Советский Союз был достаточно закрытым рынком. Это не было его плюсом – «железный занавес» тормозил не только социокультурные контакты, но и развитие экономики. Однако импорта на полках почти не было, и Союз, во всяком случае по части продовольствия, обходился своими силами. В крайнем случае на рынке оказывались болгарский перец, венгерский горошек и что-нибудь еще из Африки или стран соцлагеря.
Вернуть рынок себе!
Запад между тем давно уперся в потолок и искал новые рынки сбыта. И когда Союз распался, Россия пришла в Европу с протянутой рукой, Запад охотно подбрасывал ей символическую помощь: кредиты МВФ, облигации покупал или что-то еще. Однако неизменным условием, под которые Россия получала кредиты, было шаг за шагом открытие российского рынка для импортных товаров. В итоге продовольствие к началу 2000-х в России практически полностью завозилось из-за рубежа. В обмен на такую щедрость мы и членами «Большой восьмерки» стали, и в ОБСЕ нам посидеть разрешили, и даже с НАТО «по-партнерски» поговорить. Но по большому счету, российский рынок был сдан Западу, и продовольственная безопасность страны стремилась к нулю.
В 2000-х начался новый виток. Россия вернула большую часть долгов, набрала веса и заявила о себе как о равноправном партнере. Запад увидел в этом угрозу и под первым же благовидным предлогом начал закрывать свои рынки от российских товаров. Более того, в западных странах действует прямой запрет на поставку в Россию технологий. То есть российский резидент не может, например, купить последнее поколение технологий строительства нефтеперерабатывающего завода – западным компаниям просто запрещено их продавать. Внешнеэкономическая игра обострилась на фоне кризиса на Украине и переросла в совсем уж неприкрытую санкционную войну. Но Россия, вопреки обыкновению, на этот раз терпеть не стала и ответила: в июле президент объявил о встречном запрете поставок в Россию западного продовольствия. Надо ли говорить, какой ответный удар нанесла Россия западным экономикам?
Пора набирать очки
Но нокдаун Запада – его проблемы. Нам в этот момент следует подумать, как самим набрать очки. Что дает нашему сельхозпроизводителю зачистка рынка, пусть и временная, от западных продуктов? В первую очередь более легкий сбыт. То есть фермер теперь легче продаст свои товары, во всяком случае, математически это вроде бы так.
Но есть проблемы. Во-первых, чтобы больше продать, надо больше произвести, а это производственный рывок, на который не каждый способен. Во-вторых, крупные торговые сети с большой неохотой идут на контакт с местными фермерами, их интересуют гиперпартии товаров, а не 20-30 тонн моркови, выращенной в каком-нибудь небольшом хозяйстве Сухобузимского района. В итоге может статься, что и импорта на прилавках не станет, и российского продовольствия не прибавится. Проиграет в итоге потребитель – каждый из нас.
Что делать? Россия в сельскохозяйственном смысле – очень «пестрая» страна: каждый регион специфичен, и из Москвы всего не разглядишь. Поэтому центр активности в решении сельскохозяйственного вопроса находится в регионах, и быстрота реакции на временное потепление на рынке здесь принципиальна. Еще месяц назад – о санкциях тогда еще речи не шло – врио губернатора Виктор Толоконский дал поручение разработать комплексные подходы к развитию села. Заявил о дальнейшем увеличении объемов господдержки АПК, которое, правда, будет зависеть от пропорциональности роста доходов краевого бюджета. А на минувшей неделе первые шаги, учитывающие в том числе санкционную конъюнктуру, выкристаллизовались в распоряжении «О дополнительных мерах стимулирования роста объемов сельскохозяйственного производства и обеспечения населения качественными продовольственными товарами».
Врио главы региона предлагает несколько вполне конкретных первоочередных шагов:
1. Резко увеличить закуп сельскохозяйственной продукции у сельхозпроизводителей и населения (фактически создать государственный рынок сбыта, который позволил бы сельхозпроизводителям смелее планировать рост своего хозяйства: есть сбыт – значит производить можно больше).
2. Создать систему продовольственных ярмарок, где фермеры и даже просто дачники смогут продавать свою продукцию непосредственно населению – цивилизованно, легально, без посредников.
3. В интересах тех, кто сохранит привычку закупаться в мегамоллах, – подключить торговые сети к выработке мер, которые позволили бы попасть в розничную торговлю местным товарам.
4. Жестко контролировать цены, чтобы отбить охоту продавцам спекулировать на конъюнктуре.
Четыре простых по сути, давным-давно известных формулы впервые материализовались в виде документа, которому дан ход. Остается проверить их эффективность и убедиться, если кто еще не убедился, что местное молоко и масло, российские яблоки и груши заведомо свежее, чем привезенные из Прибалтики или, хуже того, из Западной Европы. Про диетическое правило есть только продукты, произведенные там, где ты живешь, упоминать и вовсе излишне – это известно, наверное, каждому.