Незаметно пролетит еще несколько лет, и мой сын окончит школу. Перед ним встанет вопрос выбора профессии. Мы уже сейчас об этом с ним говорим. Перебрали, кажется, все, что только можно: инженер, биолог, артист, журналист, переводчик, педагог, врач… А недавно я ему предложил посмотреть в сторону сельского хозяйства. Стать агрономом или ветеринаром.
Сын задумался
Ребенок, дитя эпохи потребления, сразу спросил:
– А они хорошо зарабатывают?
Я вспомнил парочку знакомых агрономов и ветеринаров, кое-что прикинул в уме и ответил:
– Они, в общем-то, люди вполне обеспеченные. Не бедствуют. А главное, хороший агроном или ветеринар всегда очень нужен. Как и любой специалист на селе. Люди способны обойтись без многого. Без еды – только пару дней. Значит, работа на земле никогда не закончится. Кстати, молодым специалистам на селе и жилье дают, и подъемные. Машину купишь и вообще будешь первым парнем на деревне. Девушки будут шептаться: «новый агроном приехал…»
Впрочем, девушки его пока интересуют меньше, чем автомобили. Спрашивает:
– А у агрономов хорошие машины?
– Одного знаю, ездит на своем «Крузере».
С детьми надо разговаривать как со взрослыми, не сюсюкая. Поэтому дальше я рассказал ему так, как сам думаю.
Если в стране вдруг исчезнут все маркетологи, мерчендайзеры, коучеры, комьюнити- и аккаунт-менеджеры, то страна это сразу и не заметит. А может, и вовсе. Но если вдруг некому станет работать на земле, если не станет зоотехников и ветеринаров, доярок и скотников, комбайнеров и трактористов, инженеров по сельхозтехнике и агрономов – это быстро ударит по каждому.
Кажется, сына я убедил. Он задумался. Смотрю, полез в Интернет. Ищет: «чем занимается агроном?». Так что, красноярский агроуниверситет, готовься. Может, созреет. Хотя и учитель, и врач – тоже на деревне парни далеко не последние.
Холодильник против телевизора
Прошли те времена, когда советский человек, воодушевленный пропагандой и лозунгами, ударно трудился на стройках социализма за пайку хлеба или обед в рабочей столовке. Рывком преодолев дефициты и талоны на продукты, последние пару десятилетий мы стали в массе своей питаться хорошо и разнообразно. Быстро привыкли к огромному выбору продуктов на прилавках, к гипермаркетам и супермаркетам, иногда балуем себя деликатесами. К хорошему привыкаешь быстро, а отвыкать трудно.
В современном российском обществе, узнавшем наконец, что такое 30 сортов колбасы и курица, разделанная на «запчасти», что такое йогурты в красивых упаковочках и молоко от пяти местных производителей в любом магазине, холодильник всегда будет брать верх над телевизором. В том смысле, что можно сколько угодно говорить о величии родной страны, но если холодильники у народа опустеют, то никакая власть не удержится в своем кресле, даже телевизор ей не поможет.
Лицом к селу
К счастью, власть это прекрасно понимает и сейчас стала прислушиваться к нуждам крестьянина, спрашивать у него: не надо ли чего? Может, помочь? Может, нужны субсидии? Дотации? И помогает серьезно и решительно. Например, в нашем крае в этом году, по данным минсельхоза, общий объем средств на реализацию программы поддержки АПК составит более 6,3 млрд рублей, из которых почти 4,5 – средства краевого бюджета и 1,8 млрд рублей – федерального. Это больше, чем в любом другом регионе СФО.
Захотел торговать продукцией, выращенной в собственном фермерском хозяйстве или на своем подворье? Милости просим в город, на ярмарку – их сейчас проводится в разы больше, чем еще пару лет назад. И бесплатным торговым местом обеспечат, и покупателей позовут. В крае государство помогает купить хозяйствам современную технику с помощью льготных кредитов, идет навстречу тем, кто собрался открыть мини-завод по переработке мяса и молока (губернатор вообще считает, что они должны быть в каждом районе, да не по одному), наметили целую программу по строительству овощехранилищ, которых у нас остро не хватает. Оказывается грантовая поддержка сельским товаропроизводителям.
Поэтому, слава богу, холодильники у нас пока не пустуют. Даже сейчас, в условиях санкций и экономического кризиса, когда из торгового ассортимента исчезла масса импортных продуктов. А помните, когда все еще только начиналось (санкции были введены в августе прошлого года), раздавались голоса скептиков: «Ну все, теперь точно кранты. Вот сейчас последние запасы доедим, а зимой…» Однако прошла зима, и ничего страшного не случилось. «Весной обязательно будем лапу сосать, без импортных продуктов не выживем, сами-то ничего не производим», – продолжали гундеть либералы. Однако и весной очередей за хлебом не наблюдалось. Прошедшим летом полки тоже не опустели. Сейчас вон опять урожай собрали будь здоров.
Да все получится!
Тем временем у самых запасливых в мешках с крупой завелись жучки. Паникеры приумолкли, больше не пугают нас голодом и дефицитом. Народ как затаривался в гипермаркетах, толкая перед собой полные тележки, так и затаривается. Конечно, на цены мы стали смотреть более внимательно – они заметно подросли, копеечку приходится считать. Но не голодаем ведь, скажем честно. И выбор пока есть. С мясом нет проблем, с яйцами, маслом, крупами…
Импортозамещение (над этим словом тоже кое-кто посмеивался) работает и приносит результаты. Место исчезнувших импортных продуктов стремительно занимают продукты наши, сибирские. Вон недавно министр сельского хозяйства края Леонид Шорохов сообщил, что «по итогам первого полугодия 2015 года в регионе произвели 203 тонны сыра. Это почти на 54 % больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 года».
Также в крае увеличилось производство сливочного масла, макаронных, колбасных и хлебобулочных изделий. Вот-вот заработает на полную мощность свинокомплекс в Большой Мурте, строятся и другие.
Значит, можем? Ну а почему нет? Если волю собрать в кулак – все можем. В войну вон Красноярский край стал главной житницей Сибири. Читал недавно, как у нас тогда мобилизовалось все сельское хозяйство, как резервы изыскивали. Сахарную свеклу в крае выращивали, арбузы в Мотыгинском районе, помидоры и яблоки в огромных количествах, не говоря о зерне.
А уж при современном-то уровне агротехнологий, при той технике, которая работает в лучших хозяйствах края, где урожайность – как на Кубани, стыдно самих себя не накормить. И накормим.
Без села город пропадет
Нам бы еще социальные проблемы села решить: дороги, инфраструктура, качество медицины и школьного образования, доступность бытовых услуг. Задача номер один, которую ставит губернатор Толоконский.
Сегодня средняя зарплата на селе в два, а то и в три раза ниже, чем в городе. А труд – в несколько раз тяжелей. Коровку вырастить да прокормить, поле засеять, выходить и убрать – это вам не «медиаплан» в офисе составить. Поэтому крестьянин должен жить не хуже, чем в городе, ни в чем не нуждаться. А может, и лучше, он этого заслуживает. Без него мы, городские, пропадем. То, что у нас на полках супермаркетов и на ярмарках пока изобилие, – его заслуга.
Я ведь не рассказал сыну главного, чтобы пока не пугать пацана. Подрастет, расскажу, а то потом скажет, что не предупреждал. Крестьянский труд – это постоянная пахота, часто без выходных и отпусков. Вставать в пять утра, влезать в резиновые сапоги и топать на ферму, в поле, в теплицу, чтобы накормить страну. Руки в мозолях, грязь под ногтями, которую неделю надо отмывать, спина отваливается… И все время надо думать: взойдет – не взойдет, уродится – не уродится. То ли градом урожай побьет, то ли дожди убрать не дадут. Как все успеть? Чем скотину кормить? Когда пахать? Не сгниет ли сено? Не обманут ли посредники? Не подставит ли государство подножку в виде очередных «реформ», как это было уже не раз в нашей истории?
Меняются агротехнологии, селу оказывается господдержка, ученые предлагают аграриям новые сорта зерновых, машиностроители – современную технику… Но булки по-прежнему не растут на деревьях, и труд крестьянина, как и сто лет назад, – это вечный подвиг, который он совершает изо дня в день.
Низкий ему за это поклон.
МИНСЕЛЬХОЗ СООБЩАЕТ
- На 1 октября в крае было убрано 925 тыс. гектаров площадей зерновых, или 90 % от плана.
- Урожай в бункерном весе уже составил 2 млн 253 тыс. тонн зерна. Погодные условия замедляют работу комбайнеров, однако темпы уборочной пока что превышают прошлогодние. Средняя урожайность в этом году на уровне прошлогодней – 24,4 ц/га, это лучший показатель от Урала до Тихого океана. По прогнозам, урожай в 2015 году окажется не хуже, чем в 2014-м.
- Ожидается прирост производства овощей на 9,5 % – за счет строительства новых теплиц закрытого грунта и господдержки овощеводства. В 2016–2018 годах в Емельяновском, Березовском и Минусинском районах планируется начать строительство еще девяти теплиц общей площадью 42 700 кв. м.
- Сейчас в крае ведется строительство 11 животноводческих объектов с объемом инвестиций 7 млрд 278,7 млн рублей. Среди них молочный комплекс, коровник, откормплощадка, а также 5 объектов для содержания свиней на 132 550 голов.
Предпринимаются меры по возрождению птицеводческой отрасли и по развитию товарного рыбоводства.