Известно, что без исторической памяти нет традиций, а без традиций нет культуры.
Как заметил критик Белинский, традиции – это внешний вид нации, без них народ лишь безликий образ, подобно каменной скульптуре. В этом номере мы расскажем о традициях тувинского народа, по-своему уникальных: здесь шаманизм соседствует с буддизмом. Эти две религии и определяют облик тувинской культуры.
Подобно своим далеким предкам, тувинцы сегодня все еще сохранили традиции разводить овец, коз, лошадей, коров и верблюдов. Есть среди жителей Тывы земледельцы, оленеводы, таежные охотники и рыболовы.
Самым главным праздником считается Шагаа – Новый год по лунному календарю. Точной его даты нет: наступление нового года может смещаться с конца января до начала марта.
– В последний день старого года люди активно посещают буддийские монастыри – хурээ – и совершают обряд очищения от грехов. Есть поверье: если уснуть в новогоднюю ночь, то богиня Лхамо, облетая планету на своем коне, может посчитать того, кто уснул, умершим, – рассказывает председатель красноярской тувинской ассоциации студентов и аспирантов Республики Тыва Алексей Тюлюш.
А праздник животноводов Наадым состоит из национальной борьбы хуреш, стрельбы из лука и конных скачек. Его празднование сводилось к демонстрации духа единения членов рода друг с другом, а также связано с традициями, охраняющими родовую территорию духов умерших предков.
Национальная борьба хуреш была и остается «гвоздем» Наадыма. Из века в век, из поколения в поколение она обогащалась новыми элементами, постоянно усложнялась и, наконец, смогла завоевать большую популярность в народе. Одновременно совершенствовались и костюмы борцов. Не менее популярной частью Наадыма были и конные скачки. Пожалуй, именно в них наиболее ярко выразился национальный колорит тувинцев, потому что без коня немыслима жизнь скотовода-кочевника. Если для того, чтобы стать борцом или стрелком из лука, требовались особые таланты, то наездником в то время был практически каждый, и женщины не были исключением.
Еще одна традиция этого народа – горловое пение, которое совершенствовалось тувинцами в течение многих столетий. И сегодня это не просто музыкальный жанр, но своего рода форма мышления, целая философия. В нем обычно выделяют четыре разновидности и четыре мелодических стиля.
– Находясь в любой точке мира, при звуках горлового пения у тувинца наворачиваются слезы и сжимается сердце от переполняющего чувства патриотизма, – объясняет Алексей Тюлюш.
В Тыве проводятся многочисленные фестивали, посвященные искусству горлового пения. А в конце 2011 года для развития этой традиции была создана новая профессия – «артист горлового пения».