Где свобода, там творчество

Талант из-под палки не проявляется

Где свобода, там творчество Талант из-под палки не проявляется

Современное общество требует от нас новых подходов, креативности, как принято сейчас говорить: мы должны видеть выход там, где остальные не в состоянии его прощупать, создавать инновационные продукты и совершать научные открытия. Но все ли могут это делать? Ответ однозначен – не все, хоть и у каждого есть творческий потенциал, который можно развить.

Творчество, при всей его кажущейся простоте, остается загадкой для ученых. Оно позволяет растормошить наш мозг: когда человек творит, то есть создает то, чего не было раньше, нейроны формируют новые связи. Это перенастраивает наше поведение, лечит боли, снимает стрессы и помогает победить депрессию, даже самую черную: неспроста в реабилитации после самых разных болезней – от инсульта до наркомании – используется арт-терапия. Взрослые серьезные люди начинают сочинять стихи и писать картины. Кто-то даже меняет свою жизнь – становится художником в преклонные годы. Но творчество намного шире, чем просто искусство. Певец на сцене, врач в операционной, механизатор на поле – все они в равной степени творцы. Потому что все они подходят к своему делу с любовью, а результат их труда рождает радость, что и превращает самый обычный процесс в маленький шедевр. Поэтому зачастую разговор о талантах становится разговором о предназначении человека, о его пути. Ведь если дело не любимо, то, может быть, оно и не твое?

Как найти себя? Как увидеть, в чем талант наших детей? Нельзя заставить быть творческим человеком – невозможно полюбить что-то из-под палки, именно поэтому из стен художественных и математических школ зачастую выходят люди, ненавидящие живопись и точные науки. Творчество, уверены специалисты, возможно только там, где царит свобода. Где есть воля и простор для него.

– И уж кому, как не вам, красноярцам, быть творческими, – на одной из конференций негосударственных дошкольных учреждений говорила Вера Брофман, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, она одной из первых в нашей стране начала работать с одаренными детьми. – У вас же сосна до звезды достает, как у Фенимора Купера! У вас такие Столбы, такой Енисей, такие просторы! Дети должны быть там – и тогда они непременно проявят свою одаренность.

Но для этого нам нужно наконец-то выползти из душных серых городов – оторваться от цивилизации, к которой мы так привыкли, и отобрать у школьников планшеты, которые уже привели их к сенсорному голоду: мозг человека, особенно в нежном возрасте, не развивается – не образует новые нейронные связи, если он не делает ничего руками – не пилит, не строгает, не вышивает. А ведь многие современные дети, кроме смартфона и ложки, вообще ничего в руках не держали. И поэтому, уверена Вера Брофман, творить не могут. Мальчишек и девчонок нужно выпустить в леса и луга, научить разводить костер и наблюдать за птицами, лазать на деревья и плавать в холодных сибирских речках, мастерить рогатки и собирать гербарии – обучить всему тому, что умели мы, счастливые советские школьники. Познакомиться с главным нашим творцом – величественной сибирской природой. И тогда они проявят себя и в искусстве, и в науке. Да и нас научат пользоваться гаджетами – все-таки в современном мире это тоже важно.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного