Супруги Анастасия и Константин уже 12 лет как сменили столичный Красноярск на сельскую местность. Купили дом в деревне Вечерницы в Емельяновском районе, обзавелись хозяйством: выращивают овощи и разводят домашнюю птицу. Первое время их не понимали друзья и родственники: зачем уезжать из краевого центра в такую глушь, где живут-то несколько десятков человек? Теперь все только удивляются: жизнь в деревне кипит.
Интернет в помощь
– Все началось с деревенского чата, – рассказывает Анастасия Гиро. – Когда мы сюда переехали, здесь не было уличного освещения, поселковых дорог кроме автотрассы, все было завалено мусором, а про то, чтобы чистить от снега дорожки, даже никто не думал. Очень часто вырубалось электричество, по несколько часов подряд жители могли сидеть без света, но никто даже не жаловался – привыкли. И чат в соцсети мы создали, чтобы делиться такой актуальной информацией. Сначала человек 20 добавилось, сейчас нас уже больше 500.
В деревнях на «понаехавших» из города всегда смотрят с недоверием, мол, белоручки, ничего сами не умеют, а с инициативами выступают.
– Нет смысла спорить, надо начать с себя, показать пример, – говорит Анастасия.
Первым делом новоселы взяли пакеты и пошли по улицам собирать мусор. Несколько жителей к ним присоединились. Сейчас в Вечерницах весенний субботник стал доброй традицией.
Сегодня деревню не узнать! Благодаря активности жителей, которых возглавили неутомимые супруги, в поселке обновили асфальт, установили новые остановочные пункты, обезопасили проезжую часть, провели оптоволоконный интернет, поставили современные баки для раздельного сбора мусора… Дороги между домами зимой теперь чистит ответственный работник – местный житель Эдуард, который зарегистрировался самозанятым и подписал договор с сельсоветом. А самое удивительное – Вечерницы теперь единственная деревня в муниципалитете, где есть уличное освещение!
– Как нам удалось? Да способ один – не отступать, ходить, просить вежливо, но настойчиво. Чтобы интернет нам провели, пришлось восемь месяцев выпрашивать у компании-провайдера. А мусорные баки нам поставили, только когда я президенту письмо написала, – смеется Анастасия.
Сейчас в Вечерницы часто приезжают гости из соседних деревень: здесь принято всем селом отмечать праздники.
– Объединиться людям помогает решение совместных проблем. Вот в пандемию, как ни странно, больше стали общаться, особенно когда интернет провели. А когда пару лет назад были сильные пожары, вообще все сроднились: вместе сутки напролет тушили возгорания, копали минерализованную полосу. И деревню отстояли, и друзей новых приобрели, – говорит Константин Голых.
Самое нужное
С начала спецоперации жители деревни совместными усилиями помогают бойцам на фронте. Но если сначала помощь носила хаотичный характер – кто денег перешлет, кто одежды накупит, кто медикаментов, – то сейчас работа по сбору гумпомощи уже напоминает конвейер.
– Мы отправляем нашим ребятам то, что там невозможно достать, – рассказывает Анастасия Гиро. – Например, те же лекарства или еду можно и в Ростове найти, а вот окопные свечи, как у нас, больше не делает никто.
Свеча – это поллитровая жестяная банка с парафином, в котором закреплен крестовой фитиль. Парафин используется специальный – бездымный. Такая свеча горит около шести часов, можно не только согреться, но и воду вскипятить. Парафин привозят из Ярославля, он достаточно дорогой, почти 200 рублей за килограмм, из которого выходит три таких свечи. Всего Настя и Костя отправили на фронт уже около шести тысяч свечей.
– Конечно, мы не одни их делаем, – рассказывают супруги. – Банки консервные нам все жители передают, из соседних деревень тоже. Кто-то закупает и привозит парафин, кто-то в свободное время режет фитили, кто-то берет на себя изготовление этикеток. Кто чем может, тем и помогает.
Помимо свечей, делают в Вечерницах еще одну незаменимую на фронте вещь – сухой душ. Как известно, в полевых условиях бойцам не всегда удается найти источник чистой воды, и с собой много не унесешь. А для того, чтобы смыть грязь с помощью пропитанной специальным составом губки, воды требуется всего 30 миллилитров. И смывать не надо, достаточно протереть кожу салфеткой.
Так вот эта ткань – дорнит – довольно плохо режется. Навстречу пошли сотрудники одной из мебельных фабрик, где ткань режут машинным способом. Теперь осталось отрезанные кусочки дорнита пропитать раствором, упаковать с салфеткой и этикеткой в пакетик и сложить в коробки – этим занимаются бабушки-пенсионерки из Вечерниц, Подолки, Раскатов.
Не словом, а делом
Конечно, многие сочувствующие продолжают просто передавать вещи: не у всех есть время и силы на изготовление тех же свечей. Но и такая помощь важна. Например, живет в деревне военный пенсионер в отставке, и он с каждой пенсии поставляет ящик сгущенки и несколько блоков сигарет. Несут люди и другие нужные в быту предметы: газовые горелки и баллоны с газом, носки, перчатки, влажные полотенца, медикаменты… Собирают и просто деньги: с начала этого года, например, перечислили уже 120 тысяч рублей.
– До смешного доходит: повадились наш деревенский канальчик атаковать украинцы. Мы спим, а они нам спамят: могут накидать непристойных видео, например, и сами же в наш Роскомнадзор на нас пожаловаться. В ведомстве все, конечно, понимают, но все равно требуют срочно удалить. Вот сидим, чистим чат регулярно, – говорит Константин.
Одна из самых сложных задач – доставка собранных грузов на фронт – со временем тоже вошла в свою колею. Познакомились с такими же инициативными гражданами из других российских регионов, и теперь действуют сообща. Например, идет «газель» из Красноярска несколько суток, а бойцы просят срочно свечи или еще что-то. На помощь придут другие россияне: у кого-то груз уже в Ростове, значит, сможет поделиться с красноярцами, а ему потом из нашего каравана возместят. Такие случаи происходят все чаще.
Патриотизм для жителей деревни – не просто слово, а дело. Вот решили, что необходимо почтить память героев Великой Отечественной войны. Собрали средства, выбрали место, и теперь на въезде в деревню всех встречает монумент в память о тех тяжелых днях. Каждое 9 Мая у памятника собираются люди – дети, подростки, взрослые, ветераны из окрестных поселков.
– Для нас самое ценное – не только то, что мы оказываем помощь ребятам на фронте. Это и нам очень нужно, помогает сплотиться. И вот такая активность и приводит к тому, что деревня наша стала возрождаться, люди стали активнее, желание жить и работать появилось. Мне кажется, это и есть патриотизм – быть вместе и помогать друг другу, – говорят супруги.