Участковый – самый близкий народу представитель закона. Результат его работы во многом зависит от того, насколько теплый контакт удастся установить с жителями района.
Есть пенсионерка – нет преступлений
– Я вчера обращалась к нашему участковому. Лавочка у нас пропала, – председатель подъезда дома по улице Попова Лидия Николаевна Опалина сидит в крохотной комнатке опорного пункта полиции. Здесь она фактически своя – настолько часто бывает. – У нас лавочки же были, ножка у одной сломана, сказали, починят, и забрали ее. А потом управляющая компания рассыпалась – и все, нет скамейки, а ведь она за наши деньги куплена. В управляющей компании мне ничего не сказали – да до них вообще не дозвонишься.
Владимир Антонов, старший участковый отдела полиции № 2 межмуниципального управления МВД России «Красноярское», слушает этот рассказ и привычно кивает, настолько эта ситуация знакома. 18 лет назад, когда он только начал свою службу, считал, что будет, как Шарапов, ловить особо опасных преступников. Все оказалось намного проще, улыбается он, сейчас ищет скамейки, мешки сахара, телефоны и планшеты, пытается утихомирить буйных супругов, ищет, кто разбил стекла… Ну а что, жизнь – она такая, проще, чем в кино.
Тем временем Лидия Николаевна, она же супербабушка, как называют ее в районе, вспоминает, как ловила мальчишек, пытавшихся «разуть» автомобиль. Все тоже оказалось просто. Сняла на телефон – и принесла участковому. Злоумышленников задержали, как говорится, по горячим следам.
Кажется, что в шутку, а на самом деле серьезно Лидия Опалина говорит: с Владимиром Александровичем «работает» вместе, знает наперечет всех хулиганов и неблагонадежных.
– Я на них, на подростков, ругаюсь, а все равно помогаю, как могу, – жалко их, у меня же самой 13 внуков. И ребята благодарные, здороваются всегда. В прошлом году меня машина сбила – и они сразу пришли: говори, бабушка, кто это, – мы ему голову оторвем…
Лидия Николаевна – первый житель дома на Попова, 10, сейчас почти полностью заселенного пенсионерами. Именно пожилые люди, отмечает Владимир Александрович, помогают бороться с преступностью.
– У нас пенсионерки очень активные. Смех смехом, но есть небольшая территория, где преступлений мало совершается. А почему? Потому что и день и ночь там одна бабушка курсирует. Всегда есть свидетель. Она – без преувеличения – глаза и уши этого района.
Вместо семейного психолога
Участок у Владимира Александровича очень большой: от «Строителя» до Овинки, подучетных – граждан, которых нужно контролировать, – много, только владельцев оружия более 700 человек. Кого-то нужно проведывать раз в месяц, кого-то – раз в квартал – днем, ночью, в выходные и праздники. Кто-то сам приходит отмечаться.
– Я с Владимиром Александровичем познакомился три года назад, когда приходил вставать на учет, – рассказывает 50-летний Сергей, он освободился условно-досрочно несколько лет назад, отбывал наказание за убийство и потому должен был приходить отмечаться. – Когда шел в первый раз, мысли тревожные были. Когда уже пришел, представился, рассказал, кто я, посидели, поговорили… Вижу, что мужик нормальный. И на душе спокойно стало. Теперь все – общаемся, как простые граждане. Антонов – человек с пониманием. Работу свою знает, если есть сложные ситуации, и инструкцию выполнит, и по-человечески отнесется.
– Мы трудоустройством напрямую не занимаемся – нет такого у нас в задачах, – поясняет участковый. – От нас зависят только характеристики, которые может запросить работодатель. Но если можем, всегда поспособствуем хорошему человеку. Раньше, до кризиса, к нам много индивидуальных предпринимателей обращалось: торговля, прием стеклотары, они с удовольствием брали наших подопечных. Сейчас все сложнее.
Андрей отсидел пять лет за наркотики. Потом освободился по УДО и работу нашел, можно сказать, только благодаря помощи участкового. Сейчас работает на хорошей должности в сфере ЖКХ.
– Владимир Александрович всех в районе знает, вот он мне и подсказал, где инженер нужен. Сейчас уже просто так общаемся: помогаю искать, кто стекла разбил, например, или еще что…
Антонов знает семью Андрея хорошо – это тоже входит в его обязанности: чтобы наладить контакт с подопечным, нужно понимать его поведение, психотип, как сказали бы психологи, знать, где, с кем и как он живет.
Сейчас настоящая беда для инспекторов – упразднение вытрезвителей. Когда поступает звонок из семьи о пьяном дебошире, человека буквально некуда забрать. Но и не отреагировать на вызов тоже нельзя. Вот и приходится полиции иногда идти на хитрости: приглашать в отделение, вести беседы. Казалось бы, ерунда, а человек прогуляется до участка – проветрится, остынет, так, глядишь, и преступлений на бытовой почве меньше будет.
Дядя Вова
Владимира Антонова на его участке знают все и за глаза называют дядей Вовой. Оно и неудивительно: кто-то из поднадзорных буквально вырос на его глазах. Казалось, еще совсем недавно приводили подростка в участок как малолетнего хулигана, а вот он уже приходит отмечаться после «отсидки».
– Но, к счастью, есть и те, кто исправляется, – по-доброму улыбается участковый. – У нас часто спрашивают, наставляем ли мы на путь истинный. Да мы каждый день этим занимаемся. Вон, можете немного пройти – там у нас в магазинчике Даша работает.
Даша, как говорят на участке, была конченой наркоманкой: употребляла со времен школы, казалось, что на нее-то повлиять уже ничто не может. И вот в 40 лет после многочисленных разговоров с участковыми что-то щелкнуло: съездила пролечилась в соседний район и теперь спокойно работает.
– А с кем-то вообще уже ничего не сделать, – вздыхает Владимир Александрович. – Бесполезно – никакие разговоры-уговоры не помогают.
Опорный пункт полиции пустует редко – слишком уж много задач у участковых уполномоченных: и пожарная безопасность (они проводят «лекции» для дачных обществ), и поиск уклонистов, и борьба с курением. Всем отделом вспоминают, как однажды привели двух девчонок, которых бдительные старушки застукали с сигаретами. Говорят, впечатление этот «привод» на них произвел настолько сильное, что теперь о курении даже не думают – и со всем отделом исправно здороваются. Особенно с дядей Вовой, который профилактические беседы вел.
Машину участкового можно увидеть рядом с опорным пунктом и рано утром, и поздно вечером, и в праздники, и в выходные.
– А мне не спится, я взял и приехал. Нет, в шесть утра вряд ли, а вот уже часов в семь часто бываю на работе, – улыбается Владимир Александрович. – В это время есть возможность поработать спокойно. Тысяча и одна обязанность у участкового, и нужно все успеть и охватить. Семья уже привыкла.
Можно было бы уже давно сдаться и поменять работу, но в районе Антонова любят, уважают. Пожалуй, это и дает силы.
Во время нашего разговора к нам подходит та самая супербабушка.
– Лидия Николаевна, – зовет он ее. – Лидия Николаевна! Нашлась ваша скамейка. Обнаружили ее в одном из подвалов района.