Эра новой школы Для чего нужны стратегии развития образования?

Эра новой школы Для чего нужны стратегии развития образования?

В декабре 14 муниципальных образований края закончили работу по созданию принципиально новых документов, по которым теперь будет жить школа, – стратегий развития образования. Как это повлияет на экономическое развитие региона, почему эти документы принципиально важны для новых школьников и каким образом теперь будут оценивать эффективность работы управленцев, мы спросили у двух ведущих экспертов пилотного проекта.

Школа как драйвер роста

Бухарова Евгения БУХАРОВА, директор Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета, кандидат экономических наук, профессор, заслуженный экономист РФ.

– Что даст краю разработка муниципальных стратегий развития образования?

– Разработка стратегий муниципального образования актуальна в нескольких аспектах. Во-первых, в соответствии с федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятым в июле этого года, должна быть упорядочена вся система документов стратегического планирования и управления – от федеральных до муниципальных. Это не только стратегии – это цикл документов, который связан со стратегическим и среднесрочным планированием, с программированием. Все сферы деятельности, в первую очередь образование, должны иметь стратегическое представление о своем развитии. И если в других сферах пока «пристреливаются», присматриваются к закону стратегического планирования, то закон об образовании уже принят, и необходимо эту работу последовательно начинать.

Разработка стратегии образования – это попытка понять долгосрочно миссию образования в муниципалитете, сформулировать стратегически цели и задачи. И потом уже в логике планирования сформулировать среднесрочные и текущие задачи.

Вторая важная задача, которую помогают решить стратегии, – это «настройка» механизма государственно-общественного управления, введение которого предусмотрено новым законом об образовании. Система государственно-общественного управления дает возможность начиная с дошкольного возраста формировать умения для создания личной стратегии образования в течение всей жизни.

– Как проходит работа над формированием стратегий развития в крае?

– Для края большой плюс в том, что работа начата заранее. У нас есть время не только проблему осмыслить, обобщить опыт, который накопился в крае, но и документно его оформить. Есть еще одна важная цель, которую получается достигнуть в крае. Люди, которые работают сейчас в муниципальных командах – разрабатывают стратегии, они одновременно учатся. Краевой проект содержит два компонента – один связан с разработкой и экспертизой самих стратегий, второй, не менее важный, – с обучением. Причем учатся и те, кто документы разрабатывает, и наиболее «продвинутые» представители школьной общественности, управленцы разных уровней. Все они проникнутся логикой проектного подхода и смогут в дальнейшем разработать конкретные программы. Мой опыт депутатской деятельности показывает, что именно такой подход эффективен. Зачастую даже депутаты, понимая, что проблем много и их сразу не решить, пытаются локально выхватывать задачи и «продвигать» их. Но такой подход только случайным образом может быть эффективен. Необходимо видеть картину целиком – представлять стратегию развития, которая учитывает все ограничения: финансовые, экономические, демографические, институциональные. Необходима система – и именно ее задают муниципальные стратегии развития образования.

– Как проходила работа над этим документом?

– Разработка стратегий была воспринята адекватно как необходимое действие. Наша общественность подготовлена, есть институты, которые помогают в такой работе, начиная с министерства образования, института повышения квалификации работников образования, нас – Сибирского федерального университета.

– Какие экономические эффекты даст внедрение такого подхода к образованию?

– Не стоит ждать мгновенных экономических эффектов. Однако у этого проекта есть один стратегический плюс – очень существенный. Сейчас у нас остро стоит проблема экономического роста. Мы вступили в очень тяжелую полосу стагнации, и чтобы решать эту проблему – через импортозамещение, развитие реального сектора, – необходимы кадры. Кадры – наше самое узкое место. В зависимости от того, как мы их будем мотивировать и готовить, начиная со школы, насколько они будут понимать важность работы в разных секторах, а не только менеджерами и юристами, в значительной степени будет зависеть экономика. И при грамотном подходе сама система образования сможет выступить отдельным драйвером роста.

Перейти к новому качеству

ЧигановаЕлена ЧИГАНОВА, ректор Красноярского института повышения квалификации, кандидат педагогических наук.

– В каких условиях происходит разработка муниципальных стратегий образования?

– На данный момент для нас, как и для страны в целом, очень актуален вопрос, связанный с пониманием качества образования. Теперь оно понимается по-новому, и эта новизна отражена в том числе в новых федеральных образовательных стандартах. В них закладывается три типа образовательных результатов: это предметные, по которым всегда оценивалась школа, метапредметные, или компетентностные, и личностные.

Начальная школа в штатном режиме заканчивает первую пробу: школьники, которые начинали учиться по новым стандартам, оканчивают четвертый класс. К сожалению, мы вынуждены согласиться с мнением, зафиксированным с федерального уровня, что перехода на новый стандарт не произошло. Этот переход достаточно сложен, потому что содержание образования, если все делать по-честному, должно стать принципиально иным. Например, привычные уроки как ведущая форма допустимы лишь в начальной школе, а в подростковом возрасте должны появляться иные формы учебных занятий, иное расписание занятий. На любой ступени обучения должна принципиальным образом измениться система оценивания индивидуальных образовательных результатов школьников.

Муниципальные стратегии развития образования, с моей точки зрения, – это документ, который может рассматриваться как одно из условий обеспечения современного качества образования, того качества, которое заложено стандартами, качества, которое принимается мировым профессиональным сообществом.

– Чем полезны муниципалитету разработанные стратегии?

– Форматом этих документов предусмотрена хорошая аналитика, мониторинг, очень серьезный блок, связанный с ценностными основаниями и миссией системы образования, каждого муниципалитета. Он нужен, чтобы люди имели возможность осмыслить, на что они нацелены. Мы еще в начале пути, в проекте пока участвуют 14 муниципалитетов. Радует, что помимо решения этой грандиозной задачи каждый муниципалитет старается найти собственную специфику. Очень надеемся, что эта стратегия станет механизмом, по которому профессиональное сообщество каждого муниципалитета будет жить и меняться.

– Вы обучали и управленцев, и сотрудников школ – насколько сложным был процесс?

– Здесь очень важно различить два процесса, которые осуществлялись практически одновременно: с одной стороны, СФУ обучил в режиме повышения квалификации сто человек. С другой стороны, мы считаем, что можем рассматривать сам процесс проектирования и написания стратегии так же, как повышение квалификации. Всего прошли обучение 500 человек.

Если честно, это был непростой процесс – для многих это новый вид деятельности. Радует то, что, когда мы заканчиваем семинар, у многих горят глаза и есть понимание и желание работать немного по-другому. Это позволяет надеяться, что правильно была сделана ставка на управленцев муниципального и школьного уровней как агентов изменений. Большой груз забот управленцев этого уровня не всегда позволяет удерживать содержательное лидерство, но на настоящем этапе это просто необходимое условие изменения качества образования. Именно управленцам предстоит создавать условия для инноваций, которые появляются в массовой учительской практике.

– Как будет продолжаться работа?

– В крае 61 муниципалитет, мы условно разделили нашу территорию на макрорайоны – север, юг, запад, восток, центр. Пилотные муниципалитеты нужны нам для того, чтобы с их помощью мы могли втягивать в работу другие города. Мы планируем, что будут естественным образом, в условиях дефицита ресурсов, складываться межотраслевые и межмуниципальные кооперации. Прошедшие обучение, возможно, начнут сами учить «соседей» разработке стратегий.

– Как вы оцениваете общественный эффект от внедрения стратегий?

– В первую очередь мы рассчитываем на целенаправленное движение к достижению нового качества образования, которое должно выражаться в том числе и в осознанном выделении показателей качества образования, и в проведении регулярных мониторинговых исследований, позволяющих отслеживать степень достижения этих показателей и корректировать способ их достижения на уровне края. В этом контексте мы сделали первую пробу совместно с Высшей школой экономики – исследовали индекс социального благополучия школ.

Общественный же эффект, на мой взгляд, может выражаться в появлении механизма государственно-общественного управления и качества индивидуальных достижений школьников.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными
Без рубрики
19 апреля 2024
В Красноярском крае открыли Вахту памяти
С апреля по сентябрь почти 200 поисковиков из разных районов региона отправятся на поиски погибших воинов Великой Отечественной войны. Ребята
Без рубрики
19 апреля 2024
Первый квартал отработали: «полет нормальный»
Зимы в Сибири год от года показывают свой суровый характер. Не стала исключением и нынешняя. Сильные морозы, установившиеся на территории