Задачи современной школы уже давно не сводятся к «жи-ши» через «и» и «дважды два – четыре». Нынешние учебные заведения должны помочь ребенку выработать и дополнительные навыки: научить искать проблемы, ставить цели и достигать их. Но главное – научить любить свою малую и большую родину. Задачи такого личностного развития и патриотического воспитания удается совмещать не всем школам. Мариинская гимназия – одно из немногих учебных заведений, в котором патриотический вектор органично вписался в школьную программу.
Расширяя границы
Семиклассница Аня Тонких стоит у карты мира, на которой разноцветными канцелярскими кнопками отмечены разные страны. Это места, где теперь знают о том, как выглядят красноярский Органный зал, часовня Параскевы Пятницы, памятник Андрею Дубенскому, Столбы, наш Коммунальный мост… Это стало возможным благодаря проекту «И пусть весь мир узнает о Красноярском крае», а точнее – открыткам, которые получили чуть больше сотни незнакомых адресатов на всех континентах.
Идея включиться в движение посткроссинга появилась у девочек в сентябре, когда каждый класс гимназии определяется с темой социального годового проекта. Изображения для открыток нарисовали сами воспитанницы.
– Мы решили таким образом отметить 80-летие Красноярского края. Девочки-художницы из нашего класса нарисовали свои любимые места в городе, потом из эскизов мы выбрали лучшие, – рассказывает Анна.
А после этого началась самая сложная работа: из рисунков нужно было сделать макеты и напечатать сами открытки, но главное – найти средства на реализацию проекта.
– Встал вопрос: где взять деньги? – вспоминает Олеся Уткина, учитель истории и обществознания и классная дама 7 «А», идейный вдохновитель проекта. – У нас в классе есть группа добровольцев, они организовали в канун Нового года благотворительный марафон. Девчонки сделали поделки, испекли печенье, пирожные – и устроили ярмарку-распродажу. Все деньги, собранные нашим классом, мы отправили на печать открыток.
Переговоры с типографиями вели сами воспитанницы. По словам Олеси Александровны, она только дала девочкам нужные телефоны и краем глаза глянула на первое деловое письмо, которое они отправили. Сотрудники типографии даже не догадались, что о плотности бумаги, тираже и макете с ними разговаривает ученица 7-го класса.
Первые 200 открыток разлетелись в мгновенье ока, из других стран начали приходить восторженные отзывы: незнакомым адресатам, которые не знали, где находится Сибирь, очень понравился наш город, запечатленный юными художницами. Часть открыток удалось продать – и на вырученные деньги допечатать тираж.
Но и это не все. К 9 Мая воспитанницы гимназии задумали новый проект – открытки о Великой Отечественной войне, нарисованные совместно с Центром защиты материнства и детства. Девочки выиграли грант и готовятся приступить к работе.
– В сентябре я даже не могла предположить, что будет такой результат, – говорит Олеся Александровна. – Я вижу заинтересованность и увлеченность девчонок, для них это очень важно – это дело не для галочки. Вижу их самостоятельность, как они выросли на этом проекте.
По итогам городского конкурса «Территория-2020» семиклассницы выиграли грант, а значит, открытки с видами края неизвестные адресаты не перестанут получать и в следующем году. По словам гимназисток, для них очень важно, чтобы о красоте нашего региона знали во всем мире.
Судьба каждой семьи
В проекте «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» приняли участие два шестых и один восьмой класс гимназии. Галина Назаренко, учитель литературы, в декабре предложила гимназисткам провести небольшое исследование, и уже в апреле были готовы их презентации и сочинения о родственниках, посвятивших себя Великой Победе.
– Важно, чтобы дети не росли Иванами, не помнящими родства. Они должны знать летопись своей семьи, – поясняет Галина Владимировна. – На уроках литературы необходимо учить чувствовать, мыслить и сопереживать. Девочки вложили в этот проект свою душу, они с волнением делились историями о прадедах, рассказывали о них свои стихи, слушали одноклассниц со слезами на глазах. Бережно передавались из рук в руки семейные реликвии: фотографии военной поры, солдатские письма, ордена и медали. Это было очень трогательно!
У проекта, приуроченного к 70-летию Победы, неожиданно появился замечательный «побочный эффект» – он объединил семьи вокруг этого важного дела.
– Мне было интересно узнать, какой вклад в победу внесла именно моя семья. Мы всей семьей искали информацию о наших прадедушках и прабабушках, участниках войны и тружениках тыла, переписывались и перезванивались с родственниками из других городов и сел. С некоторыми из них я раньше не была знакома, а теперь мы общаемся, – рассказывает шестиклассница Настя Ветчинникова. – Великая Отечественная война – это такая тема, к которой неравнодушен каждый.
Одно огорчает Настю: о своих предках она знает, как говорится, в общих чертах. Время стерло детали, хотя у молодого поколения сейчас как никогда сильно желание восстановить свои корни – узнать об ушедших родных как можно больше.
Много нового во время работы над проектом смогла узнать и Лиза Кутукова.
– Раньше мне были известны судьбы только маминых родственников – никто из них не вернулся с фронта, – делится впечатлениями гимназистка. – А теперь познакомилась и с родными по папиной линии, им всем посчастливилось выжить после той страшной войны. В презентации я рассказала о судьбах многих родных, но сочинение написала о прадедушке Печкине Иване Андреевиче. Мама рассказывала мне, что он очень часто писал письма жене, моей прабабушке. В последнем спрашивал, кто у них родился. Прадедушка погиб в октябре 1942-го, а через два дня родился мой дедушка… Об этом я рассказала и в своем стихотворении.
Такие чудом сохранившиеся в семейной памяти детали особенно ценятся детьми: зачастую поступки прабабушек или прадедушек становятся основой семейной легенды, которую школьницы передадут своим детям. И тем ценнее этот проект – он не только позволяет ощутить гордость за своих родных, о которой говорят все гимназистки, но и помогает сохранить семейную память.
Изменить взгляд
– У нас с дедушкой в семье есть традиция – каждый год в День Победы после митинга мы рассматриваем медали, фотографии моего прадеда – Ганжи Карла Борисовича, – рассказывает восьмиклассница Саша Ганжа. – Я знаю о нем очень много, хоть он и умер задолго до моего рождения. В этом году на шествие Бессмертного полка я пойду с его фотографией.
Саша – одна из тех, кто координирует участие гимназии в краевой социальной акции «Великие люди Великой Победы». Школьницы собирали фронтовые письма, самые яркие фрагменты которых будут помещены на открытках к празднику 9 Мая.
Круглый год воспитанницы гимназии помогают ветеранам Советского района: девочки могут помыть полы, сходить в магазин, а главное – поговорить с пожилыми людьми.
– Людям старшего возраста всегда не хватает внимания – хочется больше теплоты, общения, – размышляет Бушуева Ангелина, воспитанница 11-го класса, одна из руководителей социального проекта «Вы – наша гордость», в рамках которого гимназистки работают над созданием буклета о ветеранах Советского района г. Красноярска. – Мы приходим к ветеранам, помогаем им, слушаем их непростые истории. После таких историй меняешь взгляд на мир, можно сказать, что мировоззрение меняется, и ты совсем по-другому оцениваешь то, что с тобой происходит. Понимаешь, что твои проблемы – это уже и не проблемы вовсе.
Этими акциями проекты Мариинской гимназии не исчерпываются: по инициативе лидеров гимназического самоуправления, корпорации «Мариинка и Ко», воспитанницы собираются украсить скучный серый бетонный забор вокруг здания школы, проводят благотворительные акции в пользу бездомных животных, рассказывают о правилах дорожного движения и здоровом образе жизни… Так гимназия живет последние 15 лет, ведь социальный проект есть у каждого класса, даже у пятиклассниц. Именно им, пятому классу, свой проект передаст команда под руководством Ангелины Бушуевой и Кати Михеевой – и со следующего сентября маленькие девочки продолжат поиск информации о ветеранах своего района.
Мнение учителя
Светлана Ивановна РОМАЩЕНКО
директор Красноярской Мариинской гимназии
– Создавая социальные проекты, гимназистки строят свою жизнь, учатся планировать. Для нас, педагогов, важно, что они не просто пишут проекты – девочки учатся быть полезными миру и другим людям. Несмотря на большую занятость, наши воспитанницы всегда находят время помочь другим, а главное – не жалеют душевных сил. Знания по математике и химии, истории и литературе, несомненно, нужны, но не менее необходимо знание жизни. Социальные проекты дают такую возможность – познавать ее. И не только в теории, но и на практике.