В старой части Минусинска, вдали от многоэтажек и шумных проспектов, стоит небольшой храм Покрова Пресвятой Богородицы. Долгие годы он был единственным в крае, куда могли обратиться те, кто не принял церковных реформ. А их было немало – к концу 19 века часть населенных пунктов Минусинского округа были полностью старообрядческими.
Но этот храм был построен уже в 70-х годах этого века.
— А ту, что находилась на улице Красных партизан, «раскатали на бревна», епископа и многих наших расстреляли, — рассказывает отец Василий Новиков. — Многие бежали в Туву. Это мы сейчас до нее за несколько часов доехать можем. А тогда они шли через Саяны, и шли месяцами, когда наступила зима – ставили срубы.
Сейчас сюда приезжают за 100 и более километров из других районов. Даже из Хакасии. Да и в Красноярске старообрядческая церковь совсем недавно появилась – на улице Кирова.
Отец Леонтий Скачков – настоятель старообрядческого храма, приехал сюда в 1993 году. История его жизни — готовый сюжет для исторического романа.
Род священника из донских казаков, которые долгое время жили в Турции: не приняли они новаций, отказывались от троеперстия, и когда начали притеснять, решили уйти.
— Собралось 40 тысяч человек, это кроме жен и детей, — рассказывает отец Леонтий, — и через Азовское море поплыли. А шторм большой. Некоторые через Крым пошли на Дунай, оказались потом в Румынии. И там сейчас старообрядцев больше, чем в России. А тех, что доплыл, турки испугались, но потом пустили. Но я уже родился в Болгарии – отец мой туда с Турции уехал. И мы пацанами 12-летними разъехались, встретились через полвека – еле узнали друг друга в бородатых, седых дедах.
А разъехались, потому что старообрядцев пригласил вернуться Сталин после войны. Долгие годы отец Леонтий прожил в Грузии. А когда начались там беспорядки, «разъярились они там все», стало понятно: нужно уезжать.
Так он оказался в Енисейском районе: пригласил его знакомый, который ранее отдыхал у него. Но и там отец Леонтий не задержался.
— Приснился мне сон в одну ночь. Во сне Христос пришел и сказал, чтобы ехал в Минусинск.
«Да где же это?» — только и успел спросить отец Леонтий и проснулся. Буквально через пару минут постучался сын: «Тебя зовут!» Приехали люди, откуда-то узнав, что появился в крае священник. Тот, кто может служить в старообрядческой церкви.
Но годы дают знать. Все же 85 лет уже отцу Леонтию. «Болезни нападают», — вздыхает он.
И несколько месяцев назад был рукоположен отец Василий.
— Как решились стать священником? – удивляюсь я.
— Люди выбирали, — ответили мне.
И в этом есть еще одно отличие от нашей, православной церкви. А вообще, отличий, конечно, немало.
— Никто так в нашу церковь, как в новообрядческую, не может зайти и встать там, где он хочет. Не все это понимают. Бывает, приходят, просят: родственник умер, надо бы отпеть. Но как мы можем пропеть человеку «со святыми упокой», если он никогда на исповеди не был? В церковь не заходил и мы его вообще не знаем? Нас не гонят, службы спокойно совершаем. Но время свободное, когда все дозволено, искусительное. И оно гораздо опаснее для души, чем то, когда за веру преследуют.