Этот день считается днем рождения Красноярской железной дороги – центрального звена Транссиба. В этом году она отмечает свое 115-летие.
Стальная магистраль вдохнула новую жизнь в десятки богом забытых сибирских деревень, превратила небольшие городки в крупные станции и помогла Сибири совершить индустриальный рывок.
Великую Сибирскую железнодорожную магистраль западные писатели, журналисты и бизнесмены называли в начале прошлого века «восьмым чудом света», «хребтом русского великана» и были правы. Стальная ось стала той экономической и духовной скрепой, благодаря которой выживала Россия в самые трудные времена.
«По просторам этим рельсы пролегли…»
Еще в середине XIX века высказывались предложения о строительстве железной дороги через всю Сибирь, но к реализации масштабного проекта приступили только к концу века, в 1891 году, когда, по словам министра путей сообщения С. Витте, в России перестали «ощущать недостаток инженеров, знания которых могли бы удовлетворить наивысшим потребностям современной техники».
Строить Транссиб решено было одновременно с двух концов: от Владивостока на Запад и от Челябинска на Восток, встретиться строители должны были на середине – там, где ныне пролегает Красноярская железная дорога.
Работа закипела. По 740 километров пути прокладывали в год, в итоге семь тысяч километров Транссиба проложили менее чем за десять лет. Темпы строительства поражают и сегодня. Преодолевали непроходимые болота и строили мосты через реки около 100 тысяч человек. Только на одном перегоне между Челябинском и Омском возвели 265 мостов.
Будущая Красноярская железная дорога входила в Средне-Сибирский участок длиной 1848 километров, пролегавший от Оби до Иркутска.
6 декабря 1895 года в Красноярск прибыл первый (пробный) поезд. Шел он из Томска пять суток, вел его паровоз мощностью 300 лошадиных сил (сегодня это мощность хорошего автомобиля), скорость состава не превышала 15 км/ч. Встречать его собрался почти весь Красноярск.
Но точкой отсчета истории Красноярской железной дороги стал другой поезд – прибывший в Красноярск из Новониколаевска (нынешнего Новосибирска) в январе 1899 года. Уже через три года открылось постоянное движение по линии Обь – Красноярск. Губернская газета «Енисей» писала тогда: «День этот должен начать новую эру Сибири вообще и Приенисейского края в частности». Так оно и случилось.
Новая эра Сибири
В начале XX века Красноярск стал важным транспортным узлом Сибирского пути, а железнодорожные мастерские и депо были самым крупным предприятием в Сибири – работали здесь 2000 человек. Население же Красноярска к 1910 году выросло в два раза и составило 50 тысяч человек. Неузнаваемо преобразились станция Мариинск и бывшее село Боготольское. Заурядный уездный город Ачинск стал крупным торговым центром. Население Канска с приходом туда железной дороги увеличилось вдвое – с семи до 14 тысяч человек, сегодня же это крупнейший промышленный и культурный центр, где более 100 тысяч жителей.
В годы революции железнодорожники Красноярска, Боготола, Канска стали главной движущей силой «народной войны», затем на их плечи легла тяжелая ноша восстановления железнодорожного хозяйства. Справились. И уже в 1925-м сдали в эксплуатацию новую линию Ачинск – Абакан протяженностью 459 километров. Железная дорога пришла в Хакасию и стала мощным стимулом для ее развития.
В годы индустриализации красноярские железнодорожники год от года наращивали объемы грузоперевозок, обновляли подвижной состав. С 1936-го по 1939 год погрузка на Красноярской железной дороге выросла на 90 % за счет набиравшего обороты стахановского движения. Благодаря труду железнодорожников на берегах Енисея появились десятки предприятий.
В 1936-м произошло знаменательное событие: Красноярская железная дорога была выделена из состава Восточно-Сибирской и Томской дорог и обрела свои нынешние контуры с границами от станции Мариинск до станции Тайшет. В этом же году в краевом центре начала работать Красноярская малая железная дорога, которая и сегодня в реконструированном, конечно, варианте радует ребятишек.
На повестке дня стоял вопрос о строительстве линии Абакан – Тайшет, но планы железнодорожников отодвинула война – к проекту вернулись лишь спустя десятилетия.
В годы войны на фронт ушли 16 тысяч работников магистрали. Те, что остались, приняли на себя колоссальную нагрузку: уже в первые месяцы войны с запада в край эвакуировали свыше 40 заводов и фабрик. Рабочие на плечах снимали с платформ многотонные станки и вручную катили вагонетки с оборудованием к месту установки. Показатели работы КрасЖД в военное время значительно превышают показатели мирных лет. Железнодорожники не только перевозили грузы, но и делали снаряды и мины. На средства, собранные работниками магистрали, была создана танковая колонна имени газеты «Красноярский железнодорожник». В годы войны в Красноярске выпускали поезда особого назначения – санитарные, танкоремонтные, мощные паровозы «Серго Орджоникидзе». Один из них в 1945-м возил на мирную конференцию в Потсдам правительственную делегацию СССР во главе со Сталиным.
Электровоз вперед летит
После окончания войны перед железнодорожниками встала задача как можно быстрее перестроиться на мирный лад работы. В первой послевоенной пятилетке на восстановление и развитие железных дорог России была выделена сумма, составлявшая 16 % от всего бюджета СССР. Ни до, ни после в истории железных дорог такого не было. Отдача от таких вливаний была огромной: дороги стали главной транспортной артерией страны, которая превратилась после войны в одну большую стройку. С 1950-го по 1960-й суточное количество погруженных вагонов на Красноярской дороге выросло более чем в два раза. В 1959-м открылось движение поездов по новой ветке Аскиз – Абаза, была сдана в эксплуатацию линия Новокузнецк – Абакан. В 1960 г. был сформирован и отправлен первый пассажирский поезд сообщением Абакан – Москва, позже ставший фирменным.
В это же время воплощается в жизнь масштабный проект электрификации Красноярской железной дороги. В 1964-м первый электровоз провел грузовой состав от Абакана до Аскиза. На последующее десятилетие Красноярская магистраль стала экспериментальной площадкой МПС по доработке новых серий электровозов, правил их эксплуатации и ремонта, а еще настоящей кузницей кадров для электрифицированного Транссиба.
В 60–80-е годы Красноярская железная дорога превратилась в мощное «государство в государстве» со своим жилищным фондом, детсадами, школами, больницами и магазинами. В это время в Красноярске на проспекте Мира было построено здание управления красноярского отделения, лабораторный корпус железнодорожного техникума и здание дорожной технической школы. Наряду с развитием социальной инфраструктуры развивалось и дорожное хозяйство. К середине 80-х практически исчерпала свои возможности линия Абакан – Тайшет, и на наиболее перегруженных участках были построены вторые пути, что продлило жизнь «трассе мужества».
Кризис 90-х не прошел бесследно для дороги: показатели основных видов деятельности снизились. Отрасль, зародившуюся в Российской империи и развившуюся в СССР, нужно было реформировать, чтобы приспособить к новым рыночным условиям. Итогом реформы стало создание в 2003 году ОАО «Российские железные дороги», первым президентом которого стал один из бывших начальников Красноярской железной дороги Геннадий Фадеев.
Путь в будущее
Сегодня Красноярская магистраль – центральное звено транспортной инфраструктуры Сибири, протяженность ее хода по Транссибу 780 км, по южному ходу Междуреченск – Тайшет – 960 км. Она проходит по четырем регионам: Красноярскому краю, Хакасии, Иркутской и Кемеровской областям. На предприятиях отрасли трудится около 50 тысяч человек. Каждый год пассажирами КрасЖД становятся более 8 млн человек. Более 80 % всей производимой на территории края продукции перевозится по магистрали, с 2002 года грузооборот дороги вырос в полтора раза.
Сегодня главная стратегическая задача железнодорожников – развитие пропускных способностей Красноярской магистрали. Реализуется масштабный проект по модернизации южного хода дороги Междуреченск – Тайшет. В рамках госпрограммы по модернизации БАМа и Транссиба запланировано обновление инфраструктуры на линии Мариинск – Тайшет.
Это необходимо для эффективного развития промышленности не только Красноярского края и Хакасии, но и всего Сибирского региона. А также для успешной реализации таких крупных инвестиционных проектов, как комплексное развитие Нижнего Приангарья и строительство железнодорожной линии Кызыл – Курагино.
В планах КрасЖД и продолжение проекта «Городская электричка», который будет способствовать созданию Красноярской агломерации. Крупнейшее предприятие края реализует и важные для региона социальные инициативы: железнодорожники строят жилые дома, детсады и школы в городах и поселках, обеспечивают работу краевого «поезда здоровья». Ведь где есть дорога, там есть жизнь. Так было во все времена, так и сегодня.