Жительница Эвенкии Вера Николаевна обратилась в редакцию как в последнюю инстанцию. Ее братьям уже полгода не выплачивают зарплату, и женщина вынуждена кормить не только своих детей, но и помогать семьям родственников. На содержание домохозяйки, воспитывающей двоих опекаемых ребятишек, не разбежишься. А цены на продукты в Туре только увеличиваются.
Как хочешь, так и выживай
Вера Николаевна наотрез отказалась называть свою фамилию: «Мне еще здесь жить. Узнают, что я жалуюсь, уволят моих братьев». Летом этого года ее родственники устроились строительными рабочими на муниципальное предприятие «Эвенкийская база снабжения». Эта компания обеспечивает продуктами Туру и близлежащие поселки Эвенкии, имеет свои магазины и пекарни.
– Но люди работают на базе, а денег не получают, – сетует жительница Туры. – Ко мне братья ходят и занимают. У них семьи, дети, а зарплату не платят. Я, конечно, помогаю, но у меня своих ребятишек четверо – двое кровных, двое опекаемых. Я не работаю, домохозяйка, только муж и зарабатывает.
Вера Николаевна рассказывает: уже несколько раз говорила братьям, чтобы сходили к директору Эвенкийской базы снабжения, спросили, в чем причина задержки, когда выплатит долги. Но мужчины боятся – начнешь требовать, уволят. А с работой в Туре негусто. Дорожные предприятия развалились, остались только теплосетевое и электросетевое хозяйства да социальные объекты. При этом деньги требуют везде – и ребятишек в школу собрать надо, и за коммунальные услуги заплатить. Не говоря уже о пропитании.
– Я уже сама пошла к директору Эвенкийской базы снабжения Артуру Гаюльскому, чтобы выяснить ситуацию, – рассказывает Вера Николаевна. – Но так и не нашла его – отсутствует и на работе, и в администрации. Гаюльский – депутат районного совета. Пыталась записаться на прием, и тоже не удалось поймать.
Как говорит женщина, в организациях Туры и раньше случались сбои с выплатой зарплаты. То в магазине продавцам не доплатят, то рабочим-сетевикам отпускные не выдадут.
– Люди в прокуратуру писали, только после этого деньги выплачивали, – говорит жительница Эвенкии. – У нас практика такая: пока не пожалуешься, никто не пошевелится. Но ведь это не выход из положения – все время в прокуратуру бегать.
Впрочем, о задержках зарплаты строительным рабочим Эвенкийской базы снабжения Вера Николаевна все же написала заявление в местную прокуратуру. Но прошел месяц, а ответа так и не последовало. Женщина разочаровалась: видимо, и правоохранители махнули рукой на произвол руководителей муниципального предприятия.
– Как хочешь, так и выживай, – замечает Вера.
О том, что работникам Эвенкийской базы снабжения уже несколько месяцев не выплачивается зарплата, глава администрации Эвенкийского муниципального района Андрей Черкасов даже не слышал, – нет таких проблем на его территории.
Ничего не смогла пояснить и прокуратура Эвенкии. На запрос Красноярской краевой прокуратуры местные органы ответили: мол, было заявление, но причины невыплаты зарплаты не ясны. До сих пор идет проверка. Интересно, что завершить ее прокурорские работники Эвенкийского муниципального района пообещали уже сегодня, в пятницу, 8 ноября.
Цифры с потолка
Беспорядки на Эвенкийской базе снабжения местные жители связывают с приходом нового директора. Говорят: не только зарплату выплачивать перестали, но и цены на продукты повысились. Несмотря на то, что муниципальному предприятию выделяется дотация на доставку продуктов из Красноярска в Эвенкию (а следовательно, продаваться масло или молоко должны по закупочной стоимости), цены в магазинах базы такие же, как и в коммерческих ларьках.
– Они даже некоторых коммерсантов перещеголяли, – замечает Вера Николаевна. –Есть предприниматели, у которых цены на продукты на 20–30 рублей ниже. У нас все дорого. К примеру, десяток яиц стоит 150 рублей, бутылка растительного масла 120 рублей, сахар 80 рублей килограмм. При этом люди у нас получают зарплату по 6–7 тысяч рублей. И это при прожиточном минимуме в 14 тысяч рублей!
Откуда такое несоответствие? Ответить на этот вопрос жители Эвенкии не в состоянии. Северян мучает вопрос: куда же уходит та дотация, которая должна сдержать рост стоимости продуктов первой необходимости?
Директора Эвенкийской базы снабжения и депутата районного совета Артура Гаюльского нам найти не удалось. В райсовете пояснили: он в отпуске, ушел на охоту. Заместитель Эвенкийского районного совета депутатов Марина Староворцева заметила: мол, даже не знает, сколько сейчас стоит растительное масло в Туре, давно в магазин не ходила.
– Некогда мне по магазинам ходить, не покупаю продукты, – говорит Марина Владимировна. – Но знаю, что дотации Эвенкийской базе снабжения выделяются не на все продукты питания, а только на определенный список – хлеб, молоко, крупы, масло.
А Андрей Черкасов пояснил: по постановлению губернатора Красноярского края на территории определен перечень продуктов, за ценами на которые в Эвенкии следят. Например, килограмм хлеба сегодня стоит 30 рублей.
– Думаю, даже в Красноярске за такую цену хлеб не купите, – замечает глава администрации Эвенкийского муниципального района. – В остальном цены пляшут от средней заработной платы на территории, которую работодатель обязан выплачивать. И в рамках этой суммы человек должен пойти и купить минимальный перечень продуктов питания.
В остальном стоимость продуктов на Севере зависит от того, в какое время года эти яйца или молоко завозились с Большой земли. Например, с 1 ноября средняя цена на свинину на территории Туры, Байкита и Ванавары достигает 280 рублей за килограмм, литр молока стоит 85 рублей, килограмм муки – 51 рубль. Но это – уточним – средняя стоимость, есть предприниматели, которые задирают цены.
– У нас нет полномочий регулировать торговые надбавки в розничной сети, – говорит Андрей Черкасов. – На Севере в цене единицы товара большую долю занимает транспортная составляющая. Предприниматель вкладывает в стоимость свои расходы. Но и здесь есть разница. Если он вез литр молока в октябре караваном, стоить оно будет 85 рублей, если же в ноябре самолетом – цена перешагнет за 100 рублей.
Нужен контроль
Необоснованно высокие цены на товары первой необходимости в комитете по делам Севера и коренных малочисленных народов Законодательного собрания Красноярского края называют одной из важнейших проблем северян. Этот вопрос живо обсуждался депутатами на одном из заседаний летом этого года. Тогда депутат Николай Фокин заметил: например, в Хатанге цена литра молока может достигать 200 рублей!
Запредельные цены объясняются просто. Товары на Север доставляются из Красноярска разными путями: основная часть во время весенне-осенней навигации (это так называемый северный завоз), остальное по воздуху. И стоимость доставки добавляется к цене товара. Например, авиадоставка в удаленные районы Таймыра (на Диксон, в Хатангу) равняется 120–160 рублям за килограмм веса. И это, естественно, повышает цену. Продукты становятся поистине золотыми.
Местные жители и депутаты отмечают: жители Эвенкии и Таймыра постоянно находятся в ожидании низких цен. Осенью, после окончания навигации, ждут хороших морозов и открытия зимника. Весной, когда зимники уже закрыты, – речной навигации. В межсезонье скоропортящиеся продукты доставляются на «малую землю» самолетом (вот когда взлетает стоимость молока и творога!). А воздушный транспорт существенно дороже речного и автомобильного.
– Кроме того, цены к концу зимы на Севере растут из-за того, что базы делают определенные накрутки за хранение товара (например, сухого молока или муки), завезенного во время навигации, – говорит консультант Законодательного собрания края Сергей Алексеев. – Но при этом затрат базы никаких не несут.
На том летнем заседании комитета по делам Севера и малочисленных народов депутаты предложили правительству края создать рабочую группу по контролю за ценами в северных районах. Цены должны быть стабильны в любое время года, считают парламентарии. Кроме того, необходимо вернуть старую схему снабжения Эвенкии и Таймыра – государственную.
– Да, в Эвенкии существует муниципальная база снабжения, – говорит Сергей Алексеев. – Но она не в состоянии развозить продукты по поселкам. Это можно сделать только вертолетом, но один час его эксплуатации обходится в 100 тысяч рублей!
Кроме того, необходимо на территории Таймыра и Эвенкии ввести регулирование торговых надбавок.
Интересная ситуация сложилась на северах Красноярского края, которые восемь лет назад вошли в состав нашего региона. Объединившись в 2005 году с Эвенкией и Таймыром, тогда почему-то забыли внести эти территории в постановление «О государственном регулировании торговых надбавок (наценок) к ценам на товары народного потребления, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза груза». Документ датируется 2003 годом, и в нем не идет речь об Эвенкии и Таймыре, ведь в то время они были автономными округами и в состав края не входили.
Решить вопрос о включении в документ двух северных территорий может рабочая группа, которую планируется создать в ближайшее время (возможно, после 15 ноября). По задумке, в нее должны войти парламентарии, общественники, представители правительства края.