Есть установка: весело встретить Новый год

Есть установка: весело встретить Новый год

Историки говорят: традиция отмечать Новый год зародилась несколько веков назад. Археологи с ними не согласны и доказывают: славяне праздновали начало нового витка времени еще в дохристианские времена. Обо всем этом можно узнать, побывав в красноярском Литературном музее имени Виктора Астафьева.

Коляда, коляда, отворяй ворота

Научный сотрудник Литературного музея Елена Семеркова водит экскурсии по экспозициям, рассказывает историю Нового года. В разных залах можно познакомиться и с языческими традициями, и с советскими. Время в этой экспозиции разворачивается, как кинолента. Вот, например, дохристианская хроника.

Язычники Новый год отмечали весной – в марте, когда просыпалась природа, светило ярче солнышко. Больше всего под этот формат подходит современная Масленица. Наши предки почитали солнце как бога. И с наступлением первых весенних деньков радовались, что солнце начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что, съев такое кушанье, человек получит частичку света и тепла.

Впрочем, были у язычников и зимние торжества, очень напоминающие наши новогодние. Например, в день зимнего солнцеворота отмечался праздник бога Коляды. По преданиям, в это время 12 языческих жрецов гадали о будущем урожае и зажигали священный огонь, который горел 12 дней. Считалось, что в это время в пламени зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие. Одна из главных частей праздника Коляды – песни и колядование. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, которые, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгоняли злых духов, не пускали их в дом.

Несветский праздник

С принятием христианства изменились не только религиозные представления, но и дата празднования Нового года. Начало года перенесли на 1 сентября (в византийской традиции новый церковный год начинается в сентябре).

– Как отмечают историки, долгое время в России отмечались два Новых года – по старому и новому стилям – в марте и в сентябре, – рассказывает Елена Семеркова. – И только в XV веке, когда народ привык к новым традициям, введена единая дата празднования Нового года.

Кстати, сентябрьский Новый год не считался светским праздником. Не было гуляний и застолий, отмечали наступление нового витка времени церковной службой и обращением к Богу.

«Детей забавлять, мордобоя не учинять»

В сентябре Новый год отмечали вплоть до реформы Петра I. В XVIII веке он решил перевести российский Новый год на европейский календарь. А заодно и летоисчисление поменять. Если раньше на Руси считали года от сотворения мира, теперь стали мерять от Рождества Христова.

По велению Петра I наступление нового года на Руси стали отмечать 1 января, дома украшать еловыми ветками, а позже – елками. Царь повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки (до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года).

Кстати, Петр I за празднествами и о народе не забывал – выставлял перед дворцом разные кушанья, чаны с пивом и вином.

– Но для крестьян важнее были Святки, Рождество, – считает научный сотрудник Литературного музея.

Две недели веселья

После смерти Петра I о новогодних маскарадах и фейерверках забыли. Вернулась новогодняя ель в быт российского дворянства только во второй половине XIX века.

– Александра Федоровна – жена Николая I – была прусской принцессой, а в Германии ставили елку на Рождество, – рассказывает Елена Семеркова. – Она и привезла эту традицию в российскую императорскую семью. Кроме того, в Петербурге жило немало немецких семей, они также отмечали праздник, украшая хвойное дерево. И к концу XIX века этой традиции стали придерживаться все русское дворянство и интеллигенция. Елки ставили в домах, в гимназиях и общественных собраниях.

Церковные и светские традиции тогда были тесно связаны. Пожалуй, в XIX веке и зародился в России обычай длинных новогодних праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) – в Рождественский сочельник, 25 декабря (7 января) отмечали Рождество, 1 января (14 января) – Новый год и 6 января (19 января) – Крещение.

Праздновали почти две недели. В Рождественскую ночь шли колядовать, а утром – в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». В богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады.

В своем доме к празднику дворяне устраивали своеобразную инсталляцию – вертеп, где демонстрировался младенец Иисус Христос в пещере. Елку по немецкому обычаю наряжали в сочельник. Украшали детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, пряниками и конфетами. Позже появились бусы, стеклянные шары и картонные игрушки. Производили их опять же в Германии, потому за ними быстро закрепилось название «дрезденский картонаж». В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.

– Для нас наряженная елка – обязательное сопровождение новогодних подарков, которые дети находят под ней. А в XIX веке сама елка была подарком, – рассказывает научный сотрудник музея. – В литературе описываются случаи, когда дерево украшали ювелирными изделиями. А в конце праздничного вечера оно отдавалось гостям на «разграбление» – каждый мог снять для себя с елки подарок.

Елки были популярны у дворян и зажиточных купцов, а крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.

Звезда на макушке

Грянула революция, и в 1929 году рождественские елки запретили. Так новая власть боролась с религиозными настроениями народа. В ходу были плакаты и листовки с надписями: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».

А через шесть лет в газете «Правда» опубликовали письмо секретаря ЦК КП(б)У Павла Постышева о праздновании Нового года вместо Рождества и официальном признании новогодней елки.

Есть установка весело встретить Новый год, как говорил персонаж всем известного фильма «Карнавальная ночь». И началась подготовка. Если хвойных деревьев в лесу было достаточно, игрушек для ее украшения – днем с огнем не найдешь. Делали их вручную. В красноярском Литературном музее хранится уникальный экземпляр книги «Елка» 1939 года издания. В ней инструкция по изготовлению елочных игрушек. Новогоднее дерево предлагалось украшать танками, парашютистами, пушками, панорамами боя у озера Хасан и дрейфующей станции «Северный полюс». И фабричные игрушки в то время отражали реалии советской жизни. Так на макушке ели появилась красная пятиконечная звезда, а ветви украсили игрушки с серпом и молотом, космонавты (после полета Юрия Гагарина), кукуруза (во времена Хрущева).

Намного позже елки стали украшать стеклянными изображениями животных, овощей и фруктов, персонажей сказок.

Кстати, традиция отмечать Новый год сохранялась и в сложные годы Великой Отечественной войны. Тогда елочки украшали подручными материалами – бинтами и разукрашенными спичечными коробками (в них клали кусочки сахара в качестве подарка). Ленинградский завод лампочек стал выпускать лампы без цоколя – из них делали елочные игрушки.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 мая 2022
Не навреди и спаси
Основы помощи при травмах изучают в старших классах школы, повторяют на водительских курсах, в армии, в различных ведомствах или на
Пополнение в Бессмертном полку
В редакцию пришло письмо из деревни Ручей Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь от участников поискового отряда Лапичской средней школы.
28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от