Меню Поиск
USD: 76.81 -0.35
EUR: 89.66-0.31
№ 17 / 1195

Формы «мусорной реформы»

Фото Андрея Бурмистрова Реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами, известная в народе как «мусорная реформа», обсуждалась на разные лады весь 2019 год. На слуху она и сегодня, при этом разброс мнений очень большой – от утверждения, что «еще ничего и не начиналось», до «реформа меняет к лучшему не только облик населенных пунктов, но и психологию людей».

Истина, наверное, как всегда, где-то посередине. Но ход реформы сегодня надо не только оценивать, но и корректировать, хотя бы точечно. Об этом так или иначе говорили участники круглого стола на тему «О ситуации в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Красноярского края», который состоялся в Законодательном собрании. В ходе обсуждения не обошлось без дискуссий и даже пикировок, что лишь подчеркивало неравнодушное отношение к тем процессам, которые стартовали 1 января 2019 года…

В ТЕМУ

До 2028 года предстоит построить 12 новых и реконструировать 10 действующих полигонов ТКО, приобрести 15 обезвреживающих комплексов для северных и арктических территорий, организовать 12 сортировочных линий.

В начале обсуждения инициатор круглого стола председатель комитета по природным ресурсам и экологии Александр Симановский сразу обозначил главную задачу: необходимо, чтобы все участники «мусорной реформы» высказались о том, как она идет в Красноярском крае и что необходимо сделать, чтобы эта «перезагрузка» доставляла жителям меньше проблем…

«Один взгляд назад»

С ходом реформы участников круглого стола ознакомил министр экологии и рационального природопользования Павел Корчашкин. На 1 января 2020 года, как прозвучало, новой коммунальной услугой обеспечены 92% жителей региона. При этом 27 муниципальных районов и городов охвачены ею полностью, вместе с тем есть населенные пункты, где она не оказывается или оказывается частично.

Министерство экологии и рационального природопользования края утвердило новую актуализированную территориальную схему обращения с отходами. В связи с укрупнением технологических зон их осталось лишь 14 (ранее – 19).

В новой терсхеме пересмотрена потребность в специализированных объектах инфраструктуры. Сегодня в единый государственный реестр внесены 30 полигонов ТКО, есть 4 мусоросортировочных линии и 5 комплексов по обезвреживанию отходов. Как прозвучало, до 2028 года предстоит построить 12 новых и реконструировать 10 действующих полигонов ТКО, приобрести 15 обезвреживающих комплексов для северных и арктических территорий, организовать 12 сортировочных линий. Необходимый объем финансирования – 4 млрд 200 тысяч рублей.

Масштабы, конечно, впечатляют. Но как судят о «мусорной реформе» жители? Исключительно по тому, что видят в своем дворе и рядом с домом. Что касается контейнерных площадок, то сегодня Красноярский край оснащен ими лишь на 20 %, а контейнерным оборудованием на 18 %. К концу 2019 года в населенных пунктах края было обустроено более 900 новых контейнерных площадок, приобретено более 5 тысяч контейнеров. Но впереди большая работа: необходимы еще 10 тысяч площадок и 58 тысяч единиц контейнерного оборудования.

Северные и арктические территории требуют особого подхода к развитию инфраструктуры по обращению с ТКО. Суровые климатические условия делают экономически нецелесообразным строительство полигонов, поэтому предусмотрено использование мусоросжигательных комплексов. Пока речь идет о восьми установках по обезвреживанию отходов – заявка направлена в Минприроды РФ в 2019 году.

Особый вопрос – как на ход «мусорной реформы» реагирует население. Как сказал министр, количество тревожных обращений с начала 2020 года значительно снизилось (если сравнивать с аналогичным периодом 2019-го).

Среди вопросов, которые вызывают негативную реакцию, министр назвал, в частности, взимание с населения платы за непредоставленную коммунальную услугу и отказ регоператоров возить золу от частных домов с печным отоплением.

Ну и о деньгах. Средняя собираемость платежей за 2019 год – чуть больше 65 %, и это одна из самых острых проблем, характеризующих весь ход реформы.

Выступили и непосредственные участники мусорной реформы. Директор ООО «Красноярская рециклинговая компания» Илья Ильин отметил:

– Вынужден констатировать низкую платежную дисциплину населения, что негативно сказывается на работе компании. Кроме того, наблюдается нехватка мусорных баков.

В свою очередь, глава Минусинска Андрей Первухин сообщил, что после начала «мусорной реформы» жители 12 тысяч частных домов города массово сжигают мусор, а не утилизируют его. В связи с этим «над городом образуется смог».

«А чем же она хороша?»

Как напомнил Павел Корчашкин, в 2019-м министерство утвердило норматив накопления твердых коммунальных отходов. Но, поскольку идет масса обращений от населения, муниципальных образований и (больше всего!) от юрлиц, продолжается работа по установке «максимально справедливых» норм.

Вице-спикер Законодательного собрания Алексей Кулеш сразу спросил:

– Почему для банков и финансовых учреждений разница по норме накопления по разным районам в 47 раз?.. И как может ребенок дошкольного учреждения в Лесосибирской зоне накапливать 680 граммов мусора в месяц, а в Рыбинской – почти 12 килограммов?

После чего заявил, что подобные нормы, которые противоречат элементарной логике, надо пересматривать. Заместитель председателя комитета по делам села и агропромышленной политике Владислав Зырянов вступился за юг Красноярского края и рассказал историю, что регоператора нет, а мусором занимается, как и раньше, муниципальное предприятие, только стоимость услуг значительно выросла.

Сразу несколько краевых парламентариев среагировали на заявление об уменьшении количества обращений. Александр Глисков отметил: по данной теме «жалоб стало больше». Кроме прочего, прозвучало, что в некоторых территориях пока преобразования в области обращения с отходами выразились лишь в предъявлении населению значительных сумм за услугу, которая практически не оказывалась.

О недопустимости подобной практики говорил Вячеслав Каминский, одновременно он выразил тревогу по поводу темпов обеспечения контейнерами.

Зампредседателя комитета по бюджету и экономической политике Вера Оськина сказала, что вернулась из Балахты, где люди задавали больше всего вопросов о реализации «мусорной реформы». Также депутат сообщила, что даже в центре Красноярска можно увидеть грязные и мятые мусорные баки. Поддержал ее Павел Семизоров, отметив, что реформу надо начинать с наших дворов, где сразу необходимо устанавливать современное оборудование. Призвал краевой парламентарий и к выработке конкретики по поводу реформы в северных территориях…

В завершение круглого стола Александр Симановский попросил, чтобы участники состоявшегося разговора в течение недели направили свои предложения в профильный комитет. А как иначе, реформа – это дело общее.

Комментарий


Александр Симановский,

председатель комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного собрания края:

– Реформа по 89-му ФЗ в Красноярском крае не состоялась в том виде, в котором должна была состояться. Есть трудности, но есть и успехи. Сегодня на приобретение мусорных баков в краевом бюджете предусмотрено 168 млн рублей, полагаю, что после корректировки параметров краевой казны эта сумма будет увеличена до 200 млн, при этом заявок – на 800 млн рублей.

Мы сегодня реально перешли к осуществлению реформы по обращению с ТКО на территории края, у нас появились регоператоры, которые отвечают за обращение с отходами. Еще надо отметить, что там, где население платит за вывоз мусора, не появляются новые несанкционированные свалки.

Что касается сегодняшнего мероприятия, то мы собрались, чтобы послушать, что сделано министерством, какие есть проблемы в территориях и чем мы можем им помочь.

№ 17 / 1195

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео