Экологическое воспитание

Законодатели обсудили, как бороться с несанкционированными свалками

Экологическое воспитание Законодатели обсудили, как бороться с несанкционированными свалками

В Сибирском федеральном университете под руководством спикера краевого парламента Александра Усса состоялось очередное заседание Экологического штаба. В мероприятии приняли участие депутаты Законодательного собрания и Красноярского городского совета, руководители и члены секций штаба, представители общественных организаций и администрации краевого центра. В ходе двухчасового разговора обсуждалась ситуация с твердыми бытовыми отходами, атмосферным воздухом и другие актуальные темы.

В 2015 году надзорными органами края выявлено 915 несанкционированных свалок. Ликвидировано по итогам предписаний 615. Есть ли смысл в условиях напряженного краевого бюджета увеличивать финансирование борьбы со свалками или стоит усилить меры профилактики экологических правонарушений? Об этом шла речь на заседании Экоштаба при обсуждении тематики, связанной с обращением твердых бытовых отходов.

Две категории граждан

С докладом по этой важной теме выступил координатор рабочей группы «Твердые отходы» Юрий Мальцев. Он сообщил, что в Красноярске за счет бюджета города было ликвидировано 382 свалки, или 62 тысячи кубометров твердых бытовых отходов.

– Ежедневно на территории города выявляются три новые свалки, – посетовал Юрий Михайлович и рекомендовал срочно принять территориальную схему по обращению с твердыми бытовыми отходами.

Александр Усс в свою очередь предложил ужесточить ответственность за организацию несанкционированных свалок. В ответ Юрий Мальцев добавил, что во многом это вопрос воспитания и образования населения:

– Всех жителей края можно разделить на две категории: одни организуют свалки, другие борются с ними.

При дальнейшем обсуждении этой темы участники заседания предлагали организовать уроки экологического просвещения в школах, запустить социальную рекламу и другие меры. В частности, депутат Законодательного собрания Елена Пензина считает, что установка возле несанкционированных свалок камер видеонаблюдения позволит оперативно реагировать на экологические правонарушения. А эколог Татьяна Спожакина предложила размещать приемные пункты тары и ПЭТ-бутылок вблизи магазинов, что поспособствует эффективной логистике ТБО.

Скупые сведения

Координатор группы «Чистый воздух» Валерий Заворуев рассказал о проблемах доступности экологической информации.

По словам профессора, в 2015 году информация о концентрации загрязняющих веществ в городах края из государственного доклада была исключена. Причиной тому послужила не столько позиция руководства краевого филиала, сколько исполнение им требований вышестоящих органов. В связи с этим ставится вопрос о необходимости изменения нормативных документов.

Помимо прочего, профессор сказал, что федеральная служба Росгидромета имеет посты во всех районах Красноярска. Но пяти постов наблюдения за воздухом, которые есть у края, недостаточно.

– Если бы удалось наладить взаимодействие с Росгидрометом в плане получения информации, то информирование населения края было бы более полным, достоверным и соответствовало бы тому уровню, какой есть в мировой практике, – отметил Валерий Владимирович.

В ответном слове руководитель ФГБУ «Среднесибирское УГМС» Владимир Еремин сообщил, что служба работает в правовом поле и предоставляет то, что ей разрешено. Что же касается системы взаимодействия, то на сегодняшний день между Росгидрометом и министерством природных ресурсов и экологии подписано соглашение о создании пилотного проекта по интегрированию всех систем мониторинга – федерального, локального и территориального. В отношении автоматических систем наблюдения Владимир Викторович выразился скептически, поскольку, по его словам, «автоматы зачастую врут».

Хартия оздоровления

Координатор рабочей группы «Зеленый город» Александр Онучин рассказал о проекте создания экологического каркаса Красноярска, о правовой базе по охране городских природных ландшафтов, об общественном контроле за ходом строительства объектов универсиады.

Рем Хлебопрос, куратор группы «Экологическая инициатива», сообщил о том, какие предложения поступили по улучшению экологической ситуации в городе. Профессор предложил оформить все их в виде статей на русском и английском языках и разместить в публичном доступе.

Руслан Шарафутдинов, директор института экологии и географии СФУ, подвел итоги общественного контроля за состоянием легкового автомобильного транспорта. Заместитель главы Красноярска – руководитель департамента транспорта Игорь Ким доложил о состоянии автобусного парка города, о работе по его обновлению и мерах воздействия в отношении недобросовестных перевозчиков. Председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский сообщил о том, что в ближайшее время планируется рассмотреть за круглым столом проблематику, связанную с твердыми бытовыми отходами.

В завершение участники заседания обсудили подготовку к подписанию Экологической хартии края. Александр Усс заметил, что желательно, чтобы каждый подписавшийся приложил к документу перечень конкретных мероприятий, которые он намерен осуществить для экологического оздоровления города. Также спикер предложил создать экологический фонд предприятий-загрязнителей, который бы использовался под контролем муниципалитета.

КОММЕНТАРИЙ

Александр УСС, председатель Законодательного собрания края:

спикер_1.jpg– Для всех, кто работает в штабе, принципиально важно, чтобы все решения, успехи и неудачи обсуждались публично, чтобы мы могли рассчитывать на дополнительные импульсы и предложения общественности.

На этом заседании мы проанализировали все, что сделано в тематических секциях штаба, и подвели итоги акции «0 % черного неба». Напомню, что это студенческая инициатива, которая не имела правовых основ, поскольку сегодня вести контроль за автомобильными выхлопами никто не имеет права, потому что это функция соответствующих станций при прохождении технического осмотра.

Мы исходим из того, что это неправильный подход. Все, кто дает разрешение на эксплуатацию машин после технического осмотра, по большому счету заинтересованы в том, чтобы получить прибыль. Что же касается экологических требований, то внутренней мотивации, наверное, там немного. По этой причине мы пришли к грустному результату – почти каждый четвертый автомобиль, который проезжает по улицам города, выбрасывает в атмосферу вещества с превышением предельно допустимых норм. Это следствие технического состояния машин и некачественного бензина. В связи с этим появились предложения по расширению возможности контроля на дорогах, который был во времена социализма. Мы обратимся с просьбой в федеральные органы власти, поскольку в Красноярске эту проблему локально не решить. Кроме того, мы должны силами соответствующих служб организовать тотальный контроль заправочных станций, поскольку корни проблем во многом находятся там.

Еще один момент. Если мы делаем СФУ главной площадкой, где продвигается экологическая тематика, то вокруг университета мы должны обеспечить модельные решения. У нас не в самом лучшем состоянии находится березовая роща. Ряд преподавателей выступает с настоятельным требованием сделать из нее лесопарк, а на территории, примыкающей к Академии биатлона, организовать несколько облегченный вариант Столбов. Это реально сделать.

Ну и, пожалуй, самая главная тема – состояние работы по подготовке к подписанию Экологической хартии края. Как известно, она презентовалась в сентябре. Было дано два месяца на то, чтобы предприятия смогли реально оценить, что они в состоянии дополнительно сделать в сравнении с теми экологическими требованиями, которые они сегодня выполняют. Этот документ призван обеспечить большую социальную ответственность флагманов нашей экономики.

АКЦИЯ

Итоги акции «0 % черного неба», организованной студентами СФУ, оказались неутешительными. Каждая четвертая машина превышает предельно допустимые выбросы в атмосферу краевого центра. По предварительным данным, на такие показатели влияют две причины: износ двигателя и некачественный бензин. При этом организаторы акции считают, что в большей степени стоит обратить внимание на вторую составляющую. Участие в добровольной проверке приняли 440 автомобилей со средним сроком эксплуатации 10–12 лет.

С начала года режим неблагоприятных метеоусловий в Красноярске вводился более 20 раз

Фото: pixabay.com, Андрей Бурмистров

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного