Монастыри на Руси строились для укрепления веры. Неслучайно они появлялись и в Сибири. Ведь наши края раньше были местом ссылки. В том числе для людей безбожных, вольнодумных. И сегодня православные обители остаются центром духовной силы. Каждая из них имеет собственную непростую историю. Не исключение мужской и женский монастыри Красноярска.
Землю – монахам
Свято-Успенский мужской монастырь – место в городе известное. Он привлекает не только паломников, но и людей, далеких от Церкви. Недавно здесь появился культурный центр «Успенский», на территории проходят различные фестивали, а на благоустроенной набережной Енисея – выставки. Но медиафестиваль «Спас на Енисее – 2020», который прошел в крае в начале октября, показал мужской монастырь и с другой стороны.
Когда-то берег Енисея здесь был пустынным. В 1873 году, чтобы укрепить позиции Церкви в Сибири, епископ Антоний (Николаевский) обратился к городскому голове с предложением приобрести территорию для устройства иноческой обители. Городская дума постановила: земли монастырю отдать.
В 1886 году здесь уже было большое хозяйство – пашенные земли, мастерские, просфорные, хлебопекарни. Монахи шили ризы, чинили обувь, ловили рыбу.
– В XIX веке монастыри играли огромную роль в хозяйственном освоении Сибири, – говорит экскурсовод Наталья Дурбанова. – Они в буквальном смысле кормили жителей населенного пункта, где располагались.
С обязательством восстановить
С приходом к власти большевиков мужской монастырь закрылся, монахов в 1920 году расстреляли. Сейчас на могиле невинно убиенных братьев стоит высокий поклонный крест, здесь совершают молебны.
В советское время в здании размещалась школа-коммуна, затем сыпно-тифозный госпиталь, а в 1946 году открылся дом отдыха «Красноярский».
Возвращение Церкви разрушенного монастыря началось в 1992 году. Казаки во главе с атаманом Мастьяновым обратились тогда к главе администрации Красноярского края: «Убедительно просим передать разрушенное здание бывшего монастыря с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь». И начались переговоры. Шли они долго. Поддержку предложение казаков получило только пять лет спустя, когда губернатором края стал Александр Лебедь.
И началось восстановление разрушенных зданий. Реставрация закончилась недавно – в 2015 году.
Башмачок Спиридона Тримифунтского
В 2011 году на территории Свято-Успенской обители началось строительство храма в честь иконы Божией Матери «Всецарица». Возводился он по проекту известного красноярского архитектора Леонида Чернышева, разработанному еще в 1914 году. Эта церковь стала главной для прихожан монастыря, а восстановленный Успенский храм служит в основном для домовых молитв монахов.
Икона «Всецарица» в народе считается исцеляющей от онкологических заболеваний. И храм всегда переполнен молящимися за здоровье близких и родных. Здесь находится и одно из сокровищ монастыря – башмачок Спиридона Тримифунтского. На острове Корфу, где покоятся мощи святого, популярно предание о том, что Спиридон постоянно путешествует по миру и помогает христианам. Каждый год на мощи старца надевают новые бархатные башмачки, но они непонятным образом стаптываются.
Долгое строительство Благовещенской церкви
Когда-то мужской монастырь владел полями, засевал их. Этим и кормился. Сейчас подсобного хозяйства у монахов нет. Соленьями и вареньями им помогает Благовещенский женский монастырь, главный храм которого появился на сибирской земле также в XIX веке.
Указ Тобольской префектуры о строительстве новой каменной Благовещенской церкви вышел в сентябре 1801 года. Но к возведению храма приступили только три года спустя. В то время в России ставили церкви по
типовому проекту. Благовещенский храм в Красноярске выгодно отличается от своих собратьев в других регионах – сделали его по индивидуальному плану тобольчан Григория Бусыгина и Алексея Поспелова. А руководил строительством иркутский мастер Иван Прохоров.
В те годы в Иркутске, Енисейске и Красноярске строители тяготели к сибирскому барокко. Нижний придел Благовещенского храма выполнен именно в этом стиле. Но затем в Красноярск приехал енисейский мастер, и строительство продолжилось в стиле классицизма – с присущими ему изяществом и тонкими линиями. Пока строился храм, Россия победила Наполеона. И это событие также решили отразить в церковном здании. К храму приделали третий этаж – придел Александра Невского.
Кстати, икона Александра Невского – одна из самых дорогих святынь красноярского храма. Дарована нашей церкви она в 1820 году императором Александром Павловичем, а произведена рукой самого Алексея Егорова – профессора Санкт-Петербургской академии художеств, учителя знаменитого Карла Брюллова.
Но на этом строительство не закончилось. В 1859 году к церкви пристроили южный придел.
Вместо склада пушнины
С приходом советской власти храм стали использовать для городских нужд. До 1990-х годов здесь находился склад пушнины.
– Когда церковь вернули верующим, она была в печальном состоянии. Как рассказала монахиня Афанасия, восстанавливали храм всем миром, немало вложили и местные предприятия. Кто на строительстве помогал, кто купола лил.
Кстати, женский монастырь в Красноярске – относительно новое явление. Появился он только 25 лет назад. Тогда вокруг Благовещенского храма собрались пять монахинь. Помогали возрождать церковь, а заодно строили обитель.
Лет 15 назад в Благовещенском монастыре был наплыв желающих постричься в монахини. Не хватало келий, и настоятельница благословляла сестер на проживание в миру. Сейчас места есть. Как говорит Афанасия, многие сестры уже оставили этот мир, а новых желающих посвятить себя служению Христу стало меньше.
Очищающий звук
Для посетителей колокольню Благовещенского храма открывают только в светлые праздники. Но для участников медиафорума «Спас на Енисее» сделали исключение.
Нас сразу предупредили: лестница узкая, не каждый сможет подняться. Но многие журналисты решились на восхождение.
Темный коридорчик заканчивается погребной крышкой. Здесь специально такую установили, чтобы не впускать уличный холод внутрь храма. И вот она – самая высокая точка города по меркам 1920 года. Обзор с колокольни открывается во все четыре стороны света. До куполов Благовещенского собора, кажется, можно дотронуться рукой.
Колокольня продуваема всеми ветрами. Звонарю приходится работать и в мороз, и в жару, и в снег, и в дождь.
Звонарь коротко представляется: «Раб Божий Тимофей». И приступает к священнодейству. Огромные колокола наполняют нас звуковыми волнами. Говорят, колокольный звон – это молитва в звуке, которая омывает тело и душу от болезней и грехов. Воцерковленные верят, что звон колокола даже в душе далекого от религии человека рождает отзвук и пробивает до самого сердца. Есть в нем какая-то таинственная сила.
Вот так когда-то в 1990-х годах проникла эта сила в душу барабанщика Юрия Жемчугова. Оставил он свою эстрадную деятельность и много лет трудился в Благовещенском храме. Именно он стал первым звонарем женского монастыря. И Тимофея научил этому искусству.
И мы выходим с колокольни Благовещенского храма духовно обновленными и очищенными.