Будущее техосмотра: сохранить нельзя отменить

Почему у экспертов нет единого мнения

Будущее техосмотра: сохранить нельзя отменить Почему у экспертов нет единого мнения

Краевая прокуратура сообщает: в ходе проверок выявлены факты незаконной продажи диагностических карт техосмотра. При этом реальная проверка технического состояния автомобилей не проводилась.

Рай для автомобилистов

Так, в Свердловском районе Красноярска сотрудник одной компании продал карту за 800 рублей, две других реализовал индивидуальный предприниматель по 1 200 рублей за каждую. При этом коммерсант не имел полномочий на проведение техосмотра. Нарушителям грозит штраф от 100 до 300 тысяч.

Судя по заявлению Российского союза страховщиков, подобные факты – капля в море, поскольку 80 процентов отечественных автомобилистов ездят с поддельным техосмотром. То есть этих граждан либо нет в базе ЕАИСТО (единая автоматизированная информационная система технического осмотра), либо диагностическая карта выдается без реальной проверки состояния транспортного средства.

Наверняка почти каждый автовладелец скажет, что этим данным вполне можно доверять. После того как Госавтоинспекцию отстранили от проверки состояния транспорта и ушли в прошлое цветные талоны на лобовом стекле, ситуация изменилась кардинально. Штраф за отсутствие техосмотра может быть наложен только на водителя легкового такси, автобуса или грузового автомобиля, предназначенного для перевозок людей либо опасных грузов. Его размер составляет 500–800 рублей. Всем прочим можно даже не возить с собой диагностическую карту – фактически сейчас она необходима только для получения страховки, за отсутствие которой предусмотрено действительно ощутимое наказание – машину могут отправить на штрафплощадку.

По сравнению с прежними временами, когда приходилось выстаивать очереди в соответствующих пунктах ГИБДД, а иногда и на самом деле устранять выявленные неисправности, нынешние времена кажутся настоящим раем. На эту перемену мгновенно отреагировал бизнес. Сегодня множество компаний совершенно откровенно предлагает свои услуги по получению диагностической карты – цитирую одно из рекламных объявлений – «без осмотра ТС за 15 мин.» с внесением в базу ЕАИСТО ГИБДД. Клиент вообще может не вставать с дивана – от него требуется отправить по Интернету отсканированную копию СТС, также сообщить марку шин, топлива и пробег. Стоят подобные услуги не так уж дорого – около или чуть более тысячи рублей. Правда, при этом рискуют и покупатель, и продавец: первого, как уже было сказано, может не оказаться в базе и поэтому страховку он не получит, второго, если выяснится, что причиной аварии стала техническая неисправность, могут оштрафовать на сумму до 300 тысяч рублей. Часто за такими объявлениями скрываются обычные мошенники.

Рудимент прошлого

Однако даже если автовладелец внесен в базу и диагностическая карта получена у официального оператора, это еще не означает, что транспортное средство проверено по всем правилам. Чем это чревато – отдельная тема. Однако не только среди водителей, но и экспертов уже давно бытует убеждение, что техосмотр – рудимент прошлого.

Вот несколько типичных мнений.

«Дело в том, что сама система техосмотра ничего не дает для безопасности движения и совершенно не влияет на аварийность, – считает известный автомобильный журналист Александр Пикуленко. – Форма, по которой сейчас практикуют получение диагностической карты, сейчас всех устраивает – она наиболее правильная и наиболее удобная… Проверять техническое состояние нужно, я считаю, у автомобилей, занятых на коммерческих перевозках, у спецтранспорта и у такой категории, как автобусы, например. Частные автомобили вполне достаточно проверять раз в несколько лет, потому что сейчас техника выпускается надежная».

«Техосмотр – это уже рудимент в современном автомобильном мире, – говорит его коллега Вячеслав Субботин. – Современные машины обслуживаются на технических сервисах, на специализированных или еще на каких. Да и современная машина сама по себе такая, что если она неисправна, то сразу закричит, встанет и сама скажет владельцу: все, меня пора везти в сервис. Техосмотр – это порождение 70-х годов, сплошные взятки, коррупция и обман».

В пример эксперты, как водится, приводят самую автомобилизированную страну мира – США: во многих штатах он вовсе упразднен, а там, где остался, проверяют только исправность ремней безопасности.

Перемены необходимы

С надежностью новых современных авто никто не спорит, но есть и другие данные: 60–70 процентов российского автопарка составляют подержанные машины, часто очень подержанные. Кроме того, нельзя опровергнуть связь безопасности движения и исправности транспорта.

– Даже визуально мы видим, что количество транспортных средств, которые передвигаются по дорогам с техническими неисправностями, с каждым годом становится все больше, – говорит врио начальника УГИБДД МВД России по Красноярскому краю Алексей Членов. – Об этом свидетельствует и наша статистика: за девять месяцев прошлого года произошло 90 дорожно-транспортных происшествий с участием машин, у которых выявлены различные технические неисправности, а за тот же период нынешнего года – уже 1 116. Хотя сейчас мы не имеем отношения к техосмотру, на мой взгляд, эта сфера нуждается в кардинальных переменах. Нужно повышать ответственность организаций, проводящих его. Кроме того, надо сделать так, чтобы самому автовладельцу было невыгодно проходить легкий, фактически липовый техосмотр.

Мнения о том, что перемены необходимы, судя по всему, придерживаются и сами страховщики, в ведении которых как раз и находится техосмотр, – они выбирают операторов, которые его проводят. Российский союз автостраховщиков предлагает внести ряд изменений в КоАП РФ, в частности наделить органы МВД правом проводить расследования нарушений в сфере техосмотра и ввести штрафы за его отсутствие для транспортных средств всех категорий. В ходе рабочих встреч с представителями Минэкономразвития и Госавтоинспекции, сообщает сайт РСА, достигнуто предварительное согласие по изменению законодательства в сфере техосмотра. Однако считающих, что любое закручивание гаек приведет лишь к путанице и подорожанию техосмотра, также достаточно много.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного