Ежегодно конец весны ознаменует для дорожников начало самого напряженного для них времени года – ремонтно-строительного сезона. О том, с чем дорожники края подошли к этой непростой для себя поре, мы попросили рассказать председателя Ассоциации организаций, осуществляющих дорожную деятельность, «Дорожники Красноярья» Николая ДИМИТРОВА.
Николай Васильевич Димитров – председатель Ассоциации организаций, осуществляющих дорожную деятельность, «Дорожники Красноярья».
Долгие годы руководил одним из крупнейших на юге края совхозов, затем 24 года возглавлял Каратузское ДРСУ. Является кавалером ордена «Знак Почета». Имеет звания «Почетный дорожник России» и «Почетный работник агропромышленного комплекса России». Награжден почетной грамотой представителя президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, а также почетными грамотами министров транспорта и сельского хозяйства РФ, почетной архиерейской грамотой Минусинской епархии Русской православной церкви.
– Николай Васильевич, какие задачи призвана решать возглавляемая вами ассоциация?
– Основная цель нашей организации – обеспечить совместное решение большинства вопросов, возникающих в процессе работы дорожников. Сегодня в ассоциацию, которая была учреждена в 2015 году, входят крупнейшие профильные предприятия региона, такие как АО «КрайДЭО» (генеральный директор Андрей Павлович Кузьмин), АО «Ачинское ДРСУ» (генеральный директор Александр Александрович Петров), АО «Балахтинское ДРСУ» (генеральный директор Александр Филиппович Сиротинин), АО «Каратузское ДРСУ» (генеральный директор Олег Владимирович Лихоузов), АО «Лесосибирск-Автодор» (генеральный директор Игорь Анатольевич Михайлов), АО «ДРСУ-10» (генеральный директор Антон Вячеславович Фрейлин), АО «Большемуртинское ДРСУ» (генеральный директор Виктор Александрович Баринов). И пусть вас не вводит в заблуждение форма собственности – акционерное общество. Все сто процентов акций этих предприятий находятся в государственной собственности Красноярского края. Также в «Дорожниках Красноярья» состоит транснациональная группа компаний «БРИЗ» (генеральный директор Андрей Валерьевич Кукарцев) – лидер в области комплексного обустройства дорог (разметка, знаки, светофоры, внедрение интеллектуальных транспортных систем и многое другое) не только на территории края, но и в Алтайском крае, Новосибирской области, Иркутской области, Тыве, Бурятии, на Дальнем Востоке и Монголии. Ассоциация растет и постоянно развивается – сегодня на повестке дня принятие в члены нашей организации ООО «НБС-Сибирь», мощного дорожно-строительного предприятия, которое уже долгое время работает в крае на объектах капитального ремонта и реконструкции.
Сегодня в дорожной отрасли не только нашего края, но и всей страны происходят позитивные перемены. Масштабные ремонтные работы ведутся не только на федеральных, но и на региональных и местных автомобильных дорогах. Создание современной комфортной и надежной транспортной инфраструктуры – одна из главных задач, поставленных перед дорожниками главой государства Владимиром Владимировичем Путиным.
Основным инструментом для региона в достижении стратегических задач является национальный проект «Безопасные качественные автомобильные дороги», стартовавший в 2019 году. Особое внимание этому проекту уделял экс-губернатор Красноярского края Александр Викторович Усс. Хочется верить, что такое отношение к труду дорожников останется неизменным и при новом руководителе края.
– Много работы у наших дорожников?
– Очень.
Протяженность сети автодорог регионального значения в крае превышает 14 тысяч километров. Да плюс еще более 16 тысяч километров – улично-дорожная сеть наших городов и населенных пунктов. Кроме того, в зимний период к этим объемам добавляются 2 410 километров автозимников. Также на содержании и обслуживании дорожников 16 ледовых и паромных переправ. Естественно, все это требует не только каждодневного труда дорожников, но и серьезных денежных вливаний.
Если с первым проблем нет, то со вторым…
– Финансирования не хватает?
– Знаете, тут много зависит от личности руководителя. Есть люди – они как маяки, на которых все равняются, потому что им удается справляться с подавляющим большинством самых сложных вопросов. Это, в первую очередь, генеральный директор АО «Балахтинское ДРСУ» Александр Филиппович Сиротинин, генеральный директор АО «ДРСУ-10» Антон Вячеславович Фрейлин и генеральный директор АО «Каратузское ДРСУ» Олег Владимирович Лихоузов. Но в целом ситуация, к сожалению, печальная. Так, финансовое обеспечение по выполнению работ по содержанию составляет 47 процентов от требуемого норматива, предусмотренного для данных целей в действующем законодательстве. Да плюс значительно выросли в цене ряд ключевых дорожно-строительных материалов и техники, а также цены на ГСМ, мазут и битум. Так, стоимость КДМ – комбинированной дорожной машины, главной «рабочей лошадки» наших дорог, – в 2023 году составила 11 миллионов 725 тысяч рублей, в 2021 году аналогичная машина стоила 5 141 677 рублей. Или, допустим, возьмем дорожный каток, без которого невозможно не только построить, но и отремонтировать дорогу. В прошлом году он стоил в районе пяти миллионов рублей, в этом – уже девять с половиной миллионов, а общий дефлятор, предусмотренный согласно заключенным контрактам на содержание дорог, равен сегодня 8 процентам. И это при том, что более 70 процентов дорожной техники полностью выработали свой ресурс и чаще находятся в ремонтных боксах, чем на линии!
Кроме этого, проектно-сметной документацией стоимость одного кубометра щебня предусмотрена в размере 400 рублей, фактически же он стоит 1 400, или больше чем в три раза дороже! Также каждый год растет МРОТ – сегодня он составляет 25 988 рублей, за его исполнением строго следят прокуратура и профсоюзы. Если брать в целом, то приходится констатировать, что отрасль медленно деградирует, а привлекательность профессии дорожника падает с каждым годом.
– Печальная тенденция… К чему она может привести?
– Если ситуация не изменится в ближайшее время, то уже через два-три года мы рискуем полностью потерять производственный дорожный комплекс, и содержать многие дороги – особенно те, что ведут к отдаленным деревням, – будет просто некому.
И самое главное – без работы останутся около трех тысяч сотрудников, а у них семьи. А ведь во многих районах именно дорожные предприятия являются градообразующими. Не станет их – что будет с населенными пунктами?
Наш край уже лишился собственных мостостроительных организаций, хотя не так давно они еще были. Например, четвертый мост через Енисей в Красноярске – дело рук мостостроителей из Новосибирской области, а сегодня Высокогорский мост в Енисейском районе нам, красноярцам, строят мостовики Тюмени! Я общался с их руководителями. Так вот, они уверены, что без постоянной поддержки губернатора и правительства Тюменской области они не смогли бы достичь такого уровня развития своего предприятия.
Оперативная помощь нашим предприятиям нужна здесь и сейчас, а не в будущем.
Кроме своей профильной деятельности, дорожники первыми приходят на помощь при возникновении чрезвычайных ситуаций, таких как ликвидация очагов возгораний, и преодолении их последствий. Как показали масштабные пожары 2022 года и наводнения 2021 года в Ермаковском, Каратузском районе и на севере региона края, дорожники – стратегический резерв правительства края для решения большинства экстренных вопросов.
– Николай Васильевич, если все так плохо, то ведь в набат бить надо!..
– Конечно, в нашем крае предпринимаются попытки оздоровить ситуацию, однако на сегодняшний день их явно недостаточно, и нам как воздух необходима поддержка со стороны губернатора и правительства Красноярского края.
Сегодня, для того чтобы вывести отрасль из острого кризиса, дорожникам необходимо порядка 800 миллионов рублей – эти деньги пойдут в первую очередь на приобретение новой техники – сорока КДМ и сорока автогрейдеров, по две единицы техники в каждый обслуживаемый дорожными предприятиями район. Если же брать содержание автодорог, то только для того, чтобы выйти на нормативное финансирование, нужно 12 миллиардов рублей – притом что в бюджете края на эти цели заложено 47 процентов от требуемой суммы, а это 5,6 миллиарда!
– То есть все, как всегда, решает материально-техническое обеспечение?
– Многое, но далеко не все. Давайте для примера сравним федеральные трассы с региональными и местными автодорогами. Вроде бы и по одним, и по другим ездят люди. Но! Если на федеральных дорогах финансирование поступает в полном объеме, то для краевых дорог первой эксплуатационной категории оно составляет всего 47 процентов, второй категории – 32 процента, а 3-й категории – всего 21 процент от норматива. Причем требования к их качеству со стороны заказчика, ГИБДД и муниципалитетов только повышаются. Что такое первая эксплуатационная категория? Это дороги, которые связывают между собой районы, – их около 15–25 процентов. Дороги 2-й категории соединяют райцентры с центральными усадьбами предприятий – их где-то 55 процентов, а дороги третьей категории ведут от центральных усадеб непосредственно к деревням и поселениям. Это очень важные дороги. Если, например, раньше школьники ездили на учебу в школы-интернаты всего раз в неделю, то теперь интернатов давно нет, ребятишки ездят в школу ежедневно, а значит, дорожники обязаны ежедневно обеспечивать бесперебойное движение школьных автобусов!
Улучшить положение дел для дорожников края могло бы заключение контрактов на обслуживание, строительство и ремонт федеральных автодорог – они бы наверняка справились, мастерства нашим дорожникам не занимать, однако еще один тревожный звоночек – здесь значительные объемы ремонтных работ «забрали» себе фирмы из Иркутской области, оставив без заработка красноярцев. Так, этой весной были проведены электронные аукционы по содержанию федеральных дорог на два года, которые находились на обслуживании госпредприятий. Так, в ходе торгов АО «ДРСУ-10» было вынуждено снизить стоимость работ на 15,5 процента, или 30 млн руб., АО «Ачинское ДРСУ» – 18 процентов, или 149 млн руб., а АО «Балахтинское ДРСУ» проиграло подрядчику, базирующемуся в Хакасии, и, как всегда, в определении подрядчика во главе угла стоит не его опыт и наличие производственных баз и техники на дорогах, а всего лишь цена. А какую цену заплатят автомобилисты, особенно зимой, на перевале по дороге в Балахту по автодороге Р-257, который «славится» своими опасными поворотами и обильными снегами, а именно там выиграл подрядчик без опыта по содержанию дорог? Не за горами очередные торги на содержание федеральных автодорог, и если эту ситуацию упустить, то уже сейчас наш край рискует остаться не только без ключевых объемов работ, но и без собственных дорожных предприятий.
– Получается, ваша ассоциация – это рыцарь в сверкающих доспехах, стоящий на страже всех дорожников края?
– Это вы, конечно, преувеличиваете. Тем более что мы не одиноки. Главы многих районов края поддержали обращение дорожников к губернатору края с просьбой безвозмездно выделить на предприятия по одному автогрейдеру и КДМ. Они работают «на земле», прекрасно знакомы с положением дел и обеспокоены ничуть не меньше, чем мы. Их поддержка дорогого стоит, за что им огромное человеческое спасибо.
– Николай Васильевич, но ведь не хлебом единым жив человек. Деньги деньгами, но жизнь-то наша не только из них состоит.
– Да, конечно. Совместно с дорожными предприятиями края наша ассоциация первостепенное внимание уделяет человеку труда и никогда не пройдет мимо чужой беды. Тот же пожар, о котором я уже упоминал, – только в городе Уяре в нем полностью сгорел 201 дом, среди которых были дома и наших работников. Дорожники Рыбинского, Большемуртинского, Ачинского и Балахтинского районов, рискуя своими жизнями, помогали нашим землякам с тушением. А позже, когда огонь был побежден, – с преодолением его последствий. Для того чтобы их коллеги смогли заново отстроиться и вернуться к прежней жизни, был организован благотворительный сбор.
Вообще взаимовыручка – это врожденная черта дорожников. Когда АО «Большемуртинское ДРСУ» оказалось в непростой финансовой ситуации, их коллеги с юга края – из АО «Каратузское ДРСУ» – приняли решение выделить 30 миллионов рублей в качестве беспроцентного кредита, за что отдельно хочется поблагодарить руководителя предприятия Олега Владимировича Лихоузова.
Также мы совместно с кадровой службой администрации Красноярского края возобновили работу по представлению наших работников к федеральным наградам. Признание заслуг – оно же не только деньгами измеряется! По итогам работы в 2021 году один дорожник был представлен к медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени, троим присвоено высокое звание «Почетный дорожник России» и нагрудный знак, а еще четырнадцать человек за свои достижения в труде получили благодарность Министерства транспорта Российской Федерации. Также двое были представлены к званию «Заслуженный работник агропромышленного комплекса России», еще двое – к медали ордена «За заслуги перед Отечеством», а четверо дорожников в качестве поощрения бесплатно получили автомобили.
Отмечу сразу – это не разовая акция. Руководители дорожных предприятий совместно со своими отделами кадров прошли необходимую подготовку, и в будущем вопрос федеральных награждений будут держать на личном контроле.
Разумеется, эти награды получают те, кто заслужил их безукоризненной и высокопрофессиональной работой. Вообще, замечу, повышение квалификации у дорожников – дело первостепенной важности. В течение многих лет по инициативе ассоциации в крае проводится чемпионат профессионального мастерства работников дорожной отрасли края на базе Емельяновского дорожно-строительного техникума, в котором также участвуют его студенты, за что хочу выразить свою благодарность его бессменному директору Владимиру Петровичу Калачеву. Состязания проводятся по четырем дисциплинам – среди автогрейдеристов, водителей КДМ, экскаваторщиков и машинистов погрузчиков. Кроме ценных призов за 1-е, 2-е и 3-е места, победители награждаются почетными знаками отличия и повышенной оплатой труда в следующем году.
– Надеюсь, этим ваша забота о людях не ограничивается?
– Разумеется, нет. Раз уж зашла речь о моральной составляющей работы дорожников, то не могу не сказать о том, что в целях популяризации труда отрасли и повышения ее престижности среди населения в период 2021–2022 годов при нашем непосредственном участии были организованы 19 публикаций в газете «Наш Красноярский край» и еще 16 – в «Красноярском рабочем».
Было выпущено пять передач на телеканале ВГТРК, в которых говорится о перспективах развития транспортной инфраструктуры на территории нашего могучего края и показаны те, кто отдал десятки лет своей жизни развитию дорожной отрасли. Это такие легендарные личности, как Владимир Михайлович Васильев, который уже 45 лет возглавляет Абанский филиал АО «КрайДЭО»; главный инженер АО «ДРСУ-10» Александр Григорьевич Вахрушев; ветеран, бывший директор Ермаковского филиала АО «ДРСУ-10» Иван Степанович Архипов и начальник Идринского филиала Давыд Карлович Вагнер; начальник Казачинского участка АО «Лесосибирск-Автодор» Сергей Георгиевич Кочановский; директор Канского филиала № 1 АО «КрайДЭО» Сергей Николаевич Дворников и директор «Карьероуправления» АО «КрайДЭО» Алексей Петрович Старовойтов. Причем рассказывали не только о людях, но и о предприятиях, таких как группа компаний «БРИЗ», АО «Балахтинское ДРСУ», АО «ДРСУ-10» и, конечно же, АО «Каратузское ДРСУ» – оно славится не только своими дорожными достижениями, но и успехами на ниве сельского хозяйства. Сейчас именно оно дает предприятию 75 процентов дохода. ДРСУ работает на 14 тысячах гектаров зерновых и по урожайности зерновых культур в крае входит в пятерку лучших предприятий агропромышленного комплекса – здесь никогда не получали меньше 40 центнеров зерна с гектара, а в далеком 2011 году урожайность составила 51 центнер! Причем зерновыми в Каратузском занялись, как говорится, не от хороший жизни, а чтобы не потерять предприятие и не оставить людей без средств к существованию. Это случилось в 2000 году, когда краевой Дорожный фонд просел сразу в четыре раза и остро встал вопрос о сокращении коллектива. Руководство ДРСУ – а его в то время возглавлял я – приняло решение заняться сельским хозяйством.
Не менее впечатляющие успехи в профильной деятельности: все последние годы ДРСУ уверенно занимало первые места в рейтинге содержания автодорог по качеству асфальтобетонного покрытия.
– Говорят, ваши друзья называют вас лучшим дорожником среди агрономов и лучшим агрономом среди дорожников…
– Именно так (смеется).
– Николай Васильевич, лето – самая напряженная для дорожников пора. Работают от восхода до заката, весь световой день, практически без выходных и праздников – пока позволяет погода. И времени у них ни на что, кроме работы, не остается. Это правда?
– Да, это так. Нагрузки на наших работников большие – именно поэтому мы такое повышенное внимание уделяем их здоровью. В числе спортивных соревнований, которые проводились среди трудовых коллективов под эгидой Ассоциации «Дорожники Красноярья», – волейбольный турнир имени Архипенко в Балахте, зимние и летние спартакиады транспортной отрасли, в которых, кроме дорожников, участвуют и авиаторы, и речники, транспортники, в которых принимают участие до трехсот любителей спорта. Особо хочется отметить АО «КрайДЭО» за ставшие уже традиционными игры «Папа, мама, я – спортивная семья» и лыжные гонки, которые проходят на территории Абанского филиала. Также внутренние соревнования среди своих филиалов проводит АО «ДРСУ-10» и многие другие предприятия.
– Получается, дорожники – очень дружные?
– Еще Петр Алексеевич Старовойтов, легенда дорожной отрасли нашего края, любил говорить: «Дорожник – это не профессия, а национальность». Призвание – это одно, а взаимоотношения, которые могут возникнуть только между близкими тебе по духу людьми, – совсем другое. Нередко человек, который единожды пришел в нашу отрасль, принимает решение связать с ней всю свою жизнь. Дорожники это очень ценят и чтут своих ветеранов, оказывают помощь в решении социально-бытовых вопросов и помогают в организации летнего отдыха. Уже более 20 лет работает великолепная база отдыха «Красноярский дорожник» на озере Шира, которая была создана по инициативе бывшего начальника КрУДора и нынешнего депутата Законодательного собрания края Сергея Филипповича Зяблова. Только в прошлом году, по информации бессменного директора Владимира Васильевича Козлова, на базе отдохнуло более четырех с половиной тысяч человек.
Так что, по моему мнению, дорожники – это не только национальность, это настоящая семья. И мы всегда рады ее новому молодому пополнению. Сейчас в край пришел новый руководитель региона – Михаил Михайлович Котюков. Дорожники Красноярья от всего сердца надеются на его внимание и поддержку, потому что хорошие дороги – это не только основа для успешного экономического развития. Не зря же их зовут артериями жизни. Там, где есть дороги, есть и жизнь.