В условиях санкций члены ассоциации «Енисейский стандарт» работают под девизом «Еда – дело местное!». Деликатесы от краевых аграриев могут заменить исчезнувшие с полок импортные товары. Над решением этой задачи сегодня работают и товаропроизводители, и ретейлеры, и краевые власти.
Больше вкусных продуктов!
Ассоциация «Енисейский стандарт» вновь стала переговорной площадкой, на которой объединились представители сельхозтоваропроизводителей, местного ретейла, министерства сельского хозяйства и торговли края. Тема обсуждалась горячая – чем заменить импортные товары. Все стороны сошлись во мнении: Красноярский край способен прокормить себя своими силами, да еще и соседним регионам помочь свежими и натуральными продуктами.
Ведущие торговые сети края уже несколько лет продвигают продукцию местных брендов, узнать которую можно по зеленой шишке на этикетке. Эта продукция отличается и качеством, и натуральностью. А в условиях санкций может занять приоритетное место в общем объеме продаж.
– Сейчас главная задача – наладить цепочку поставки социальных продуктов, – считает руководитель группы компаний «Красный Яр» Анжела Рябова. – Федеральные сети на 60 процентов работают на транснациональных контрактах. Часть западных компаний уже ушла из России, другая еще колеблется. А региональные ретейлеры всегда делали ставку на местного производителя. Нам стоит внимательнее посмотреть на продукты, которые изготавливают в крае, чтобы заполнять ими полки гастрономов и дискаунтеров.
Ретейлеры отмечают: в 2021 году выручка от товара, отмеченного логотипом с изображением шишки, выросла, но необходимо увеличить ассортимент продукции. Например, чтобы на полке было не просто много молока, а вся молочная продукция закрывалась локальными производителями. Кто-то может поставлять молоко, кто-то масло, кефир или йогурт.
– Сегодняшнюю ситуацию мы рассматриваем как время новых возможностей и для торговли, и для производства продуктов, – отметил руководитель группы компаний «Командор» Павел Шамбир. – В супермаркетах «Командор» до 80 процентов молока, творога и сметаны поставляют местные производители, пряников – 90 процентов. Есть возможность нарастить долю красноярских продуктов и в отделах бакалеи, кондитерских изделий.
А качество никто не отменял
С 2021 года в крае действует закон о государственной поддержке сбыта продукции. Он логически продолжает документ, принятый в 2017 году, который был направлен на продвижение местных продуктов в торговые сети.
Первоочередные задачи этого закона – формирование новых эффективных каналов сбыта и продвижение качественной продукции местных товаропроизводителей вместе с сетями, – рассказала заместитель министра сельского хозяйства и торговли края Ирина Панина. – Итогом должно стать увеличение доли присутствия местной продукции на рынке края. А также замещение выбывших продуктов, которые ввозили в страну.
Впрочем, перед производителями сегодня стоят другие проблемы. С закрытием границ и введением экономических санкций в страну прекратились поставки некоторых ингредиентов, которые раньше использовались при изготовлении местных продуктов.
Если ситуация не изменится, мы можем потерять некоторые наименования товара. Например, отказаться от высокосортного сырья – малайзийского какао или кокосовой стружки, – пояснила руководитель кондитерского предприятия «КонТех» (производитель пряников) Надежда Целуковская. – Сейчас мы думаем о заменах, разрабатываем новые рецептуры. При использовании других сортов какао вкус изменится, но безопасность и качество продукта останется неизменным.
Паники у производителей нет. Они быстро переориентировались на местное сырье. Например, изготавливают пряники с черемухой, которой достаточно в Сибири.
Хлебопекарное предприятие «ЯрХлеб» проблему отсутствия импортных добавок уже решило.
Наши технологи разработали новые рецептуры хлебов, – уверяет заместитель директора «ЯрХлеба» Ксения Чиж. – И если какое-то сырье будет задерживаться, перейдем на новые рецепты. Уже сейчас мы не работаем на смесях и химии. Например, для хлеба со злаками берем не импортный коктейль, а отдельно семена подсолнечника, льна и сушеную морковь. Первое время были проблемы с упаковкой, но и это решили. Перейдем на самоклеящуюся этикетку или на пакеты.
А с мукой у производителей хлеба проблем и не возникало: все поставщики местные. Это позволяет некоторые наименования продукции продавать в магазинах по себестоимости. В свою очередь, и ретейл делает на них минимальную наценку.
Не отвлекаясь на оргвопросы
Реалии сегодняшнего времени подстегивают предприятия работать активнее, придумывать новые продуктовые линейки, разрабатывать красочные упаковки. Например, мукомольное предприятие «Тесинская долина» увеличивает продажи крупы и муки.
Мы приняли решение расширить линейку производства, – рассказывает руководитель «Тесинской долины» Олег Безматерных. – Начали выпускать муку в потребительской упаковке. А в июне – июле запускаем выпуск крупы в таких же пакетах.
Работники гастрономов уверены: местная крупа будет востребована у покупателей. Главное – правильно ее подать.
Недавно мы провели эксперимент – слепую дегустацию гречки. Взяли дешевую местного производства и дорогую привозную, – рассказывает Анжела Рябова. – И покупатели, попробовав, выбрали местную.
Сейчас возможностей для роста у сельхозтоваропроизводителей действительно больше. На них смотрят и власть, и крупный ретейл. А «Енисейский стандарт» помогает сосредоточиться на производстве, не отвлекаясь на организационные вопросы.
Современный бизнес требует специализации. У любого предпринимателя много вопросов, и приходится выбирать, на что делать ставку, – признался руководитель агрохолдинга «Дары Малиновки» Василий Герман. – Раньше производители края делали ставку на изготовление продукта и проигрывали с точки зрения маркетинга и работы с сетями. «Енисейский стандарт» взял это на себя. Благодаря чему мы создали уникальную марку молочной продукции «Дары Малиновки», которая продается в «Командоре» и «Красном Яре».