Каждое утро во всех уголках нашего огромного края зрители включают телевизор, чтобы посмотреть «Утро на Енисее», а потом остаются на канале ради новостей, «Итогов», «Края без окраин» и других авторских программ. Телеканал «Енисей», крупнейший из региональных в России, вещает 24 часа в сутки и делает все, чтобы оставаться для своих зрителей незаменимым и любимым телеспутником.
Мы решили проверить сами, чем живет и как меняется самая важная передача – «Новости».
«Кто ж вас отпустит?»
Здание краевого телеканала знают, пожалуй, все: на острове Отдыха, под мостом у реки Енисей. Мост и глубокий синий цвет читаются в новом оформлении студии, которую вместе с «упаковкой» программ увидели зрители в начале декабря. Знакомый легкий силуэт – это не только узнаваемый краевой объект, это символ – телеканал так же объединяет жителей края, как наши мосты – берега Енисея.
Работа в обновленной студии начинается рано утром на современной площадке программы «Утро на Енисее». Сейчас студию не узнать, она спроектирована совершенно на новом уровне: яркие цвета, плавные линии, современный дизайн. «Упаковку» поменяли многие программы: новости, утренняя передача, «Итоги», «Интервью». Студии этих программ полностью – от задумки до воплощения – придуманы не просто в Красноярске, а сотрудниками самого канала «Енисей». Их разработчик, начальник отдела телевизионного дизайна Павел Щедрухин – представитель телевизионной династии «Енисея»: с момента основания канала здесь работает его отец, легендарный дядя Женя.
– Давайте баланс белого отобьем, дядя Женя, – слышно в мониторах в студии, через 15 минут здесь начнется первый выпуск новостей.
Евгений Щедрухин работает на телевидении с 1972 года, до этого был кинематограф – студия им. М. Горького и «Мосфильм», он прошел путь от механика по обслуживанию киносъемочной техники до главного оператора. На «Енисее» он с самого первого дня. Сейчас – оператор-осветитель. Рассказывать о себе не любит, зато о студии и аппаратуре – сколько угодно.
– Это световой пульт, сейчас я ставлю свет на новости, – поясняет он. – Света у нас немного, около 70 источников. И несколько режимов подсветки. В новостях важно, чтобы без теней было. На ведущего направлены три источника холодного света и четыре горячего. Сейчас контровик включим, свет вообще с него начинают выставлять, так меня 45 лет назад учили. А вообще я уже девять лет на пенсии. Уходить уже надо.
– Сейчас! Кто ж вас отпустит? – слышится сбоку.
Встать в 4:37 утра
Дядя Женя – единственный оператор на три камеры, две по краям – с телесуфлерами, по которым ведущий будет читать текст. В это время Анастасия Лушникова, ведущая выпуска, в гримерке. Уже больше часа над ней колдует гример Евгения Яренских. Перед зеркалом в больших контейнерах – килограммы невидимок и шпилек, батарея лаков и пенок, косметика, косметика, косметика.
Евгения приезжает на работу в 5:30, чтобы успеть привести в порядок утренних ведущих. Чтобы точно встать, заводит будильник нелогично – на 4:37, говорит, такой способ самый эффективный. Для того чтобы загримировать человека полноценно, сделать макияж и прическу, нужно потратить час-полтора. Но в экстремальной ситуации можно и за полчаса.
– Не знаю, сколько человек в день я гримирую, – признается она.
– Ну как, точно трое утренников, – начинает перечислять Анастасия, – один новостник, Ян Ермишов. А еще гости. Точно не меньше десяти.
– Да? – Евгения удивленно разводит руками с кисточкой. С этой кисточкой и банкой пудры она пойдет за Настей в студию, когда до эфира останутся считаные минуты и нужно будет проверить, точно ли макияж лег так, как нужно. Картинка должна быть идеальной, зрителей у новостей – весь Красноярский край.
В этот раз главной новостью выпуска становится сюжет о поисках пропавших туристов в Приисковом. До начала эфира Анастасия тренируется: читает с телесуфлера.
– Поиски не прекращались ни на один день. По факту безвестного исчезновения, безвестного… Сложное слово. По факту исчезновения людей без вести возбуждено уголовное дело, – поправляет она текст так, чтобы он был понятнее зрителям.
Чтобы выдать эти сюжеты в эфир, команда новостийщиков начинает работу ранним утром и не прекращает ее до десяти вечера. Новости на «Енисее» выходят в 16:30, 18:30, 20:30, 23:30, а это значит, что каждый последующий выпуск нужно дополнить новыми деталями, чтобы жители края владели информацией полностью. В новостном отделе канала слышен постоянный гул – режиссеры, операторы, продюсер, корреспонденты до последних минут вносят изменения в сюжеты. Но вот в студии слышится привычное: «Одна минута!» Потом идет заставка, в которой звучит авторская музыка, написанная специально для телеканала, и новости начинаются.
Теперь все внимание приковано к аппаратной, где за прямым эфиром следят звукорежиссер, режиссер эфира и дежурный техник. Их задача – сделать так, чтобы технических сбоев не было. Но новости – живой организм, поэтому расслабляться не получается.
Новости на «Енисее» выходят в 16:30, 18:30, 20:30, 23:30, а это значит, что каждый последующий выпуск нужно дополнять новыми деталями, чтобы жители края владели информацией полностью.
Татьяна КИРЕЕВА, главный редактор телеканала «Енисей»
– Если говорить про нас одной фразой, то сейчас «Енисей» – это перемены. Постоянные, системные. И я считаю, что перемены на телевидении не имеют права заканчиваться, ведь изменения – это шаг вперед, это жизнь, это движение. «Утро на Енисее» и «Новости» – проекты, которые меняются наиболее динамично, на них я возлагаю большие надежды. Именно о них чаще всего говорят и пишут наши зрители.
Я горжусь, что мы все делаем самостоятельно, силами наших специалистов: студии, упаковки программ, даже музыкальные заставки. Не каждый канал может похвастаться тем, что у них в эфире звучит авторская музыка, созданная местными композиторами. А мы можем. Как и тем, что каждую минуту круглосуточного эфира делаем здесь, в Красноярске, для красноярцев и жителей нашего большого края.
КСТАТИ
Телефон редакции «Новостей» 8 (391) 236-01-36