Меню Поиск
USD: 76.45 +0.01
EUR: 90.35-0.09
№ 92 / 682

«Другой судьбы я для себя не вижу»

Кто они – современные педагоги большого края?


– Это рожок или жалейка, как ты считаешь? – шепчет один мальчишка другому на задней парте. Оба замирают – морщат лбы. Видно, что внимательно вслушиваются…

– По-моему, ни то, ни другое. Вообще звук какой-то необычный, – решает один из них.

Идет урок музыки в ачинском лицее № 1. Во втором классе. Дирижирует уроком Татьяна ЦЫМДЯНОВА, молодой педагог, лауреат премии «Учитель года» и просто увлеченный человек, рядом с которым невозможно не заболеть музыкой.

Учиться – всегда

Когда говорят о лауреате премии «Учитель года», представляешь педагога степенного, серьезного, обязательно строгого. В Ачинске нас встречает Татьяна Анатольевна – жизнерадостная, голубоглазая, какая-то домашняя даже – в пушистом голубом свитере с изящной брошкой. Она ведет музыку и важный предмет, который принято обозначать аббревиатурой МХК. Нам повезло попасть на занятия для второклашек.

– Здравствуйте, ребята! – пропевает педагог в начале урока.

– Здра-вствуй-те! – поют в ответ ребята.

– Как у вас дела?

– Ха-ра-шо.

Видно, что для детей это привычный ритуал, после которого начинается главное – урок. С первой минуты он затягивает, и шансов даже просто подумать о чем-то другом нет никаких. Татьяна Анатольевна профессионально «влюбляет» в музыку – и обожает творчество сама. Хотя в крохотной деревне Новоеловка Большеулуйского района, в которой в 1985 году родилась Таня, не было музыкальной школы. Она училась играть самостоятельно на гармошке, а потом уговорила родителей и с пятого класса начала брать частные уроки игры на фортепиано.

Татьяна Анатольевна – продолжатель династии: этой непростой работе посветили себя ее мама, которая 40 лет преподавала немецкий, и старшая сестра – учитель начальных классов. Но Татьяну тянуло именно к музыке: дважды она пыталась связать с ней свою судьбу. В Красноярское музыкальное училище не взяли без «корочек» об окончании музыкальной школы, в КГПУ на специальное отделение – без музыкального училища. Но упорства ей не занимать: окончив с отличием Ачинский педколледж и факультет начальных классов КГПУ, в 2011 году она поступила на музыкальное отделение Красноярского педуниверситета. В следующем году будет защищать диплом. Уже второй.

– С 2005-го работаю в школе и ни о какой другой должности не мечтаю. Расту в этом направлении, – признается педагог.

Сравнить ноты с цифрами

Сначала может показаться, что на этих уроках музыки слишком шумно. Дети выкрикивают свои версии с места, обсуждают что-то друг с другом, даже пританцовывают… Но вдруг все замирает как по мановению волшебной палочки: Татьяна проигрывает на синтезаторе гамму, и весь класс смотрит на нее в тишине. Разговор о музыкальных инструментах мира совершенно неожиданно начинается вот с такого вопроса:

– Дети, а кто знает, что такое филателия?

Тема музыкальных инструментов других народов стартует с обсуждения советских почтовых марок. На каждой из них, бережно отсканированной и выведенной на слайд, изображены инструменты наших бывших союзных республик: Казахстана, Молдавии, Украины…

– Ребята, как вы видите, на этой марке изображены казахские инструменты. Из какой они страны?

– Из Казани.

– Казань – это город в России. А эти инструменты из Казахстана. Запишите в свои тетради…

Так один предмет, главной задачей которого большинство считает обучение хоровому пению, расширяет свои границы – втягивает в «музыкальный круг» географию, литературу, изобразительное искусство и даже математику. В пособиях для первого и второго класса, которые Татьяна Анатольевна разработала, «когда нечего было делать в декретном отпуске», есть ребусы, репродукции картин и даже элементарные арифметические примеры. Удивительно, как у педагога получается объяснять то, что остается на кончиках пальцев, – очарование музыкальных произведений.

– Вот посмотрите, – рассказывает она мне, – на этой странице я сравниваю ноты с буквами и цифрами, чтобы объяснить ребенку, как можно фиксировать звуки. Ему становится понятно, что русский мы понимаем через буквы, математику – через цифры, а музыку? Через звуки, звук на письме – это нота.

Среди 11-классников, которых Цымдянова «взяла» со второго класса, больше половины учеников играют на чем-нибудь: гитаре, аккордеоне, фортепиано… После таких уроков у них просто не было шансов не научиться этому.

Зачем нужна музыка?

И все-таки главным результатом уроков Татьяна Анатольевна видит даже не овладение музыкальным инструментом:

– Меня удивляет, когда взрослые люди спрашивают о том, зачем нужен этот предмет. На уроках искусства, музыки я любого могу сделать успешным, – делится учитель. – Музыка помогает ребятам быть успешными среди сверстников. Сейчас свободное время у школьников сводится к общим компьютерным играм, к обсуждению сериалов. А музыка – это перспектива замены всего этого. Плюс развитие кругозора. Если зазвучит где-то музыка – и ребенок вспомнит, что это за произведение, я свою работу сделала. Но вот только возможностей слушать живую музыку в Ачинске меньше, чем в Красноярске…

Именно поэтому в прошлом году ачинский лицей № 1 и краевая филармония – с подачи Татьяны Цимдяновой – подписали договор о сотрудничестве. Теперь раз в четверть сюда приезжают коллективы филармонии. В первый раз, признается учитель, актовый зал школы вместимостью 220 человек собрать было сложно.

– Но когда ребята посмотрели, что такое симфонический оркестр, сколько в нем музыкантов, как заносят инструменты в школу, – вот тогда интерес появился, – рассказывает она.

Музыка, которую ребята могут услышать в простом актовом зале, самая разнообразная – от латиноамериканской до джаза. Но как быть с теми музыкальными инструментами, которых нет, например, в крае? Где найти украинскую трембиту или казахскую домбру? Выручает Интернет и то, что называют «современными образовательными технологиями» – презентации, видео, аудио. Татьяна Цымдянова готовит презентацию к каждому уроку – и говорит, если делать это в системе, то получается очень быстро.

– Как можно говорить о «Щелкунчике» – и не показать балет, – говорит она. – А игру на некоторых инструментах дети смогут услышать и увидеть только на уроках музыки.

Один из них как раз и пытались определить в начале урока мальчишки на задней парте. Это оказался молдавский най. И поднимите руку, дорогие взрослые, если вы слышали, как он звучит.

Главное богатство

Татьяна Цымдянова – олицетворение того, каким мы хотим видеть современного учителя: чтобы он постоянно стремился к совершенствованию, находил межпредметные связи, с максимально широким кругозором, не боялся современных технологий – нынешнее поколение по-другому просто не увлечь.

И как повезло нашим школьникам – таких талантливых педагогов много. Не зря все-таки Красноярский край – экспериментальная площадка, на которой обкатываются новейшие образовательные идеи.

Причем талантливые учителя – и начинающие, и со стажем – живут не только в краевом центре и крупных городах. Вот лишь некоторые из них. Таисья Анжиганова работает в п. Запасной Имбеж Партизанского района: 30 лет преподает немецкий – благодаря ее усилиям жители села уже три раза побывали на музыкальных фестивалях в Германии. Или 30-летняя Инара Матвиенко из с. Богучаны, для которой уроки физкультуры – это в первую очередь уроки здорового образа жизни. По словам специалистов, она так эмоционально заряжает детей, что физкультуру любят все ученики. Кривенко Андрей, физик из Норильска, которому нет еще и 30. Физика на его уроках становится живой – ее законы он показывает на примерах из робототехники. Или легендарная Лидия Шевцова. Преподает около 50 лет русский язык и литературу в Тейской средней школе – главный хранитель истории в п. Тея. Сейчас она представитель по правам человека по Красноярскому краю в Северо-Енисейском районе.

№ 92 / 682

Ссылки по теме:

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео