Есть установка: весело встретить Новый год

Есть установка: весело встретить Новый год

Историки говорят: традиция отмечать Новый год зародилась несколько веков назад. Археологи с ними не согласны и доказывают: славяне праздновали начало нового витка времени еще в дохристианские времена. Обо всем этом можно узнать, побывав в красноярском Литературном музее имени Виктора Астафьева.

Коляда, коляда, отворяй ворота

Научный сотрудник Литературного музея Елена Семеркова водит экскурсии по экспозициям, рассказывает историю Нового года. В разных залах можно познакомиться и с языческими традициями, и с советскими. Время в этой экспозиции разворачивается, как кинолента. Вот, например, дохристианская хроника.

Язычники Новый год отмечали весной – в марте, когда просыпалась природа, светило ярче солнышко. Больше всего под этот формат подходит современная Масленица. Наши предки почитали солнце как бога. И с наступлением первых весенних деньков радовались, что солнце начинает прогревать землю. Поэтому и появилась традиция печь круглые, по форме напоминающие солнце, лепешки. Считалось, что, съев такое кушанье, человек получит частичку света и тепла.

Впрочем, были у язычников и зимние торжества, очень напоминающие наши новогодние. Например, в день зимнего солнцеворота отмечался праздник бога Коляды. По преданиям, в это время 12 языческих жрецов гадали о будущем урожае и зажигали священный огонь, который горел 12 дней. Считалось, что в это время в пламени зарождается новое солнце, дающее всем жизнь и благополучие. Одна из главных частей праздника Коляды – песни и колядование. Накануне праздника славяне украшали свои дома еловыми и сосновыми ветками, которые, по древним поверьям, своими колючими и острыми иглами отгоняли злых духов, не пускали их в дом.

Несветский праздник

С принятием христианства изменились не только религиозные представления, но и дата празднования Нового года. Начало года перенесли на 1 сентября (в византийской традиции новый церковный год начинается в сентябре).

– Как отмечают историки, долгое время в России отмечались два Новых года – по старому и новому стилям – в марте и в сентябре, – рассказывает Елена Семеркова. – И только в XV веке, когда народ привык к новым традициям, введена единая дата празднования Нового года.

Кстати, сентябрьский Новый год не считался светским праздником. Не было гуляний и застолий, отмечали наступление нового витка времени церковной службой и обращением к Богу.

«Детей забавлять, мордобоя не учинять»

В сентябре Новый год отмечали вплоть до реформы Петра I. В XVIII веке он решил перевести российский Новый год на европейский календарь. А заодно и летоисчисление поменять. Если раньше на Руси считали года от сотворения мира, теперь стали мерять от Рождества Христова.

По велению Петра I наступление нового года на Руси стали отмечать 1 января, дома украшать еловыми ветками, а позже – елками. Царь повелевал Новый год отмечать торжественным молебном, колокольным звоном, грохотом выстрелов и фейерверками, «…детей забавлять, мордобоя не учинять». Особо оговаривалось, что все должны друг друга поздравлять с праздником, дарить подарки (до этого времени подарки не были обязательным атрибутом Нового года).

Кстати, Петр I за празднествами и о народе не забывал – выставлял перед дворцом разные кушанья, чаны с пивом и вином.

– Но для крестьян важнее были Святки, Рождество, – считает научный сотрудник Литературного музея.

Две недели веселья

После смерти Петра I о новогодних маскарадах и фейерверках забыли. Вернулась новогодняя ель в быт российского дворянства только во второй половине XIX века.

– Александра Федоровна – жена Николая I – была прусской принцессой, а в Германии ставили елку на Рождество, – рассказывает Елена Семеркова. – Она и привезла эту традицию в российскую императорскую семью. Кроме того, в Петербурге жило немало немецких семей, они также отмечали праздник, украшая хвойное дерево. И к концу XIX века этой традиции стали придерживаться все русское дворянство и интеллигенция. Елки ставили в домах, в гимназиях и общественных собраниях.

Церковные и светские традиции тогда были тесно связаны. Пожалуй, в XIX веке и зародился в России обычай длинных новогодних праздников. Начинали гулять 24 декабря (6 января по новому стилю) – в Рождественский сочельник, 25 декабря (7 января) отмечали Рождество, 1 января (14 января) – Новый год и 6 января (19 января) – Крещение.

Праздновали почти две недели. В Рождественскую ночь шли колядовать, а утром – в церковь на торжественное богослужение. Храмы в больших городах часто бывали переполнены, и на рождественскую службу даже продавали билеты, достать которые было непросто. В этот же день навещали друзей, родственников и ходили в гости «с визитами». В богатых и знатных семьях устраивали званые обеды, пышные балы и маскарады.

В своем доме к празднику дворяне устраивали своеобразную инсталляцию – вертеп, где демонстрировался младенец Иисус Христос в пещере. Елку по немецкому обычаю наряжали в сочельник. Украшали детскими игрушками, лентами, фонарями и разными лакомствами: пастилой, яблоками, пряниками и конфетами. Позже появились бусы, стеклянные шары и картонные игрушки. Производили их опять же в Германии, потому за ними быстро закрепилось название «дрезденский картонаж». В торжественный момент на елках зажигали настоящие свечи, а рядом ставили ведро с водой, чтобы быстро потушить возможный пожар.

– Для нас наряженная елка – обязательное сопровождение новогодних подарков, которые дети находят под ней. А в XIX веке сама елка была подарком, – рассказывает научный сотрудник музея. – В литературе описываются случаи, когда дерево украшали ювелирными изделиями. А в конце праздничного вечера оно отдавалось гостям на «разграбление» – каждый мог снять для себя с елки подарок.

Елки были популярны у дворян и зажиточных купцов, а крестьяне не ставили их вплоть до середины 1930-х годов.

Звезда на макушке

Грянула революция, и в 1929 году рождественские елки запретили. Так новая власть боролась с религиозными настроениями народа. В ходу были плакаты и листовки с надписями: «Только тот, кто друг попов, елку праздновать готов».

А через шесть лет в газете «Правда» опубликовали письмо секретаря ЦК КП(б)У Павла Постышева о праздновании Нового года вместо Рождества и официальном признании новогодней елки.

Есть установка весело встретить Новый год, как говорил персонаж всем известного фильма «Карнавальная ночь». И началась подготовка. Если хвойных деревьев в лесу было достаточно, игрушек для ее украшения – днем с огнем не найдешь. Делали их вручную. В красноярском Литературном музее хранится уникальный экземпляр книги «Елка» 1939 года издания. В ней инструкция по изготовлению елочных игрушек. Новогоднее дерево предлагалось украшать танками, парашютистами, пушками, панорамами боя у озера Хасан и дрейфующей станции «Северный полюс». И фабричные игрушки в то время отражали реалии советской жизни. Так на макушке ели появилась красная пятиконечная звезда, а ветви украсили игрушки с серпом и молотом, космонавты (после полета Юрия Гагарина), кукуруза (во времена Хрущева).

Намного позже елки стали украшать стеклянными изображениями животных, овощей и фруктов, персонажей сказок.

Кстати, традиция отмечать Новый год сохранялась и в сложные годы Великой Отечественной войны. Тогда елочки украшали подручными материалами – бинтами и разукрашенными спичечными коробками (в них клали кусочки сахара в качестве подарка). Ленинградский завод лампочек стал выпускать лампы без цоколя – из них делали елочные игрушки.

Фото Олега КУЗЬМИНА

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
3 мая 2024
«100 фактов об Астафьеве»: фронтовая дружба
«Где же вы сейчас, друзья-однополчане, боевые спутники мои?» – спрашивает герой лиричной и когда-то очень популярной песни. Астафьев знал ответ
Без рубрики
3 мая 2024
Северный морской путь – уникальная трасса во льдах
Северный морской путь (СМП) – судоходный маршрут в Российской Арктике. Его можно отнести к достопримечательностям Красноярского края. Ведь он не
Без рубрики
3 мая 2024
Как решилась проблема с отходами лесопиления в Канске
Канский район считается одним из ведущих в сфере лесопереработки края. Но районный центр стал известен на всю страну не своими