В музыкальных кругах России и зарубежья давно ходят легенды о востребованности у красноярской публики симфонических концертов. Красноярский край считается музыкальной столицей Сибири, диктующей моду на интерес к классическому искусству.
Практически каждый симфонический музыкант советует развивать у слушателя интерес к классической музыке. Так уж случилось, что эстрада вытеснила из нашей жизни этот важный пласт культуры. И популярный ныне проект «Шедевры мировой классики на Енисее» создавался министерством культуры и центром международных и региональных культурных связей Красноярского края именно с этой целью – приобщить массового зрителя к лучшим образцам мировой музыкальной культуры, сформировать вкус и дать дорогу молодым дарованиям. Тогда, в 2007 году, международный фестиваль открылся в Норильском Заполярном театре драмы. На сцену вышел Красноярский академический симфонический оркестр, не бывавший в этом северном городе более 20 лет, приехали солисты Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, итальянский дирижер, певцы из Германии, Польши, ЮАР. Это были настоящий праздник искусства для заполярных жителей и школа для местных музыкантов. Фестивальные концерты и мастер-классы из Норильска плавно переехали в Красноярск, Лесосибирск, Минусинск, Железногорск.
Зачин оказался настолько удачным, что с того, первого, фестиваля о Красноярском крае по всему миру пошла молва как о регионе, развивающем музыкальную культуру. И уже в следующем году мировых звезд, желающих выступить перед красноярцами, было хоть отбавляй.
Международный фестиваль вышел на улицу – в 2008 году появилась такая форма концерта, как open-air. На открытой площадке Театральной площади Красноярска вблизи городского фонтана звучали популярные классические композиции в исполнении Красноярского русского филармонического оркестра под управлением Анатолия Бардина и Красноярского академического симфонического оркестра под управлением Марка Кадина. Известные арии из опер пели итальянские солисты Фабио Андриоти и Беттина Рубертонэ, солисты московского театра «Новая опера» и Новосибирского государственного театра оперы и балета.
Каждый фестивальный год приносит новые имена и открытия. Сегодня «Шедевры мировой классики на Енисее» можно назвать проектом премьер. В сибирскую глубинку, в Красноярский край свои новые произведения везут известные композиторы и музыканты. Так, в 2011 году на фестиваль со своими произведениями приехал современный испанский композитор Педро Валарроиг. А через два года сибирских слушателей удивлял немецкий дирижер Кристиан Лоренс.
2015 год – и снова премьера. Швейцарский дирижер Райнер Хельд открыл международный фестиваль премьерой произведения своего соотечественника – композитора, пианиста и органиста Карла Рютти. Сибирь для премьеры Райнер Хельд выбрал не случайно. Швейцарский дирижер признался, что душа его всегда тянулась на восток.
Будучи молодым музыкантом, я впервые посетил Советский Союз в 1982 году, – рассказал Райнер Хельд. – И сразу прикипел сердцем к стране. Имена русских композиторов Скрябина, Шостаковича – для меня великие. Я их очень люблю.
Именно здесь – в России, в Сибири – по-особому звучат музыкальные шедевры, а «Пассакалию» Карла Рютти уже сейчас можно причислить к шедеврам, считает наш гость.
В этом году впервые за историю существования «Шедевры» прозвучали в Канске. Этот город нынче стал культурной столицей края, и швейцарский дирижер полностью повторил в ней программу своего концерта, состоявшегося в Красноярской филармонии.
– Совершенно не важно, где играет музыкант – в Париже, в Москве или в Канске, – считает Райнер Хельд. – Любая публика достойна слушать хорошую музыку и внимать истинным шедеврам мирового музыкального наследия.
Тем более та публика, которая любит и понимает классику.
Фото Сергея Черных