Двухместный оранжевый «Аэропракт» А-22 – что кузнечик с пропеллером. Легкий, голенастый, он будто не бежит, а отталкивается от взлетно-посадочной полосы и свечой взмывает в небо. «Испытай один раз полет, и твои глаза навечно будут устремлены в небо. Однажды там побывав, на всю жизнь ты обречен тосковать о нем», – с этими пророческими словами Леонардо да Винчи согласен каждый из двадцати 16-летних курсантов, провожающих глазами маленький, но все же настоящий самолет. Уже завтра он начнет постепенно им покоряться, послушно унося в бесконечные просторы воздушного океана.
Вторая заря
«Комсомолец, на самолет!» – этот лозунг 30-х годов прошлого века вихрем ворвался в еще вчера крестьянскую страну и унес в небеса десятки тысяч юношей и девушек Советского Союза. Рекорды скорости, дальности, беспосадочные перелеты на Дальний Восток, Северный полюс и Аляску – все это получало нашу прописку. Увы, перефразируя слова Остапа Бендера, угар 90-х и отсутствие того энтузиазма подрезали крылья российской авиации. Но, похоже, все потихоньку возвращается. Год назад в Ачинском кадетском корпусе по инициативе губернатора Льва Кузнецова началась подготовка пилотов сверхлегких воздушных судов. 19 кадетов успешно прошли суровый отбор: две медкомиссии, предполетную подготовку, углубленный курс теории. И вот – долгожданные практические занятия на аэродроме города Шарыпово.
– Я искренне завидую этим молодым людям – они открывают вторую зарю русской авиации, –заявил специально прилетевший на торжество легендарный летчик, бывший главком ВВС РФ, Герой России Петр Дейнекин. – В последние 20 лет она была предана забвению. Мы докатились до того, что не только стали закупать иностранные самолеты, но и говорить об их комплектации заграничными экипажами. Будет национальным позором, если мы это допустим. У вас в крае, в глубине России начинается патриотическое движение по возрождению российского воздушного флота. Как летчик я воспринимаю его всем сердцем. Ибо нет ничего прекраснее, чем быть капитаном воздушного корабля.
Вот вам и Нил Армстронг!
Местом для обучения будущих пилотов Ачинский кадетский корпус был выбран не просто так. Он разместился на базе бывшего военного авиационно-технического училища. И здесь до сих пор преподают многие из тех, кто давал путевку в жизнь офицерам ВВС. Специально переоборудовали кабинет теоретической подготовки, разработали и внесли в учебный план образовательные программы с авиационной направленностью по математике, физике, английскому языку. От желающих сесть за штурвал парней не было отбоя – но конкурсное сито прошли только лучшие из лучших.
Сегодня в крае проблема с пилотами. Их недостаточно, учитывая то, что мы серьезно приступили к развитию малой авиации, – отметила министр образования и науки региона Светлана Маковская. – И чем раньше мы начнем подготовку специалистов, тем более осознанно и ответственно они выберут будущую профессию. Поступят в гражданские и военные авиационные училища страны, куда мы сейчас рассматриваем возможность организовать целевой набор.
В ноябре парням предстоит налетать восемь часов вместе с инструктором. А летом – 15, и уже самостоятельно. После чего они получат свидетельство на управление сверхлегкими воздушными судами. Раньше, чем водительские права! Точно так же когда-то начинал путь в космос первый человек, ступивший на Луну, – американский астронавт Нил Армстронг.
Ну а девушки?
Какие ассоциации у вас возникают при упоминании Мариинской гимназии? Правильно – хорошие манеры, воспитание, танцы, разные кружева и бантики. Гимназистка ачинской Мариинки Екатерина Кисина (она-то и стала двадцатой курсанткой) прямо на полосе шарыповского аэродрома рушит стереотипы. Армейские брюки, летная куртка – на мельком брошенный взгляд от ребят ее отличает лишь косичка, упрямо торчащая из-под уставной шапки. Пока она мало что знает о прославленных летчицах Марине Расковой и Валентине Гризодубовой. Но штурмует небеса с той же отвагой и блеском в глазах.
– У меня с детства страсть ко всему движущемуся, нравится ездить на всем, мне это хорошо дается. Вот и решила попробовать самолеты. Выпал шанс, за который удалось ухватиться, – объяснила выбор Екатерина. – Сначала нас было трое, вместе занимались целый год. Но потом по здоровью прошла только я. Сначала было страшновато оказаться одной среди мальчишек, но получилось здорово: хорошее общение, всегда помогут, поддержат, не обидят.
Катя мечтает связать свою судьбу с авиацией – как она говорит, дружить с небом. И, смеясь, добавила:
– Буду перевозить пассажиров, если они не станут бояться!
Хотя последнее – вряд ли. Сейчас в крае две женщины – командиры больших воздушных судов. Почему бы ей не стать третьей?
…Это был первый по-настоящему морозный день нынешней осени. Ослепительно-белый снег вокруг расчищенной площадки ВПП, рыжее солнце, пронзительно-синее небо, по которому аккуратно чертил инверсионный след трансконтинентальный лайнер.
– Вот путь, по которому пройдут наши ребята, – показывая вверх, заметил пилот-инструктор.
В его словах не было ни грамма пафоса. Потому что так оно и будет. Небо – для сильных духом людей.