут за собой очень важные моменты. После соревнований останутся прекрасные спортивные объекты, объекты социальной значимости, дороги. Вырастет престиж города, наконец.

– Так ли значим престиж города? Есть же вещи поважнее? Экономика, экология, здравоохранение…

– А также культура, безопасность, в целом комфортная среда обитания… Все это нужно городу в комплексе. И при этом в немалой степени важен престиж. Причем в глазах не только и не столько всех россиян, сколько в глазах самих красноярцев. Нам нужен город, которым можно гордиться, в котором хочется жить, из которого молодежь не будет уезжать в столицы или вообще за границу.

Анатолий Ильич МОРЕВ

Родился 14 июня 1925 года в селе Малая Иня Минусинского района Красноярского края в крестьянской семье.

Из десятого класса Анатолия Морева в январе 1943 года направили на учебу в Харьковскую военно-авиационную школу.

В апреле 1944 года – демобилизация по причине инвалидности.

В 1949 году оканчивает Красноярский лесотехникум и становится инженером треста «Хакаслес».

С 1951 по 1954 год – студент Сибирского технологического института.

С 1955 года начинает работать по партийной линии. Сначала в Хакасском обкоме партии, затем в Абаканском горкоме КПСС.

В 1966 году его переводят в Красноярск заместителем председателя крайисполкома.

В 1972–1979 годах возглавляет горсовет Красноярска.

В сентябре 1979 года утвержден председателем краевого комитета народного контроля.

Сейчас Анатолий Ильич на пенсии. Живет в скромной двухкомнатной квартире вместе с супругой.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного