ЕГЭ. Перезагрузка-2012

Очередные изменения единого госэкзамена коснулись структуры заданий

ЕГЭ. Перезагрузка-2012 Очередные изменения единого госэкзамена коснулись структуры заданий

Что такое парцелляция и парламентарная монархия? Какое из событий произошло раньше: поход Ермака в Сибирь или Ливонская война? Для большинства одиннадцатиклассников эти вопросы, которые кому-то могут показаться странными, сейчас – одни из самых актуальных. До начала основной «волны» ЕГЭ осталось всего две недели. 28 мая конверты с КИМами (контрольно-измерительными материалами) вскроют для школьников, которые выбрали историю и биологию.

Не первый год специалисты работают над совершенствованием как процедуры проведения выпускных экзаменов для школьников, так и самих материалов для контроля знаний. Но поводы для волнений как у самих одиннадцатиклассников, так и у их родителей находятся постоянно.

ЕГЭ-2012 может стать исключением – существенных изменений Министерство образования не внесло. Правда, некоторые новшества есть. Тем выпускникам, которые планировали заработать баллы, опираясь на помощь других, придется сложнее: к примеру, мобильный телефон запрещено даже просто приносить на экзамен. А выложенный в Интернет экзаменационный бланк с заданиями может «аннулировать» даже самый высокий балл его обладателя.

– В этом году на КИМы нанесен специальный код, который служит для идентификации: по нему можно будет легко узнать имя и фамилию ученика, – поясняет главный специалист отдела общего и дошкольного образования министерства образования и науки Красноярского края Владимир Бусыгин. – «Стереть» код никак не получится – ведь в таком случае исчезнет и необходимый текст.

Несколько изменятся сами контрольно-измерительные материалы: для сдающих историю в этом году появится новое задание – «исторический портрет». Нужно будет дать краткую характеристику историческому деятелю и его эпохе.

В обязательном экзамене по математике появятся практические задачи – к примеру, рассчитать сумму, которую нужно заплатить за определенный период за электроэнергию, – и одно задание по стереометрии.

Для тех, кто выбрал из списка ЕГЭ литературу, появится задание, где нужно будет соотнести описания характеров и внешности с предложенными персонажами произведений.

Добавить баллы можно с помощью апелляции

Впрочем, как показывает практика, какими бы незначительными ни были изменения, повод для претензий выпускников все равно находится. И, как признаются специалисты конфликтной комиссии, особенно придирчивы к оценке знаний именно отличники: слишком низкий, по их мнению, общий балл нередко становится поводом для подачи заявления на апелляцию. Но воспользоваться правом опротестовать свой результат по ЕГЭ может ученик с любым уровнем знаний. На сайте Центра оценки качества образования http://cok.cross-edu.ru выложены шаблоны документов, которые необходимо заполнить для подачи апелляции. Жители Красноярска могут отнести их сразу в центр, который находится на проспекте Мира, 76. У сотрудников краевых школ есть возможность отправить документы своих учеников по электронной почте. Однако сделать это можно лишь в течение двух дней со дня официального объявления результатов экзамена. Как рассказали в конфликтной комиссии Красноярского края, больше всего «жалоб» бывает по трем предметам – русскому языку, математике и обществознанию. В период введения ЕГЭ были случаи одобрения претензий из-за ошибок в самих КИМах. Сейчас такого фактически не бывает. При вторичной оценке работы эксперты могут добавить максимум два-три балла.

Возможно, поэтому число подающих документы на апелляцию не так велико. Да и в экзаменационный период и ученикам, и родителям бывает просто не до отстаивания нескольких баллов. Многие из них в этот период находятся на пике нервного напряжения. Увы, иногда это приводит к настоящим трагедиям.

Готовить к экзаменам психологически

Детский омбудсмен Павел Астахов неоднократно говорил, что «современная школа сегодня требует постоянного присутствия психолога, а к таким экстраординарным ситуациям, как сдача экзаменов, зачетов, ЕГЭ, тем более должны готовить, причем достаточно серьезно, не только академически, но и психологически».

– Каждое четвертое обращение связано именно со страхами перед контрольными и экзаменами, – подтверждает детский психолог Юлия Буянова. – Между тем в экзаменационный период родителям нужно поддержать ребенка и по возможности успокоить его. Завышенные, чрезмерные требования в этом случае только повредят. Нужно суметь подготовить ребенка, в том числе и к низкому результату: это может стать определенной «моделью» поведения и в дальнейшем, при каких-то возможных неудачах.

Впрочем, значительная часть родителей и учеников все же понимает: ЕГЭ – это не трагедия, а лишь определенный этап в жизни. Главное, чтобы процесс сдачи этого экзамена и методики начисления баллов с каждым годом становились все более прозрачными и понятными для всех.

 

Экспертное мнение

Что бы вы поменяли в ЕГЭ?

Андрей ЛУЧЕНКОВ

заместитель первого проректора СФУ по учебной работе

– Первое, что мне хотелось бы изменить в ЕГЭ, – это отношение к нему. Необходимо избавиться от какой-то совершенно необоснованной истерии. Сами дети относятся к экзамену зачастую более спокойно, чем их учителя и родители. Сейчас школьники имеют возможность получить аттестат, сдав только два экзамена. Кстати, когда, к примеру, я оканчивал школу, их было гораздо больше – семь. Помимо русского языка и математики выпускники могут сдать еще один предмет, и при поступлении в вуз на значительное количество специальностей этого будет вполне достаточно. Иными словами, снижение нагрузки на выпускника происходит сразу в несколько раз: почему же об этом все забыли? Второе, что, по-моему, также необходимо сделать, – это отделить контроль знаний от собственно образовательных учреждений. ЕГЭ должны принимать в независимых центрах тестирования. Тогда не будет этой довольно условной оценки школ – «хорошей», где выпускники сдают на более высокие баллы, и «плохой», где показатели по ЕГЭ ниже. Ну и, наконец, я бы дал возможность проводить единый государственный экзамен не один раз в год, а несколько. Пусть будет установлено несколько сроков, когда это можно сделать, помимо традиционных летом, например осенью, зимой и весной. Эта схема практикуется в ряде европейских стран. Ученик изучает курс или образовательный модуль и идет сдавать тогда, когда чувствует в себе силы и знания. Это позволяет, избежать чрезмерной «судьбоносности» существующего ЕГЭ, когда выпускнику кажется, что от того, сдаст он сегодня или не сдаст, зависит как минимум все его будущее.

Татьяна ВОЛОТКЕВИЧ

депутат Законодательного собрания Красноярского края, заместитель председателя комитета по образованию, культуре и спорту

– Честно говоря, я отношусь к ЕГЭ отрицательно. Мне кажется, те задачи, для которых этот механизм оценки и создавался, по крайней мере пока не выполнены. По ЕГЭ невозможно объективно оценить уровень знаний ученика. Раньше, когда сдавали экзамен в традиционной форме, у комиссии была возможность оценить ход мыслей школьника, то, как он рассуждает. Сейчас в тестах можно просто угадать правильный ответ и сдать экзамен. Я бы ввела дополнительную процедуру оценки – пусть не в рамках ЕГЭ. Можно было бы в вузах ввести дополнительный экзамен по профилирующему предмету – к примеру, физике или обществознанию.

Важно знать

На вопросы, связанные с ЕГЭ, ответят специалисты по телефону 8 (391) 227-76-49.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного