О нем написаны сотни книг, статей, монографий, его узнаваемый голос ежедневно звучит по радио. Фильмы с его участием не сходят с телеэкранов. Самого знаменитого советского барда не забывают центральные телеканалы – ко дню рождения они обязательно покажут документальные фильмы и концерты, в которых наши звезды будут петь Высоцкого.
Через годы, через расстоянья…
И все же Высоцкий, на мой взгляд, еще не оценен по достоинству как большой русский поэт. Часто его воспринимают только как харизматическую личность, вокруг которой всегда был такой романтический флер – модный мужик с гитарой, хриплый голос, звезда Таганки, Жеглов, «Мерседес», жена француженка. И, конечно, бешеная популярность, «был запрещен», любые двери ногой открывал, везде побывал…
Все это так. Но если говорить о Высоцком только как о поэте, то здесь есть два краеугольных камня, на которых стоит памятник певцу эпохи. Первый – это богатейший язык, уникальные сложные рифмы, неподражаемые образы и метафоры. Как безошибочно он находил точное слово, как мастерски умел построить яркую аллитерацию! Вот любимая моя строчка, она просто звенит: «Взял у отца на станции погоны, словно цацки, я, а из эвакуации толпой валили штатские…» (Говорят, поэт считал «Балладу о детстве» лучшей своей песней.)
Все это еще ждет своих литературоведов, здесь для них работы непочатый край.
И второй такой камень – «всеохватность» его творчества.
Белинский назвал «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Я это всегда прочитывал шире: весь Пушкин – энциклопедия русской жизни.
А Высоцкий – это энциклопедия жизни советской. От а до я. Война, любовь, труд, дорога, тюрьма, быт, культура и псевдокультура, национальные отношения, призвание, нравственные устои, общечеловеческие ценности… Список «тэгов», как говорят в Интернете, а проще – меток, которыми отмечено его песенно-поэтическое наследие, бесконечен. Нет такой сферы человеческой деятельности или отношений, которую бы он не задел.
В этом, наверное, и секрет его узнаваемости, залог любви трех поколений: Высоцкого слушал мой отец, слушаю и я. Голос барда звучал в нашем доме всегда и продолжает звучать. Моему младшему сыну девять – слушает. Очень любит почему-то «Песню канатоходца». Внуку шесть, тоже будет любить Высоцкого, постараюсь. Ну вот, не три, а уже четыре поколения.
Мне приходилось наблюдать, как молодые люди (от 16 до 30 лет), которые раньше не слышали Высоцкого, открывали рты от изумления и плотно подсаживались на него после двух десятков песен. Эти дети рэпа, рока и ночных клубов, часто испорченные низкопробной попсой, нутром чувствуют силу настоящего таланта. Он смог достучаться до их сердец через десятилетия, через новые культурные наслоения и музыкальную конъюнктуру…
Петь душой и сердцем
– Да, это так, – соглашается со мной Роман Энгельгардт, директор фестиваля «Красноярск поет Высоцкого», ставшего уже традиционным. – Я тоже наблюдаю, как много молодых ребят, впервые соприкоснувшись с творчеством поэта и барда, становятся его поклонниками. Помню, когда мы готовили один из первых концертов, на прослушивание пришел 15-летний паренек, спел что-то из Высоцкого. Спрашиваю: «А как ты о нем узнал?» – «Да нашел, – говорит, – у отца старую кассету МК-60, поставил… и заслушался». Теперь он ни одного нашего концерта не пропускает. На фестивали приходят родители с детьми, бабушки приводят внуков за руку. Чтобы они послушали нормальные песни, а не ту муть, что льется из телевизора.
Сам Роман признается, что лет до 30 не был фанатичным поклонником Владимира Семеновича, это сейчас уже он прочитал о нем все, что смог найти. И даже сам взял в руки гитару.
– Все началось в 2005 году. Я тогда работал директором молодежного центра «Зеркало». И так получилось, что июнь у нас оказался пустым месяцем в плане культурных мероприятий. Надо было срочно что-то придумать. Смотрю: приближается 25-я годовщина со дня смерти поэта. Обратился к знакомым красноярским музыкантам, рокерам, бардам: а давайте устроим концерт, на котором каждый из вас споет что-то из Высоцкого. Ребята с радостью согласились. Администрация Центрального района пошла нам навстречу. И мы попали в точку! Оказалось, что народ очень изголодался по Высоцкому. Когда я вышел на сцену на Театральной площади, был поражен, сколько народу собралось.
Тогда мы думали, что это разовое мероприятие: отметили годовщину, и все. Но не тут-то было. На следующий год музыканты уже сами обратились ко мне: а давай повторим…
Так наш фестиваль стал ежегодным. Каждый год в конце июля на Театральной площади, по официальным подсчетам, собирается 7–8 тысяч человек. Сотни красноярских музыкантов, самодеятельных певцов приходят на прослушивания. И среди них бывают настоящие жемчужины. Такие, например, как Дмитрий Целуенко. Мало того, что он может петь Высоцкого часами, так у него еще и голос очень похож. Нет-нет, он специально не копирует, не напрягается, это у него от природы, уникальное такое совпадение. Я не люблю, когда кто-то натужно пытается петь «под Высоцкого» – хрипеть и рычать. Это не главное. Его надо петь душой, сердцем. Таких исполнителей мы и отбираем на наши концерты.
Фестиваль, начало которому положил Роман, вскоре вышел за рамки собственно фестиваля. Сейчас в крае существует целое музыкальное движение. Люди, которые составляют его ядро, пропагандируют творчество Высоцкого, поют его песни. Ежегодные концерты проходят в Назарово и на берегу Маны, в Нарве. В прошлом году «высоцкофилы» – музыканты и барды – устроили автопробег по городам и поселкам края, где пели песни на разных площадках. Местные жители принимали их очень тепло, сибирякам Высоцкий чрезвычайно близок, они чувствуют в нем родственную душу.
А еще поклонники поэта проводят тематические классные часы в школах, даже разработали специальную методичку для учителей о Высоцком. Несколько раз бесплатно пели его песни в больницах и готовы продолжить это сотрудничество с краевым минздравом – ждут приглашения.
– Открою секрет читателям вашей газеты, – говорит Роман. – В этом году, в июле, на большой концерт, который состоится на острове Татышев, мы пригласили известную тувинскую группу «Ят-Ха». Они уже дали предварительное согласие. Очень интересно будет посмотреть, как исполнители горлового пения сумеют интерпретировать песни Высоцкого.
Не пропустите!
Завтра, 24 января, в 16:00 в Красноярском музейном центре на Стрелке традиционно состоится концертная программа, посвященная дню рождения выдающегося русского поэта, актера и певца Владимира Семеновича Высоцкого.
Она будет состоять из двух отделений. В первом – премьера музыкального спектакля «Жизнь без сна» (12+) на слова и мелодии Высоцкого по мотивам его фантастической повести «Дельфины и психи» в постановке режиссера Андрюса Даряла и аранжировке Петра Казимира. Вокалист – Наталья Горячева, заслуженная артистка РФ.
Второе отделение – концертные выступления участников фестиваля «Красноярск поет Высоцкого»: Якова Алленова, Дмитрия Корявина, Алексея Максименко (актеры драмтеатра им. А. С. Пушкина), ансамбля студентов кафедры народных инструментов Красноярской академии музыки и театра, Виктории Белошапкиной и гитарного трио Антона Веришко, групп «Второе дыхание», «Гуляй, Вася!», «Мятный Бриз», «Озоновый слой» и других. А также самодеятельных исполнителей. Все песни будут звучать вживую, без фонограмм и «минусовок».
Адрес: Красноярск, площадь Мира, 1.
Тел. для справок 8 (391) 212-46-63.
* * *
Высоцкий и Красноярск
Красноярцы гордятся тем, что имя Высоцкого тесно связано с нашей землей. Летом 1968 года на Мане, в поселке Выезжий Лог, снимался художественный фильм «Хозяин тайги», главные роли в котором сыграли Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин.
Литературоведы утверждают, что именно здесь поэт написал знаменитые свои песни «Охота на волков» и «Банька по-белому».
Местные жители до сих пор вспоминают, что люди толпами ехали в Выезжий Лог посмотреть на Высоцкого, он в те годы был страшно популярен.
В то лето побывал Владимир Семенович и в Дивногорске, где дал то ли один, то ли несколько концертов в ДК «Энергетик». Исследователи его творчества до сих пор расходятся во мнении – сколько на самом деле было этих концертов. Но все вспоминают, что они были «замаскированы» под «встречи с творческой группой фильма» – власти не приветствовали сольных выступлений актера и барда перед публикой.
Достоверно известно, что Высоцкий приезжал и в Красноярск, где посетил мастерскую Тойво Ряннеля, общался с нашими живописцами, пел им свои песни. Красноярские художники Вадим Балдин и Вадим Елин создали целую серию портретов поэта. Причем рисовали они его не только в Красноярске, но и в дивногорской гостинице «Бирюса», и на съемочной площадке. Позже эти портреты были широко растиражированы.