Военные годы совпали со временем развития краевой медицины и проверкой ее на прочность. Накануне Великой Отечественной войны в 1940 году открылся первый, хирургический корпус больницы региона, а в 1942 году – Красноярский медицинский институт. В 1943 году его студенткой стала легендарная Софья ГРОХОТОВА – врач-кардиолог, посвятившая всю жизнь медицине. Корреспонденту «НКК» посчастливилось встретиться с Софьей Георгиевной, живым свидетелем военной эпохи. Ей идет уже 94-й год. Войну она прошла в тылу и хорошо помнит, как встретилась со святителем Лукой, Валентином Войно-Ясенецким. Он благословил ее лечить людей.
Все ушли на фронт
Непростая биография Софьи Георгиевны и работа, которой бы хватило на пять жизней, укрепили ее дух. Сегодня врач-долгожитель с удовольствием вспоминает учебу, работу, коллег. Много читает. Ее судьба похожа на судьбы военного поколения. Как признают и сами медики, такие люди, как Софья Грохотова, – уходящая натура. Полное растворение в работе, самоотдача, строгая дисциплина – эти качества уходят вместе с ветеранами. Тогда не думали о личном, об отдыхе. Как рассказывает Софья Георгиевна, она каждый день просыпалась с рассветом и в полвосьмого всегда была на работе. Домой приходила поздно. Не оставалось сил, чтобы поесть. Кулинария как область знаний и умений врачом Грохотовой так и не была освоена. Все силы отдавала работе. Долгое время из центра города до краевой больницы приходилось ходить пешком.
На трудные военные годы выпало ее студенчество и становление как врача. Софья Грохотова была одной из лучших студенток, окончила учебу с отличием. А в Томске из трех с половиной тысяч студентов вошла в пятерку тех, кто получал Сталинскую стипендию. Когда началась Великая Отечественная, студентка совмещала учебу с работой в томском эвакогоспитале, была санинструктором по лечебной физкультуре. Помогала раненым фронтовикам восстанавливаться. С таким ритмом жизни на сон оставалось 4–5 часов. Хлебный паек для студентов был 400 граммов, на каникулы не отпускали, а отправляли на сельскохозяйственные работы.
В Красноярске Софья Грохотова продолжила спасать жизни. Ведь город стал одним большим госпиталем. Под койко-места отдавали лучшие здания в городе: школы, техникумы. К лету 1942-го в Красноярском крае развернулись 40 эвакогоспиталей, через два года еще шесть. Общая вместимость составила более 18 тысяч коек.
В первый же год войны 58 сотрудников новой краевой больницы ушли на фронт. Больше половины персонала. Врачи, медсестры уезжали ежедневно. К октябрю 1941 года больница закрылась, она просто не могла функционировать без специалистов. На двери повесили замок, а рядом объявление: «Все ушли на фронт».
На людей всегда везло
Спустя время в помещении больницы разместился эвакогоспиталь. Раненые поступали тысячами. И почти каждый – в тяжелом состоянии. Потому что на месте боев оказать им квалифицированную помощь было невозможно. Раны порой просто заливали медом, заматывали бельем, чтобы уже в тылу врачи начали лечение. Красноярские хирурги сутками не выходили из операционных, вместе с ними трудились на износ и медсестры. Но врачей не хватало. Из ссылки в Красноярск перевели Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Счет спасенных им бойцов Красной Армии сразу пошел на сотни. Когда молодой врач Софья Грохотова увидела, что по лестнице больницы поднимается знаменитый хирург, она опешила: впервые в жизни так близко ей встретился священник. Валентин Феликсович был в рясе. Он подошел, но о чем был разговор, уже не вспомнить. Главное, что святитель Лука благословил Софью Георгиевну и ее коллег на врачебное дело. Встреча с ним стала знаком счастливой судьбы медика.
Медицинская помощь в военные годы нужна была не только раненым. Жители края болели малярией, брюшным тифом, дизентерией, чесоткой. Зимой 1943 года угрожала эпидемия сыпного тифа. Справиться с тифом удалось к лету 1943 года. Больница спасала и эвакуированных жителей блокадного Ленинграда, поступавших с дистрофией крайней степени. Дежурства врачебных бригад проходили вопреки трудностям. Зимой в палатах замерзали. Перед операцией мыли руки в течение 10 минут под ледяной водой. Часто оперировали при свете керосинок и свечей. Софья Грохотова вспоминает, как часто приходилось смотреть в голодные глаза пациентов. Она лично отправлялась на кухню узнать, нельзя ли варить побольше супа, пусть даже и очень жидкого?
Помимо хирургии и общей терапии развивалась постепенно и кардиологическая служба. Именно Софья Грохотова создала кардиологическое отделение краевого масштаба. Первым кардиологам приходилось работать на ощупь, тщательно опрашивая пациента. Аппаратура появилась гораздо позже. Доисторические аппараты ЭКГ весили 25 кг, а запись производилась на фотобумагу. Снимки проявляли, подшивали на швейной машинке в архив. А первая операция на сердце состоялась только в середине пятидесятых. Тем не менее доктор налетала более миллиона километров, консультируя районных врачей, разбирая серьезные случаи. Однажды вызвали срочно зимой: лететь на Север. А у молодого доктора – тоненькое городское пальтишко. Как отмечает Софья Грохотова, красивое, конечно, но малогреющее… В итоге на плечи девушке кто-то накинул теплую доху. Так она и полетела, укутанная человеческой заботой.
– На людей мне всегда везло. Очень хорошие встречались люди, всех вспоминаю с благодарностью, – говорит врач.
На базе своего отделения Софья Георгиевна успевала еще и учить сельских докторов. Силой характера преодолевала трудности с лекарственным обеспечением: требовала, договаривалась с аптекоуправлением. Чтобы ее больные ни в чем не нуждались.
Досье
Софья ГРОХОТОВА – создатель и заведующая первым специализированным кардиологическим отделением в крае.
Родилась в г. Барнауле Алтайского края в семье фельдшера Георгия Грохотова.
В 1936 году семья переехала в Красноярск.
Софья решила по примеру родителя, который прошел войну начальником санитарного поезда, стать врачом. Она поступила в Томский медицинский институт, а в 1943 году завершила учебу в Красноярском мединституте.
В 1963 году под ее руководством был открыт краевой кардиоревматологический центр на базе краевой клинической больницы № 1, а в районах края организованы межрайонные филиалы по оказанию кардиопомощи.
С 1962 по 1972 год Софья Георгиевна была главным внештатным кардиологом края. Написала около 50 научных работ.
Врач высшей категории. Награждена почетными грамотами, 15 правительственными наградами. Особенно дорога ей бронзовая медаль ВДНХ, полученная за успехи в организации диспансеризации и лечения жителей края, хорошую организационно-методическую работу по кардиологии.
Цифры и факты
56,6 % солдат, лечившихся в красноярских эвакогоспиталях, возвращались в строй.
В 1941 году было создано 73 группы медицинских сестер, где занимались более двух тысяч человек. В декабре окончили подготовку 610 девушек, которые сразу же были направлены на фронт.
С первых дней войны красноярскую санитарную авиацию подключили к оказанию медицинской помощи местному населению.
В период войны применялись новые технологии лечения: грязелечение, водолечение, физиолечение.
Велось трудообучение раненых: за 1942–1943 годы в госпиталях города подготовили 400 счетоводов и бухгалтеров, 215 сапожников, 118 киномехаников.
Благодарим за фото и помощь в подготовке материала заведующую музеем истории медицины краевой клинической больницы Людмилу Мотину