В июне исполнится 42 года уникальному мотопробегу: за 62 дня десять сибиряков преодолели 15 200 км на стареньких личных мотоциклах. Для них это была дань памяти павшим землякам: маршрут построили так, чтобы найти все могилы ангарцев. О многих тогда родственники не знали ничего. Сейчас из всех участников пробега остался в живых только Александр Александрович МЕНЧИНСКИЙ.
Отыскать своих
Войну Александр Александрович встретил двухлетним мальчишкой на хуторе Любтов Житомирской области. Его отец, мельник, ушел воевать, когда немцы захватили этот район. Самое страшное воспоминание, оставшееся с маленьким Сашей на всю жизнь, – пытки девушки, которая, как считали немцы, была партизанской связной. Ни слова не сказала она – немцам удалось только узнать, что звали ее Таней.
– Стерся с земли наш хутор Любтов, – вспоминает он. – Сровнялась с землей одинокая могилка той девушки, которую фашисты живьем сварили в кипящей извести. Так никто и не узнал, кто она была и откуда родом.
Отец Александра вернулся в 45-м, а после войны семья перебралась в Сибирь. В 1973 году богучанский спортивно-технический клуб «Янтарь» совместно с Красноярским краевым комитетом ДОСААФ задумали мотопробег по местам боевой и трудовой славы Богучаны – Брест – Богучаны. Все мотоциклисты были не профессиональными спортсменами, а простыми рабочими из сибирской глубинки. В их числе оказался и 34-летний Александр, который на тот момент работал водителем лесовоза. 18 июня команда из девяти мотоциклистов на четырех мотоциклах «Урал» и одном «Иж-Юпитер» расписала на куртках маршрут: Богучаны – Красноярск – Москва – Ленинград – Рига – Вильнюс – Брест – Волгоград – Богучаны. И двинулись в путь.
– Я благодарен судьбе за то, что мне выпала честь попасть в состав команды и принимать участие в том знаменательном мотопробеге, не имеющем себе равных во всем Советском Союзе, – рассказывает Александр Александрович.
Главной задачей команды был поиск могил ангарцев, погибших во время Великой Отечественной войны. Можно сказать, это была одна из первых поисковых операций в стране.
– Мы разыскали 17 ранее неизвестных могил и привезли с них землю, которая сейчас хранится в Богучанском краеведческом музее. Это была ежедневная, кропотливая работа. На нашем пути встречались такие массовые захоронения, что волосы дыбом вставали, настолько было жутко. В Псковской области возле деревни Кресты нам показали захоронение 65 тысяч человек. Фашисты, отступая, полностью уничтожили лагерь военнопленных. У этой деревни нашли могилу родного дяди одного из участников нашего мотопробега – Дудина Николая из поселка Ангарского. Под Старой Руссой у села Василевщина на бетонной плите братской могилы обнаружили фамилию отца командира нашей команды – Чуринова Павла Павловича. Сын упал на колени и заплакал.
В память о шоферах
Путешествие началось с Богучан: на теплоходе команда спустилась по Ангаре на Енисей и высадилась у деревни Широкий Лог. Первой остановкой стал Новосибирск.
– Однажды, когда мы ехали через брянские леса, нас застала ночь, шел мелкий дождь, все промокли, до города оставалось километров восемьдесят. Было решено ставить палатку и ночевать. Подъехали к освещенному памятнику, на высоком рельсовом постаменте стояла полуторка, а по обе стороны дороги световое табло: «Водитель! Почти сигналом память погибших шоферов во время Великой Отечественной войны», – вспоминает Александр Александрович.
Группа отъехала от памятника в глубину леса, поставили палатку, легли спать. Но уснуть им не дали: по дороге союзного значения машины ехали одна за другой – и каждый хотел почтить память сражавшихся за Родину.
Путь домой
На всем пути поисковая группа встречала множество братских могил, памятников и обелисков. Особенно много – в Белоруссии, по которой германский кованый сапог прошел дважды. Поразило Александра Александровича отношение к могилам советских солдат в Прибалтике.
– В Литве в городе Паневежисе русское кладбище находится в лесопарковой зоне. Такого идеального ухода за могилами мы не встречали нигде больше. От домика сторожки справа стоит высокая стена. На мраморных колоннах этой стены сверху донизу выбиты фамилии наших солдат, павших за освобождение Паневежиса.
Кто бы мог подумать, сокрушается Александр Александрович, что когда-нибудь это отношение так изменится.
Мотопробег закончился 15 августа 1973 года в Красноярске, на площади Революции состоялся митинг-встреча – с телевидением, с общественностью и руководителями города. Были митинги в Богучанах и в родной Пинчуге.
– В деревне около памятника погибшим землякам собралось много народа. У большинства собравшихся кто-то погиб в Великую Отечественную. Люди с огромным вниманием слушали наш рассказ о поездке. И когда мы зачитали фамилии воинов-ангарцев, могилы которых посетили и привезли с них землю, к нам вышел участник войны Александр Иванович Левицкий и со слезами на глазах поблагодарил за то, что мы разыскали могилу его погибшего брата Степана.
По завершении мотопробега смонтировали кинофильм, который показали во всех поселках Богучанского района.
– С тех пор прошло больше 40 лет, и каждый год 9 Мая на митинге у памятника в честь погибших воинов звучат слова благодарности в мой адрес, и я ощущаю волнение и душевную гордость. Боже мой! Какую же прекрасную миссию мы тогда выполнили, раз ее люди так высоко оценили.
Сейчас Александру Александровичу 75 лет, у него трое детей, 10 внуков и один правнук. Все они знают историю о том, как в далеком 1974-м он с группой мотоциклистов отправился в Брест. Мотоцикл он водит до сих пор и только сокрушается, что пленка с фильмом об их поисковой операции пришла в негодность – восстановить ее, как ни старался, Александр Александрович не смог.