Ученые не дадут соврать: теории и подходы нередко оказываются профанацией. Иногда целые направления создаются искусственно, по ним вводятся учебные дисциплины, на них защищается несколько десятков докторских диссертаций, а потом, выполнив свою миссию, эти направления благополучно уходят в историю. Это бизнес такой.
Ответы – заранее?
Иногда эксперименты затягиваются на десятилетия, просто оттого, что отменить их, вернуть все, как было, слишком хлопотно. Попробуй отмени, например, ЕГЭ!
Впрочем, ЕГЭ – не совсем удачный пример: все-таки немалое количество педагогов, как ученых, так и практиков, считают такой способ проверки знаний вполне пригодным. Не говоря уже о том, что ЕГЭ дает возможность для любого выпускника поступить в ранее недоступные для него вузы – фактически по конкурсу аттестатов. Может, оно и так. Но две вещи все же настораживают.
Во-первых, не знаю, как в случае с ЕГЭ, а в случае с ОГЭ (основной государственный экзамен в 9-х классах) ответы у многих детей на руках оказались заранее. И благодаря Интернету все, кто имел доступ к школьной группе «ВК», эти ответы получили. Это я не придумал – мне дочь их показала. Кое-где учителя раздали ответы ученикам во второй половине ОГЭ, видимо, прорешав самостоятельно. Это тоже не шутка. Из доказательств у меня на руках только переписка в детской группе, но я склонен ей верить. Тем более что ответы, показанные дочерью, в итоге совпали с верными. Наверное, наверняка даже, это не повсеместная практика, но сама технологическая возможность мгновенного обмена информацией еще до экзамена всю красоту идеи ЕГЭ множит на цифру, близкую к нулю.
Когда я сдавал выпускной экзамен по литературе, я должен был знать все билеты. Подсказать мне было невозможно – билетов было 30 штук, и вытянуть мог любой. Были и там свои хитрости, но так, чтобы всему классу ответы достались, нахитрить было нереально.
Учеба – вторична?
И второе. Не первый и не второй раз звучит это сомнение, и уж точно не мы первыми его высказали. Сама система подобного принятия экзамена (ЕГЭ, ОГЭ) провоцирует учителя не на обучение школьников, а на натаскивание на конкретный тип задач. Чтобы было ясно – попробуйте пройти тест на IQ. Потом попробуйте еще раз – с другими, но подобными заданиями. И так еще раз пять. Гарантирую: пятый тест вы пройдете заметно быстрее. Значит ли это, что за пару часов вы стали умнее? Вряд ли. Просто адаптировались к системе тестирования.
Как это выглядит на практике. У детей, внимание, отменяются уроки (!) ради написания так называемого пробника. А что такое пробник, если не натаскивание? По каждому предмету пробники пишутся по несколько раз. Учитывая, что ОГЭ сдаются по нескольким предметам, за полугодие мы получаем почти месяц без уроков. Самое смешное, что, когда пишутся пробники у 11-классников, у моей дочери-семиклассницы уроки тоже отменяются. Красота?
Добавьте к этому еще стремление учителя заработать баллы для получения стимулирующей надбавки (баллы – это олимпиады, мероприятия и прочая внеклассная и внешкольная работы, а также дополнительное образование), и вы получите следующую примерно ситуацию у ученика 9-го класса.
Понедельник:
– У нас 4 урока, математичка на курсах.
Вторник:
– У нас 3 урока, потом пробник по биологии.
Среда:
– У нас нет уроков – мы идем на олимпиаду по психологии.
Четверг:
– У нас было 6 уроков.
– Целых 6?
– Ну как 6. Вместо физ-ры мы смотрели соревнования по волейболу, географичка была на олимпиаде, завуч поймала нас в коридоре и сказала составлять географический кроссворд.
Пятница:
– У нас 4 урока.
– Опять 4?
– Я же говорила: математичка на курсах, а математика сдвоенная.
Суббота:
– Мне ко второму уроку.
– Опять?
– Англичанка участвует в «Учителе года».
Я утрирую, конечно. Такие жесткие недели случились 2–3 раза в году. Но совершенно точно не было ни одной недели, в которой не происходило бы каких-нибудь отмен по какой-нибудь причине. Нет, я не против олимпиад и соревнований, но не вместо же уроков! Я думал было даже, что дочь просто прогуливает школу и так изощренно оправдывается, поехал в школу, поговорил с классной – все так.
Поэтому оптимистичнейший результат края в ЕГЭ по математике, озвученный на днях (32 % получили пятерки!), говорит либо о том, что дети наши – и так гении, и школа им не нужна, либо о том, что верить ему можно только с большой натяжкой, учитывая и способы подготовки, и заблаговременный обмен информацией об ответах.
Я не к тому, что ЕГЭ надо отменить, – тест как тест. Но совершенно точно нужно предусмотреть две вещи: пресечь утечку информации и перестать провоцировать учителей на все что угодно, кроме того, чем они действительно должны заниматься, – обучения школьников.