Чем выстрелит обновленная «Пушка»?

Один из старейших театров Сибири станет самым современным

Чем выстрелит обновленная «Пушка»? Один из старейших театров Сибири станет самым современным


Ученик прославленного режиссера Петра Фоменко, выпускник ГИТИСа Олег Рыбкин уже восемь лет главный режиссер Красноярского драмтеатра имени Пушкина. За это время он сумел превратить его в один из лучших региональных театров России. Сейчас труппа, три года скитавшаяся по всем площадкам города, готовится к премьерам, которые должны пройти в обновленном после ремонта здании. Пожалуй, это станет лучшим из подарков в 2015 году и для самого театра, и для его зрителей. О том, что ждать красноярцам от обновленной «Пушки», рассказывает главный режиссер театра Олег РЫБКИН.

Возвращение домой

Один из главных героев детской книги о Красноярске «Сказка о городе К.» – реальный дом по улице Карла Маркса, 86. По сюжету в нем живет домовой, который настолько интеллигентен, что напоминает режиссера Олега Рыбкина. Сам Олег Алексеевич совсем недавно стал дедом. И, возможно, когда-нибудь прочитает «Сказку о городе К.» своему внуку.

Через пару шагов от этого «книжного» здания находится старинный дом по проспекту Мира, 71, – тоже своего рода городская легенда. Он был построен в начале XX века по проекту знаменитого красноярского архитектора Леонида Чернышева для купеческого клуба. Позже здесь находились кинематограф, гостиница, затем общежитие для работников театра. На время ремонта сюда переселились административные службы «Пушки».

В одной из комнат – кабинет главного режиссера театра. Стены здесь завешаны картинами и фотографиями, шкаф заставлен неподъемными фолиантами – справочниками по теории искусства и истории театра. За полчаса, что длится интервью, Олег Рыбкин выкуривает несколько сигарет, на телефон постоянно приходят сообщения. Времени до открытия театра после реконструкции остается немного, и чтобы все успеть, приходится работать интенсивнее. Именно с вопроса о сложностях, с которыми столкнулась труппа за последние три года, начинается наша беседа.

– Когда вы закрывались на ремонт, эксперты опасались, что коллектив театра распадется. Сейчас уже можно утверждать: этого удалось избежать?

– Почти три года мы играем на разных городских площадках. Труппа не только не распалась, но за три года поставила несколько громких премьерных спектаклей. Безусловно, все это время нам было непросто. Чтобы подготовиться к спектаклю, артисту необходимы элементарные условия – те же гримерки хотя бы. В большинстве ДК, где нам приходилось выступать, об этом только мечтали. Не говоря уже о том, что по соседству часто дети и подростки занимались, например, аэробикой или читали рэп. А в это время шел наш спектакль… Стоит ли говорить, насколько это было неудобно и для актеров, и для зрителей?

– Мне довелось побывать на таком спектакле в одном из правобережных ДК. Зал заполнили жители соседних домов. И было ясно – для многих это первый поход в театр за несколько десятков лет.

– Действительно, благодаря нашей кочевой жизни многие красноярцы из отдаленных районов смогли познакомиться со спектаклями театра. Однако ровно по этой же причине мы потеряли – надеюсь, на время – часть наших постоянных зрителей. Тех, кто ходил в «Пушку» не только из-за спектаклей, но и ради акустики, театральных буфетов, вечера, который можно посвятить себе. Я говорю о мелочах, но именно из них и состоит атмосфера театра. Во дворцах культуры, где нам пришлось играть, этого очень не хватало.

– За эти три года коллектив ни разу не показал своего недовольства. Разве это возможно?

– Не было ничего, хотя бы отдаленно похожего на бунт на корабле. Хотя с актерами не проводилось каких-то специальных бесед, их не уговаривали «потерпеть и поднажать». При этом за три года никто не ушел (я не беру в расчет естественную ротацию, которая неизбежна в любом коллективе). Феноменальная ситуация и большое наше достижение! Думаю, это произошло потому, что мы постоянно выпускали новые спектакли: «Вий», «Варвары», «Жанна» и другие. А ведь именно это объединяет тех, кто живет театром, – интересная работа, вера в лучшее. Но дело еще и в том, что у нас очень сознательные и неглупые люди. За эти три года бесконечных переездов с одной площадки на другую все они очень сильно устали. И, конечно, ждут окончания ремонта. Театр для нас – дом, и мы мечтаем в него вернуться.

Зрелище в чистом виде

Олег Рыбкин поставил более пятидесяти спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Ставрополя, Екатеринбурга и других городов. Среди них были и те, что критики называли скандальными, новаторскими или экспериментальными. Режиссер не боится шокировать публику. Но для первой постановки заново открывающегося театра выбрал «Двенадцатую ночь», которая ставилась на театральных подмостках, наверное, всех стран мира превеликое множество раз.

Конек-горбунок – Вы – простите эту расхожую цитату – замахнулись на Вильяма нашего Шекспира. Уверены, что красноярцы пойдут на классическую пьесу, которая известна по экранизациям?

– Уверен, думающий зритель не побоится, что Шекспир его не впечатлит. Что касается выбора спектакля… «Двенадцатая ночь» – это зрелище в чистом виде, где сюжет практически не имеет значения. Это невероятно плотный сгусток всего, за чем люди и ходят в театр.

– А для чего люди ходят в театр?

– Сложный вопрос… Наверное, чтобы смеяться, плакать, увидеть то, что выходит за рамки рутины. Чтобы вновь почувствовать себя людьми. А на «Двенадцатую ночь» красноярцам определенно стоит идти из-за шикарного актерского состава (здесь заняты заслуженные артисты РФ Эдуард Михненков, Владимир Пузанов, Андрей Киндяков, а также Ася Малеванова, Ольга Белоброва, Дмитрий Корявин, Данил Коновалов) и масштабной, невероятной сценографии.

Постановка продемонстрирует новые возможности нашей Большой сцены – самые современные свет, звук, механизмы. Благодаря этим новшествам мы сможем не только выпускать спектакли, очень сложные с технической точки зрения, но и принимать у себя ведущие коллективы из Москвы и Петербурга. Раньше это было невозможно. У столичных театров, таких как Театр наций, Театр-мастерская Петра Фоменко, «Гоголь-центр», серьезные технические требования к площадке. Планируется, что уже в январе нового года театр Пушкина вновь начнет работать в нормальном режиме. С этого момента мы будем готовы принять любой коллектив, даже европейский.

театр Пушкина– Театр Пушкина – один из старейших в Сибири. Его ремонт потребовал огромного количества средств и отнял немало времени. «Перезапуск» по разным причинам откладывался, и не раз.

– Нельзя сказать, что за эти годы театр разобрали по кирпичику и собрали заново. Однако объем работ более чем внушительный. Дело в том, что сам проект реконструкции, если так можно выразиться, сложносочиненный. Стояла непростая задача совместить реставрацию старинного здания с установкой современного европейского оборудования. Во многом именно это стало причиной длительного ремонта, на который пришлось потратить огромные деньги. Однако в результате мы получили один из самых оснащенных театров за пределами Садового кольца.

– И в чем заключается эта оснащенность?

– Театр воссоздают таким, каким он был после реставрации полувековой давности. Все элементы интерьера – лепнина, люстры, полы, двери – отреставрированы и восстановлены. Красноярских театралов ждет сияющий паркет, новые удобные кресла и просторный гардероб – то, из чего и складывается атмосфера, о которой мы говорили. Очень важный момент: будут учтены потребности маломобильных групп населения. На первом этаже появится санузел для инвалидов и помещение, где они смогут переодеться. Это уже не мелочи, ведь в таких деталях проявляется уважение к своим зрителям. А безопасность тех, кто находится в здании, обеспечит новейшая система пожаротушения и видеонаблюдения.

Театр будет весьма современным по своей технологической «начинке». Новая звуковая и осветительная аппаратура, подъемно-опускные площадки и другое современное сценическое оборудование – все это позволит трансформировать сцену, исходя из различных творческих задач.

– Один из ваших лучших спектаклей – «Конек-Горбунок» – очень просто сделан с технической точки зрения. Там нет летающих платформ или подъемных кранов. Что не мешает им восхищаться. Не получится ли, что в «Пушке» будут стремиться к тому, чтобы поразить зрителя какими-то «фокусами»?

– Никогда технические возможности, по моему мнению, не должны и не смогут определять художественный смысл спектакля. Однако театр сегодня невозможен без современного оборудования. С учетом новых возможностей мы перенесем на реконструированную Большую сцену масштабные спектакли, которые давно не шли из-за отсутствия подходящей площадки – например, «Дом, где разбиваются сердца». Думаю, их возрождение также обрадует зрителей.

Разговаривать на современном языке

Семь лет назад в Красноярском театре им. Пушкина при поддержке фонда Михаила Прохорова впервые прошел фестиваль «Драма. Новый Код». С тех пор мероприятие, которое дает возможность познакомиться с современной драматургией, стало одним из самых ожидаемых городских событий.

– Что стало мотивом, когда вы запускали столь авангардное событие в далеком от столичной жизни городе?

– В какой-то момент нам – и коллективу театра, и его зрителям – стало ясно: без современной драмы театр не сможет существовать. Невозможно выпускать только классику. Со зрителем необходимо разговаривать на современном языке. Так возникла идея фестиваля. В первый же год «ДНК» вызвал большой интерес. И это стало еще одним моментом сплочения коллектива. «ДНК» – это ежедневные, еженощные, ежевечерние репетиции, это знакомство с новыми режиссерами, драматургами, авторами, которые приезжают в Красноярск. Все это дает нам возможность понять: «красноярский» вовсе не обязательно означает «провинциальный». О том, что происходит в современной драматургии, вот уже семь лет мы узнаем из первых уст и имеем возможность работать с самым актуальным материалом.

– Каким образом вы подбираете пьесы для фестиваля?

– Мы организуем фестиваль в конце театрального сезона. Поэтому «снимаем сливки» с того материала, который был заявлен на известном общероссийском фестивале драмы «Любимовка» (мы с ним плотно сотрудничаем). Кроме того, к нам поступают пьесы, прозвучавшие на фестивале «Евразия», а также от авторов из Красноярского края, которые присылают нам свои произведения.

На фестивале мы, кроме читок, проводим семинары для драматургов. С нами работают те, кто преподает в столичных театральных вузах, такие мастера, как, например, Михаил Уваров. Благодаря этому кто-то получает новый импульс для творческой работы и бесценный опыт.

– В Красноярске уже несколько лет действует, и весьма успешно, необычный «Театр на крыше». Как вы его оцениваете?

– Это интересный проект, они даже показывали один из наших спектаклей, который мы с радостью предоставили. Наш театр готов делиться, здесь нет никакой конкуренции. «Театр на крыше» в основном действует летом, в межсезонье, и это прекрасно, что театральная жизнь в городе не останавливается.

Важно понимать: театр – не музей, где все столетиями статично. Спектакль может быть каким угодно, только не скучным. Я всегда нахожу повод уйти со скучного спектакля. Зачем мучить себя плохой постановкой? Театр ведь должен вызывать эмоции, пусть даже негативные. Кроме того, я считаю, что современный театр должен провоцировать зрителя, а не утешать.

– Какие из спектаклей, которые вы посмотрели в последнее время, вам особенно запомнились? Например, когда вы прилетаете в Москву, какие театры стараетесь посетить?

– Прежде всего иду в свою родную мастерскую Петра Фоменко, учеником которой имею счастье себя считать. По поводу спектаклей, которые я видел в последнее время, должен сказать, что я был членом жюри фестиваля «Золотая маска». Поэтому за два месяца отсмотрел больше 40 постановок, причем уже прошедших сквозь сито предварительного отбора. Это лучшие постановки за год, и что-то одно сложно выделить. Были спектакли из Воронежа, Санкт-Петербурга, «Снежная королева» Красноярского ТЮЗа. Красноярский театр имени Пушкина, к сожалению, не был представлен на фестивале в том году. Думаю, не стоит подробно объяснять, что в ситуации долговременного ремонта, в которой мы находимся, серьезный творческий прорыв вряд ли возможен.

Но, пожалуй, могу сказать, мне особенно понравились спектакли Московского театра имени Пушкина, Вахтанговского театра. Жаль, лауреатами не стали спектакли Константина Богомолова, Кирилла Серебренникова. Дело в том, что этот фестиваль, как, наверное, и любой другой, существует благодаря сложной системе противовесов. Кому-то нравятся короли….

– А кому-то капуста… Тем не менее стать членом жюри «Золотой маски» – серьезное достижение. Что вы почувствовали, получив приглашение?

– Наш театр давно сотрудничает с этим престижным конкурсом. И, безусловно, мне было очень приятно получить приглашение войти в его жюри. Во-первых, это ответственно. Во-вторых, мы понимаем, что «Золотая маска» определяет вектор развития театра в России. И если раньше был некий курс на эпатаж, то сейчас лучшие спектакли – о новой степени искренности. Только настоящее искусство может привести нас в чувство, заставить выйти из состояния сонного отупения. Интернет, телевидение погружают нас в мир жутких новостей. А мы настолько привыкли, что смотрим их вполглаза между кофе и бутербродом. Театр – это возможность услышать свою душу, он пока не потерял свою силу и убедительность.

Олег РЫБКИН

Родился в 1962 году в Керчи.

В 1993 году окончил Российскую академию театрального искусства (ГИТИС), мастерскую Петра Фоменко.

Дипломный спектакль – «Свадьба Кречинского» по А. Сухово-Кобылину – в 1993 году поставлен в Красноярском драматическом театре имени Пушкина.

В 1997–2002 годах – главный режиссер новосибирского театра «Красный факел».

С августа 2006 года – главный режиссер красноярского драматического театра имени Пушкина.

С 2008 года – художественный руководитель фестиваля современной драматургии «Драма. Новый Код» (ДНК).

Шесть раз номинирован на престижную театральную премию «Золотая маска».

История театра

В 1873 году появилось первое деревянное здание Красноярского театра.

В 1898 году пожар его уничтожил.

В 1902 году открылся Народный дом-театр, который с этого момента носит имя Александра Пушкина. За свою более чем 140-летнюю историю здание несколько раз реконструировали и перестраивали.

В 2012 году драмтеатр им. Пушкина закрылся на масштабную реконструкцию здания. Дизайн-проект возвращает ему исторический интерьер – каким он был после реконструкции 1950-х годов. При этом «начинка» театра обновлена полностью.

Перезапуск театра откладывался не раз. Изначально планировалось, что он откроется осенью 2014 года. Однако в сентябре стало известно: планы сместились на зиму. Сейчас открытие намечено на конец января.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного