Вопрос рационального отношения к природным ресурсам – один из ключевых в современном мире. И развитые страны всеми способами борются за то, чтобы планета оставалась зеленой. И Россия, безусловно, в их числе. Под эгидой КЭФ два десятка молодых активистов из разных уголков страны несколько дней разрабатывали модель экологичного будущего, которая могла бы вывести Россию в лидеры экологически чистых экономик.
«Думаем глобально, действуем локально»
С прошлой недели в конференц-зале «Спортэкса» ребята бурно обсуждали модель будущего, в котором мы можем оказаться к 2035 году. Именно она была представлена на молодежной площадке «Поколение–2030», которая собрала больше тысячи человек. Работали по трем направлениям – решали, каким должны быть экогород, экопоселение, экоанклав. Общественники, инженеры, предприниматели съехались формировать повестку будущего, и, как бы пафосно ни звучало, это похоже на правду. А как иначе? Ведь это их близкая реальность. От степени заинтересованности, ответственности, культуры мышления сегодняшней молодежи зависит – изменить мир к лучшему или плюнуть и усугубить.
Во время сессии использовалась техника форсайта: молодые лидеры создавали образ экологичного будущего, описывали, какие люди будут жить в не столь уж и далеких 30-х годах. А потом анализировали, каким образом этого достичь. Серьезная, между прочим, задача. Проектная методика позволяет погрузиться в проблематику и дает очень хорошие результаты, которые вполне можно использовать уже здесь и сейчас. Совместное пользование транспортом и бытовыми приборами, сокращение потребления воды и отказ от неразлагающейся упаковки, глубокая переработка мусора и рекультивация земель с помощью органических отходов – все это сейчас только «тренды», но скоро будут такими же привычными, как социальные сети и сотовые телефоны. Достаточно изменить собственное мышление, сделать его более экологичным.
– Это очень непростая задача, – говорит Роман Саблин, первый в России тренер по экологичному образу жизни, куратор форсайт-сессии. – Мой метод – начни с себя. Думаем глобально, действуем локально. Ребята на нашей площадке узнали, что есть так называемое совместное пользование автомобилем – искать попутчиков, чтобы добираться до работы вдвоем-втроем. Просто и выгодно: экономится бензин, не загрязняется воздух. Почему нет?! Государство должно… А мы что – не государство? Мы, люди, должны быть подвержены влиянию «зеленого» вируса, вируса, который очистит нашу жизнь от всех видов грязи. Все наши идеи, которые родятся на этой площадке, тиражируемы и масштабируемы: сработает в Красноярске – получится везде.
Начинать сегодня, немедленно!
Мы спросили у молодых людей, что, на их взгляд – без долгих научных усилий, – нужно делать сегодня, чтобы к 2030 году научиться заботиться о своей планете.
«Уменьшать свой экослед»
Никита Елизаров, 22 года, студент Санкт-Петербургского государственного университета
– Пока мы, каждый, не поймем, что все надо начинать с себя, – толку не будет. Не мусори, не лей воду без нужды, замени «вечные» пакеты на авоську, не бросай стекло в лесу – и ты уменьшишь свой вредоносный экослед. Если так будут поступать тысячи, сотни тысяч людей, окружающая среда начнет очищаться. Это только кажется, что будущее – далеко. Еще недавно мы предположить не могли, что с телефоном можно путешествовать… Так что через 15 лет мы будем просыпаться не от будильника, а от неких датчиков, которые будут выбирать биологически лучшее для тебя время и напомнят, как сегодня ты должен уменьшить свой экослед.
«Не покупать то, что нельзя переработать»
Никита Никишкин, 21 год, Москва, экопредприниматель
– Мы столкнулись с серьезной проблемой – переработка отходов нашей жизнедеятельности. Сортировочные и перерабатывающие заводы появляются, но не могут справиться, например, с тетрапаком и иными пластиковыми упаковками. Когда-то это казалось прорывом. Но мы быстро убедились: только упаковочными материалами можно угробить мир. Нужно запретить их производство. Не получается? Массово бойкотировать покупку продуктов в пластике. Замечали, в зарубежных фильмах народ несет покупки из магазинов в бумажных пакетах. Другое направление: стимулировать студентов технических вузов на разработку оптимального способа утилизации «вечных» материалов. Это должно стать отдельным научным направлением.
«Совершенствовать законодательство»
Евгений Свиридов, 26 лет, Красноярск, куратор темы экологии в молодежном парламенте Красноярского края
– Молодежь все больше хочет видеть вокруг себя чистую планету. Это общая повестка, не только красноярская. И на настоящем этапе очень важно договориться: каждый лидер «Поколения-2030» должен заниматься экологическим просвещением. Мы способны заставить или научить общество мыслить иначе. Конечно, ведущая роль за государством, законодательством. Еще слишком мягкое отношение к предприятиям – загрязнителям воздуха и воды. Слишком запаздывает и потому не точен мониторинг их выбросов, слишком вял общественный контроль и долго принимаются решения на уровне власти. «Черное небо» накрывает всех, поэтому и заинтересованность в борьбе за чистый воздух должна быть общая.
«Оставить свой автомобиль»
Кристина Стародубцева, 20 лет, Красноярск, студентка СФУ
– Наш город быстро растет, по статистике, количество автомобилей уже критично. Это пробки, загрязнение земель, смог. Нужно более активное развитие общественного транспорта. Повышение его комфортабельности, точности расписания, культуры обслуживания. И тогда люди будут чаще оставлять свой автомобиль дома. Сегодня это сутолока, хамство, отсутствие чистоты. Поэтому многие не желают с этим сталкиваться. Важно и альтернативное топливо, уход от бензина и дизеля. Один устаревший пазик чадит больше, чем десяток автомобилей. Должен быть более строгий контроль нарушений норм автовыбросов. Уж в этом навести порядок к 2030 году, я думаю, возможно.
«Изменить отношение к мусору»
Дмитрий Закарлюкин, 34 года, Челябинск, эксперт по «зеленой» энергетике, председатель совета Челябинской региональной общественной организации развития экологической культуры «Сделай»
– В Челябинске мы уже опробовали варианты, которые могли бы пригодиться и Красноярску. У нас такие же проблемы с воздухом, и мы предложили систему квотирования. Разрабатываем документ с описанием предельно допустимых выбросов, который включает абсолютно все источники загрязнения, к нему – систему квот. По этой системе в любой точке города превышение предельно допустимой концентрации определенного вещества должно быть не больше единицы. И неважно, кто именно отравил воздух, ответственность может быть коллективной. Сейчас эта пилотная программа подписана президентом, в октябре начнем работу.
Но если не принимать во внимание воздух, за чистоту которого бороться очень трудно, то начинать надо с самого простого – с мусора. Сколько можно рассуждать о необходимости строительства заводов по утилизации? А если перевернуть мусорный айсберг, можно увидеть в отходах не проблему, а ресурс. Мы сейчас платим за то, чтобы просто не видеть мусор, убрать его с глаз. И это обходится в копеечку. А у мусора, между прочим, огромный экономический потенциал. Каждый житель города в год производит примерно 400–450 кг мусора, город-миллионник накапливает порядка 700–800 тыс. тонн отходов за двенадцать месяцев. Из одной общегородской свалки можно извлечь миллиард рублей.