Сколько раз бываешь с соцработниками на обходе поставленных на учет семей, столько поражаешься: в доме не убрано, с детьми никто не занимается, родители (если трезвые) равнодушно смотрят телевизор. Самое трагичное зрелище – многодетная семья, где родители упали на дно, а голодных детей отправляют в интернат. И порой всех усилий общества и государства не хватает, чтобы исправить ситуацию.
Включиться в жизнь
Весной в Уяре в день 8 Марта случился пожар, в котором погибли трое детей – 1,5, 2 и 4 лет. Взрослые оставили их одних, а сами ушли отмечать женский день. Семья не стояла на учете как неблагополучная, но очевидно, что у родителей, бросивших малышей, весьма своеобразные представления о своих обязанностях. А что происходит в тех многодетных семьях, где уже окончательно поставлен социальный диагноз? Как рассказала Елена Поддубская, педагог КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ачинский», основная причина постановки на учет – злоупотребление алкоголем, отказ от воспитания детей и жестокое обращение с ними. Бывают семьи, где детей любят, заботятся, но не хватает сил и средств, чтобы одеть и накормить. В любом случае в центре помощи никому не отказывают, отмечает Елена Поддубская:
– Сегодня у нас на обслуживании 137 многодетных семей. И более 300 малообеспеченных. Если им не помогать, может произойти беда. В рамках кураторства мы плотно работаем с семьей. Если нужно содействие в отказе от вредных привычек, кодировании, помогаем в этом. Если маме или папе нужна работа, сотрудничаем с центром занятости, помогаем в обучении. Когда фиксируем сигнал о жестоком обращении с ребенком, включается психолог. В центре создано семейное сообщество «Нам по пути»: встречаемся, рассматриваем все темы и проблемы. Например, раннего употребления детьми психоактивных веществ, алкоголя. Роль отца и матери обсуждаем. Работаем со всем окружением неблагополучной семьи. Если совершено правонарушение, взаимодействуем с полицией. Неблагополучным семьям очень помогает социализация, положительный опыт других родителей, истории успеха. Мы с волонтерами включаем ребят из многодетных и проблемных семей во все городские и районные акции, используем технологии наставничества «Старший брат». Помогаем выезжать на отдых вместе со спонсорами. Даже выезд в городской парк на аттракционы или в кино для многих детей порой недоступен. Летом у нас работает активная досуговая площадка. Примеры, когда семья снимается с учета, есть, что вдохновляет нас двигаться дальше.
Баланс на грани
Центры социальной помощи в районах края проводят с семьями, попавшими в трудное положение, тренинги. Помогают с документами, с оформлением выплат, регистрации. Привлекают предпринимателей и население для оказания материальной поддержки. Елена Поддубская и ее коллеги уверены: даже если удается одной семье помочь, отвратить от пьянства, научить любить своих детей – это огромный результат. Специалисты кризисных центров, соцработники, курирующие неблагополучные семьи годами, радуются даже мелочам: пятерке проблемного ребенка, трезвым выходным своих подопечных, семейной поездке в театр.
Несмотря на все меры, в любом обществе останутся те, кому проще жить «за чертой». Есть даже неофициальное выражение «контролируемое неблагополучие»: когда проблемы в семье не сильно запущены и не представляют угрозу для жизни детей.
В отделе организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Красноярскому краю отмечают незначительный рост количества родителей, которые находятся на учете. Как рассказал Игорь Янкин, начальник отделения, сейчас на учете 1 880 родителей. В прошлом году состояло 1 823 человека:
– Основными мерами воздействия на таких родителей по-прежнему остаются профилактические беседы. Инспекторы по делам несовершеннолетних обязательно посещают неблагополучные семьи по месту жительства и составляют акт обследования. Также полицейские проводят профилактические рейды, направленные на выявление детского неблагополучия, взаимодействуют с министерством здравоохранения и министерством социальной политики по трудоустройству безработных родителей, по лечению зависимости от алкоголизма или наркомании.