Программа: День народного единства в Красноярске и Красноярском крае
Еще один нерабочий день в начале ноября стал для нас уже привычным. Однако многие россияне, охотно принимающие дополнительный выходной, плохо себе представляют, что же мы празднуем 4 ноября. Каждый раз, когда социологи задают этот вопрос гражданам, ответы бывают самыми неожиданными – от «дня независимости» до «дня согласия и примирения».
С иконой – против врага
День народного единства правительство страны учредило в 2004 году, а впервые его в России отметили 4 ноября 2005 года. Однако история этого праздника началась несколько веков назад. Он увековечивает освобождение Москвы от польских захватчиков в непростом для российского государства 1612 году: Смутное время с его войнами (с поляками, шведами), тяжелейший государственно-политический и социально-экономический кризис… Выбрался русский народ из этой гиблой исторической ситуации именно благодаря тому, что сплотился перед лицом смертельной опасности, забыв взаимные распри и обиды.
Однако, согласно архивным документам, 4 ноября не является днем окончательного освобождения Москвы от поляков, так как стены Кремля на тот момент еще были осаждены вражескими войсками. В этот день воины Минина и Пожарского, помолившись иконе Казанской Божией Матери, освободили Китай-город и вошли в него победителями вместе с иконой. С тех пор Казанскую икону стали почитать и преклоняться перед ней, люди были уверены, что именно она помогла им одержать победу.
Под руководством Минина и Пожарского сражалось более десяти тысяч воинов народного ополчения. По тем временам очень большое войско. В нем были люди разных национальностей и сословий.
До революции в церковном календаре день 4 октября значился как праздник иконы Казанской Божьей Матери. Отмечался он на Руси вплоть до 1917 года. Большевики его отменили.
И вот этот старый русский праздник вернулся к нам, но уже под другим названием.
Споры вокруг него не утихают уже больше десятка лет. Кто-то ерничает: «против кого объединяемся?», кто-то считает праздник «искусственным», придуманным только для того, чтобы заменить 7 ноября.
На мой взгляд, этот день – сам по себе хороший повод, чтобы поразмышлять о том, что же нас, граждан огромной, многонациональной страны, действительно может объединить.
То, что большая беда, – это понятно. Тут с нас можно брать пример. Когда по-настоящему припечет, мы встаем плечом к плечу, как во времена Минина и Пожарского.
Случись что, сплотимся в едином порыве, под знаменами и хоругвями, объятые праведным гневом, и будем с оружием в руках обороняться от врага. Так было в обе отечественные войны – 1812 и 1941 годов. И… не хочется говорить «так будет и впредь». Наверное, будет. Но лучше не надо. Навоевались.
Улыбнуться ближнему
Воевать мы умеем. Нам бы в мирное время как-то объединиться! Без гражданского пафоса, хоругвей и патриотического блеска в глазах. В повседневной жизни. Протянуть руку ближнему, понять его и простить. Помочь нуждающемуся… Нет, я не жду, что ухоженные дамы из рекламы брендовой одежды, с мальдивским загаром, начнут обниматься с приезжими уборщицами из супермаркетов и дарить им свои платья. А олигархи, оставив на время яхты и куршевели, сядут за один стол с пролетариями, которые этих олигархов поносят на каждом углу. Да, мы – один народ. Но массовые братания, думаю, начнутся не скоро.
А просто не есть друг друга поедом каждый день, перестать ненавидеть соседа, который купил новую машину, не смотреть на человека с другим разрезом глаз, твоего же соотечественника, как Пересвет на Челубея – это хотя бы можно?
В минуты опасности мы очень хорошо умеем объединяться. Не только в войну, но и после больших стихийных бедствий, например. Помните, как пару лет назад всем миром собирали вещи для погорельцев с юга края? Любо-дорого было посмотреть на наше единство. Больным детям деньги собираем. Беженцам помогаем. И это хорошо.
Но в быту, когда нам ничего не угрожает, когда никто нашей помощи не просит… Нарваться на хамство, равнодушие, презрительный взгляд по-прежнему можно где угодно – в дороге, в очереди, в магазине, в государственной конторе у какого-нибудь окошка, в котором сидит тетя, мелкий клерк, и ненавидит весь мир за то, что жизнь ее не удалась. Орет на людей и тычет пальцем в бумажку: «а это для кого написано?!» В какой-нибудь фирмочке владелец-начальник все гребет под себя, оставляя наемным сотрудникам, своим же землякам, красноярцам, жалкие крохи – «ничего личного, это всего лишь бизнес». Не выплачивать людям зарплату месяцами, при этом разъезжая по дорогим курортам и каждый год меняя БМВ на «мерседесы», – это и есть наше «единство» и любовь к ближнему? Реальный, кстати, случай, с моим приятелем-работягой такое было – только прокуратура смогла объяснить «бизнесмену», что зарплату сотрудникам надо платить чаще, чем раз в полгода.
Это россияне (любой национальности), а не пришельцы из созвездия Гончих Псов ходят по квартирам пенсионеров под видом «сотрудников собеса» и, глазом не моргнув, отнимают у них последнее. Потому что «без лоха и жизнь плоха».
А расслоение общества, которое мы сейчас наблюдаем везде… По материальному признаку, социальному, сословному, религиозному… Все чиновники, среди которых тысячи порядочных людей, для некоторых наших сограждан сплошь «хапуги и воры». Приезжие из бывших советских республик, которые давно получили российское гражданство и трудятся в поте лица, выполняя самую черную работу, удостаиваются нелестных эпитетов. Причем услышать их можно чаще всего от тех, кто уже третий год «на работу устраивается», а сам палец о палец не ударит, чтобы изменить как-то свою жизнь.
Ненависть правит нами. «Чайника», который подрезал тебя на дороге (не умышленно, просто водить еще не умеет), мы можем обложить таким матом и пожелать ему вослед таких «благ», от которых черти в аду смущаются. А в соцсетях что творится? Там это расслоение и ненависть особенно заметны. Глотку готовы перегрызть оппоненту, который придерживается иных политических взглядов, высказывает мнение, отличное от вашего.
Так что не под знамена и хоругви надо нам становиться – к этому мы всегда готовы. А улыбнуться соотечественнику, быть терпеливей и снисходительней к тому, кто не слишком умен и расторопен, дать бедному на кусок хлеба, при этом, что важно, не осуждая его… Этому надо учиться. С таких мелочей «народное единство» и начинается.
Ну а Минин и Пожарский, конечно, герои. Мы их чтим.
«Понимать друг друга»
Мы спросили у красноярцев: в чем должно проявляться народное единство?
Александр ОБАНИН, предприниматель:
Я считаю, не может быть единства нации, когда люди не ходят на выборы. А таких много, особенно среди молодежи. С одной стороны, они недовольны властью, а с другой – почему-то уверены, что «и без нас кого надо выберут, все уже посчитано»… Если так рассуждать, то от тебя и правда ничего не зависит. Единство – это когда мы, народ, влияем на жизнь своей страны.
Антонина Балян, воспитатель детсада:
Россия – страна многонациональная. У нас нет иного выхода, кроме как жить дружно всем вместе и научиться друг друга понимать. Пока будет ненависть в адрес «приезжих», «нерусских», ни о каком единстве не может быть и речи. Национализм – это страшно, он разобщает и убивает.
Михаил Бирюков, художник:
Культура всегда объединяла народы! А особенно – взаимопроникновение национальных культур. Пусть русские слушают тувинское горловое пение, а тувинцы смотрят спектакли по пьесам Чехова. Осетины приезжают с концертами в Красноярск (это уже было, и мне очень понравилось), а красноярские ансамбли пусть едут во Владикавказ. Через культуру, искусство мы научимся понимать друг друга.
ФОТОРЕПОРТАЖ: День народного единства в Красноярске. 4.11.2017