Прихожане Свято-Троицкой церкви Челябинска были удивлены, когда увидели, как по храму, уткнувшись в телефон, бродит девушка. Приблизившись к солее, та издала победный вопль. На экране ее сотового появился виртуальный монстр – черный шар с глазами – прямо рядом с алтарем. Эта странная посетительница пришла в храм не за духовной пищей, а ради интернет-страстей. Она – очередная охотница за покемонами.
В мобильном аркане
Буквально за недели игра для мобильника PokemonGo завоевала мировую популярность. На нее подсели миллионы человек. И сразу же появились разговоры, что покемоны – оружие массового зомбирования, ведь с их помощью можно двигать «пешками-людьми» по карте и даже устраивать цветные революции.
Возможно, это лишь страшилки. А проза жизни в том, что многие (независимо от того, какой игрой увлечены) подменяют реальное «сегодня» интернет-сюжетами, ведь в несуществующем мире все проще – нажал на кнопку и мгновенно получил результат. Здесь ты можешь быть супергероем, не прилагая для этого никаких усилий. В суррогатном «сегодня» можно психологически расслабиться, уйти от чувства страха, стыда, от проблем, с которыми приходится сталкиваться в обычной жизни.
Что собой представляет PokemonGo? Это многопользовательская игра дополненной реальности, созданная в начале июля 2016 года. Само слово «покемон» (переводится в оригинале как «карманный монстр») изобретено в середине 90-х годов для обозначения существа в одной из компьютерных игр. Позже появились и довольно популярные мультики на эту тему.
Скачав приложение на мобильник, человек вступает в игру. Необходимо отыскать этого самого покемона, отловить при помощи виртуальной ловушки, тренировать, кормить, вести бои. При этом изображение персонажа при помощи камеры мобильного устройства накладывается на картинку окружающего мира. То есть покемоны могут быть везде – в кабинете босса, на пляже, в квартире у соседа… Если существо рядом, приложение сообщает об этом игроку, а тот всеми правдами и неправдами должен добраться до места и «бросить» мобильный «аркан». В остальном все, как и в обычной компьютерной игре – «подопечный» побеждает или проигрывает, повышает уровень, входит в другие команды. В общем, растет.
Вот тебе и физкультура
Игра в отличие от большинства компьютерных «ходилок» предполагает реальное передвижение и даже общение. А значит, вроде бы, решается проблема извечной беды геймеров, как и любого современного человека, – малой физической активности? Сгонял за покемоном – вот тебе и физкультура?
Однако польза от таких передвижений сомнительна, так как гнаться за покемоном бегом никто не заставляет. Можно ведь и на автобусе до места добраться. Кроме того, представьте себе сотрудника, который вместо выполнения задания помчался «на охоту». Или начал поиски прямо на рабочем месте.
Разработчик мобильных приложений Антон Ершов считает, что игра может быть опасна – несчастных случаев в мире из-за покемономании хватает, хотя официальной статистики, естественно, никто не ведет:
– Человек, который ищет некий предмет, пристально глядя на экран телефона, просто не замечает окружающего. У него поле зрения сужено. Усугубляет ситуацию, что сам покемон может быть везде – на противоположной стороне дороги, например. Пойдет такой горе-геймер на красный или вообще в неположенном месте – и попадет под машину. Я уж не говорю, если игрой увлечен водитель. Ролики на «Ютубе», где автолюбители бравируют своей игрой и одновременно управляют машиной, уже есть.
Кстати, недавно ГИБДД Красноярска объявила об акции «Стоп-покемон», предупреждающей об опасности ловли покемонов на дороге.
Заговор покемонов
На самом деле первоначально об опасностях игры начали говорить вовсе не из-за заботы о геймерах. Известный эрудит Анатолий Вассерман, к примеру, считает, что покемономания может быть использована в качестве инструмента давления на людей:
– Появляется возможность собрать в нужное время в нужном месте толпу людей, интересующихся игрой больше, чем жизнью. А насколько взрывоопасны такие толпы, мы уже видели по цветным бунтам в Европе, по серии государственных переворотов и мятежей… Вот именно такая толпа дураков, охотно идущих туда, где вывешена достаточно яркая приманка, – главная опасность покемонов.
Некоторые эксперты утверждают, что с помощью игры можно даже заниматься шпионажем. Ведь теоретически разместить монстра несложно в любом месте на карте. А кто мешает разработчикам спрятать его на задворках какого-нибудь стратегического объекта? Вероятно, желающих проникнуть туда найдется немного, но вдруг попытки будут и хотя бы одна увенчается успехом? Изъять это фото из мобильного устройства игрока – дело техники.
Впрочем, речь не только о стратегических объектах. Сегодня представители Совета Федерации РФ предлагают обратиться к разработчику игры с просьбой исключить религиозные учреждения, тюрьмы, лечебные учреждения и другие объекты социальной инфраструктуры, кладбища, памятники из игрового мира покемонов. Ведь случай в челябинской церкви на сегодняшний день не единственный.
Первый зампред Совфеда РФ Франц Клинцевич признает: запрещать на законодательном уровне нет смысла, но можно попытаться наложить некие ограничения вместе с разработчиком.
Согласен с ним и Антон Ершов:
– Подобные игры, когда нужно было бегать по улицам с мобильником, существовали и в прошлом, и никто не говорил об их использовании в каких-то политических или преступных целях.
Да, согласен, игра эта отупляет, не ставит никаких нравственных ориентиров, разрушает личность… Но разработчики всего лишь угадали запросы общества. Винить во всех бедах игру и видеть в ней опасность неразумно. Интерес к ней всего лишь попытка индивида заполнить внутреннюю пустоту, компенсировать недостаток внимания, общения.
Завоевание умов
Практикующий психолог Елена Александрова говорит, что в играх дополненной реальности у геймера происходит размывание рамок настоящего и виртуального. Все бы ничего – ну живет человек в своем, пускай и выдуманном другими людьми, мире, и ладно. Однако тут необходимо учитывать, что большинство играющих – подростки:
– Их мозг учится реагировать именно на виртуальную реальность, человек как бы соскальзывает туда. Это может привести к невротическим реакциям, нарушениям поведения… Человек не учится жить по-настоящему, не приобретает опыт. По сути, на выходе мы получаем не способного к чему бы то ни было члена общества, который готов жить только по шаблону.
То, что авторы игры утверждают, будто геймеры в точке сбора могут общаться друг с другом, тоже на самом деле притянуто за уши. Да, общаться могут, но о чем? О покемонах! То есть взаимодействие с другими людьми здесь не обогащает, не несет абсолютно никакой ценности для реальной жизни.
Разработчики всего лишь угадали запросы общества. Винить во всех бедах игру и видеть в ней опасность неразумно. Интерес к этой игрушке всего лишь попытка индивида заполнить внутреннюю пустоту
Удачно поохотились…
– Покемоны уже успели отметиться в музее Холокоста в Лос-Анджелесе. Сотрудников особо возмутил тот факт, что в зале, посвященном евреям, погибшим в газовых камерах, помещали существо, в образе которого были смешаны несколько ядовитых газов. Игроки также ловили этих монстров в музее Освенцима в Польше, в районе Национального мемориала и музея 11 сентября в Нью-Йорке, на мемориале ветеранов Вьетнама в Вашингтоне.
– Воспользовались покемономанией и преступники. По данным американской полиции, в штате Миссури те расставляли в удобных для себя местах маяки, которые представляли геолокацию, и грабили всех, кто появлялся в указанной точке. Жертвами стали 11 игроков в возрасте от 16 до 18 лет.
– Там же в США было зарегистрировано первое ДТП из-за увлечения этой игрой. 28-летний молодой человек ездил на машине, пытаясь найти побольше монстров. В итоге он столкнулся с деревом и чудом остался жив.
– А в Сан-Диего двое 20-летних американцев так увлеклись охотой на покемонов, что упали в пропасть с обрыва высотой 25 метров. Оба получили травмы и были госпитализированы. Удачно поохотились, ничего не скажешь.
Фото: pixabay.com