Большая Ирба – это, несомненно, культурная столица Курагинского района, а средоточие творческой жизни – Дворец культуры. Сегодня, когда закрылось градообразующее предприятие – Ирбинский рудник, – жизнь в поселке съежилась, стала суше и труднее. Но по-прежнему во Дворце культуры работают настоящие подвижники, люди неординарные и талантливые.
Посол культуры
Заместитель руководителя ирбинского Дворца культуры и его многолетний художественный руководитель Светлана Родина стала инициатором замечательного проекта, объединившего детей разных регионов и стран. А отправной точкой стала еще не построенная железнодорожная магистраль Кызыл – Курагино. Впрочем, в 2009 году казалось, что дорога появится уже скоро. И на фоне этих ожиданий родился проект культурного обмена детских коллективов Курагинского района и Республики Тыва «Дорога творчества и дружбы».
Несмотря на определенные сомнения, министерство культуры края проект поддержало.
– Никогда не забуду слова, сказанные главой Республики Тыва Шолбаном Кара-Оолом, когда нас в 2009 году принимали в республике, – вспоминает Светлана Родина. – Он сказал: «Это мы должны были пойти первыми. Ведь дорога в первую очередь нужна нам. Но почему-то это сделали именно курагинцы. И благодаря им мы начинаем сегодня культурное сотрудничество, которое, надеюсь, продлится не один год».
Сегодня проекту уже 10 лет. И во многом его успех обеспечили неукротимая энергия и организаторские способности Светланы Родиной.
– В 2012 году на праздновании Дня города в Кызыле мы познакомились с руководством города Улангом в Западной Монголии, – рассказывает Светлана. – Родилась идея нового проекта «Дружба без границ». В 2013 году мы впервые выехали в Улангом. Повезли 45 человек – детский танцевальный коллектив.
Тогда для этого требовалось получить визы. Но была еще трудность – в крае не оказалось транспорта, на котором можно добраться до Монголии. Договаривались с частной автотранспортной компанией. До границы нас довезли на автобусе. А там мы пошли с баулами и пешком пересекли границу.
Удивило радушие монголов. Все, начиная с пограничников, помогали чем могли. Как выяснилось, здесь уже сорок лет не было ни одной детской делегации с российской стороны.
И когда мы въезжали в Улангом, нас встречали как самых дорогих гостей. По всей дороге выстроился почетный караул из полицейских в парадных мундирах. Везде были вывешены баннеры «КурагинА – Улангом». Наш приезд транслировался по телевидению. В общем, фурор. Конечно, когда мы рассказали об этом в министерстве культуры, проект было решено продолжать. С тех пор мы неоднократно выезжали в Монголию с нашими детскими коллективами. И одним из самых замечательных событий стало создание сводного оркестра.
Интернациональный духовой
Человека, который совершил невероятное, зовут Юрий Бехтерев. Долгие годы он руководил ирбинской музыкальной школой, создал два духовых оркестра – взрослый и детский. Учитель, беспредельно преданный духовой музыке и умеющий передать эту преданность ученикам.
В рамках проекта культурного сотрудничества с Тывой Юрию Бехтереву предложили поучаствовать в международной детской творческой лаборатории имени Константина Тандыма, которая должна была пройти в Кызыле. И не просто поучаствовать, а организовать сводный духовой оркестр из ирбинских, тувинских и монгольских ребятишек. И все бы ничего, только сделать это надо было за десять дней.
– Я сказал, что это невозможно, – рассказывает Юрий Бехтерев. – Я не знаю ребят, уровня их подготовки. При этом монгольские дети говорили только на своем языке. Я думал, что язык музыки интернационален – оказалось совсем не так. По крайней мере, объяснить, что надо играть до-диез, не удавалось зачастую даже с переводчиком.
Маэстро улыбается и заканчивает:
– В общем, за десять дней мы выучили четыре произведения. Сыграли в филармонии – всем понравилось.
На самом деле сводный ирбинско-тувинско-монгольский духовой оркестр, включающий более 50 участников, вызывал фурор везде, где бы он ни играл. В Кызыле, в Улангоме, куда курагинская делегация прибыла на празднование столетия со дня рождения бывшего руководителя МНР Юмжагийна Цеденбала, в родной Ирбе.