Мечтать легко и приятно. Но мечты бывают разные: несбыточные и вполне осуществимые. Можно мечтать, как ты однажды выиграешь в лотерею миллион. Вряд ли сбудется. А вот о том, как окончишь вуз, станешь крутым специалистом и заработаешь… Сегодня мы все мечтаем о Красноярске-2030. КЭФ подстегнул. А правда, как изменится город через 15 лет?
Изменятся ли горожане?
Хочется верить, что да. Иначе зачем мечтать? Как говорили древние, tempora mutantur et nos mutantur in illis (времена меняются, и мы меняемся вместе с ними). На смену нам придут наши дети – поколение с новым мышлением, другими взглядами и отношением к жизни. Нам бы только научить их не швырять бумажки мимо урны или из окна машины. Желательно на личном примере.
Те, кому сегодня 18–20, не такие, как мы, 40–50-летние. Мы их, увы, не всегда и понимаем. Они более свободны, современны, пассионарны. Лишены свойственных нам предрассудков, хотят перемен и не готовы мириться с «отдельными недостатками». То, что для нас «стабильность», для них застой. В 2030 году им будет за 30. Самый возраст для созидания и воплощения. Кто знает, может, через 14 лет у Красноярска будет 33-летний мэр? (Он пока учится в СФУ.) Смелый, незашоренный, побывавший на стажировке за границей, готовый поддержать любое начинание и эксперимент, если он на пользу жителям. При нем не будут латать дороги в снег и «точечно» застраивать город. Горсовет реально станет народным и будет отстаивать интересы всех горожан, а не только представителей бизнеса и политических группировок.
Ну, мы же мечтаем…
Дышать станет легче
Неужели и через 14 лет в городе будет вводиться режим «черного неба»? Не верю! К 2030 году на КрАЗе наконец внедрят технологию обожженных анодов (или как там она называется?). А может, и еще что-то более инновационное. Ученые СФУ придумают такой способ очистки промышленных выбросов, что они будут озонировать воздух. То же и с угольными котельными, дым от которых станут очищать до состояния легкого дымка от мангала. Наверняка уже сейчас где-то под сукном лежат такие изобретения в сфере охраны окружающей среды, которые перевернут наши представления о том, как ее можно охранять. К 2030 году, а возможно, и раньше их достанут из загашников и воплотят в жизнь. Мы ведь поймем: не люди для алюминия, а алюминий для людей.
Нам придется пересмотреть свое отношение к транспорту. Сейчас в среднем на семью приходится один автомобиль, а в 2030-м будет два. Если весь этот автопарк одновременно выедет на улицы, задохнемся и без КрАЗа. Значит, хотим не хотим, придется выполнять неписаный закон, существующий в некоторых городах мира: машины с четными номерами ездят по четным дням, с нечетными – по нечетным. Половина автомобилей – выхлопов в два раза меньше.
Архитекторы и градостроители согласятся с новым молодым мэром, что нельзя застраивать город домами и офисами вплотную только на том основании, что городская земля дорогая и надо «рационально» использовать каждый клочок. К 2030 году новые микрорайоны будут строиться так, что между домами, как, например, в Вильнюсе, раскинутся поляны ромашек, останется место для скверов и парков. Деревьев в городе однозначно станет больше. Миллиона на два. И Красноярск опустится на последние строчки в рейтинге самых экологически загрязненных городов страны.
На чем ездить будем?
Во-первых, прилетать домой будем через новый, современный аэропорт. Он уже в 2019-м засверкает всеми красками. Автобусов, работающих на бензине, станет меньше. А к двигателям внутреннего сгорания ужесточатся требования по выхлопным газам. Появится миленький электротранспорт – скоростные трамваи, как в Волгограде. Может, даже автобусы на аккумуляторах.
Метро? Коллеги попросили не мечтать настолько уж смело. Сказали: будь реалистом, к 2030 году метро не построят. Не отнимайте мечту! Ведь кризисы приходят и уходят. Допустим, еще лет семь или десять разговоры вокруг красноярского метро будут идти в таком ключе: денег нет и не будет… нет, кажется будут, новый президент взял этот вопрос под личный контроль… нет, опять не дали… А потом раз – и новая Госдума принимает закон: три года оставлять в крае 80 % собираемых здесь налогов. На метро. (Власть ведь тоже будет меняться. Ее мышление, подходы, методы.) И к 2025 году окончательное решение: красноярскому метро быть! Пять лет на строительство. И вот в феврале 2030-го торжественное открытие метрополитена. Зря, что ли, столько уже нарыли?
Эх, дороги…
К 2030 году в городе появится целая цепь многоуровневых развязок. Во всяком случае на Предмостной – точно, проект давно ждет своего часа. Уже 11-й год автомобили будут двигаться к четвертому мосту по новым подъездам и развязкам, их ведь построят к универсиаде? А горсовет и общественность будут обсуждать: где построить еще один мост через Енисей – четырех существующих мало.
В городе появятся современные многоуровневые парковки – надземные и подземные. Такие проекты давно разработаны архитектурной студией «А2». Пылятся на полках.
Ученые (возможно, снова из СФУ) придумают наконец такую разметку на дорогах, которая не будет сразу же смываться снегом и дождем.
Градостроители научатся сначала проектировать дороги, а потом привязывать к ним новые микрорайоны. Не наоборот. И делать их сразу как минимум четырехполосными, чтобы потом не расширять за счет газонов и тротуаров.
Появится еще один проезд над (или под) Транссибом между проспектом Свободным и Калинина – такой проект уже выдвинут инициативной группой граждан.
Убрать все лишнее!
Сегодня самая, пожалуй, больная проблема для краевого центра – чистота и благоустройство. К 2030 году, подъезжая к столице края с любого направления, мы будем сразу попадать в ухоженный город с парками, проспектами и красивыми домами. А не как сегодня – въезжаешь и первым делом видишь унылые пейзажи – ангары, склады, бараки, штабеля стройматериалов, заброшенные металлические и бетонные конструкции… И кучи мусора рядом. Стыдоба! Надо все убрать с глаз долой, иначе о каких европейских чертах речь? Невозможно одновременно строить сверкающие торговые центры, небоскребы и мириться с помойками вокруг.
Как заметил на встрече в нашей редакции спикер Заксобрания Александр Усс, «сложности-то особой нет, просто надо убрать все лишнее». Совершенно верно! Каждый двор, каждая небольшая фирма или крупная компания обязаны уничтожить на своей территории и рядом свалки, уродливые заборы, ржавые гаражи, какие-то сараи. Одно это способно город преобразить.
Причем не обязательно дожидаться 2030 года. Начинать надо завтра – весна на пороге. И тут не нужны пресловутые миллиарды рублей – просто чуть больше уважения к самим себе и патриотическое настроение. А к разбору захламленных балконов приступить немедленно, не дожидаясь универсиады-2019. А то половина балконов в городе – мечта Плюшкина.
Ну а что касается вечных помоек около домов, не оборудованных мусоропроводами, то здесь, видимо, снова придется привлечь ученых. Невозможно смотреть на эти уродливые контейнеры и горы мусора вокруг. Под землю их, что ли, спрятать? Или сделать летающими, чтоб они сами на мусороперерабатывающий завод перелетали? Кстати, таких заводов к 2030 году должна появиться хотя бы парочка. Иначе все мечты насмарку.
Скажете – нереально? Вспомните Красноярск-2000 и сравните с Красноярском-2016. Есть разница? Значит, можем?
Как мы добьемся чистоты, порядка и ответственного отношения к родному городу? А вот здесь позвольте обойтись без розовых футуристических соплей. Хватит уговаривать несознательных граждан – репрессии и только репрессии! Штрафы за свалки и помойки в три шкуры!
Городская среда
Вряд ли через 14 лет исчезнут все поликлиники с узкими и полутемными коридорами. Но ведь появятся и новые, светлые и просторные. Как детская поликлиника на Урванцева, построенная по специальному проекту года три назад.
Про велодорожки давайте не будем, какие велосипеды, когда зима семь месяцев? А вот тротуаров для ходьбы не хватает. Попробуйте пройти пешком, например, с Комсомольского проспекта на улицу Воронова…
К 2030 году точно избавимся от позорных ларьков. Вместо них появятся капитальные магазинчики шаговой доступности, выполненные в едином стиле.
Проблема с детскими садами к 2030 году будет решена окончательно и бесповоротно. С новыми дворцами спорта, стадионами универсиада поможет.
Город станет милым и уютным – красивые остановки общественного транспорта, зеленые аллеи, скверики и, конечно, фонтаны. Что за Красноярск без фонтанов?
Помечтали? А теперь закатали рукава – и за работу. До 2030 года не так уж много лет. Пролетят – не заметишь.