Эта мысль красной линией прошла сквозь все мероприятия, приуроченные ко Дню геолога. Ее развивали на международной выставке «Недра-2014» специалисты ведущих компаний отечественного рынка полезных ископаемых. Об этом говорили министры, ученые и руководители горнодобывающих предприятий на праздничном заседании коллегии федерального агентства по недропользованию. Россия богата полезными ископаемыми, но большая их часть до сих пор не разведана и не изучена. Что мешает нам сделать природные богатства фактором экономического прорыва?
Добыча – основа экономики
Экономические санкции Запада в отношении России – уже не прогнозы, а реальность. Владимир Путин на состоявшемся недавно съезде РСПП сказал, что в новых условиях развитие отечественной промышленности должно стать общей задачей власти и предпринимателей.
– Россия должна быть конкурентоспособной по всем ключевым параметрам деловой среды. Поэтому мы продолжим создание максимально благоприятных условий для инвестиций, для становления новых производств. Будем оказывать необходимую поддержку нашим компаниям, в том числе по выходу на глобальные рынки, отстаивать их интересы через механизмы ВТО, другие правовые формы. Исходим из того, что конкурентоспособность отечественного бизнеса – это залог национальной конкурентоспособности в целом, – отметил президент.
Несмотря на бурное развитие высокотехнологичных отраслей, основу российской экономики все еще составляет добывающий сектор. Россия обладает самым мощным в мире потенциалом полезных ископаемых, занимает первое место в мире по запасам газа, железных руд и никеля. Но проблема в том, что из-за несовершенства законодательства большинство горнодобывающих предприятий не спешат вкладываться в геологоразведку, предпочитая работать на месторождениях, открытых еще несколько десятилетий назад. За последние 20 лет объемы финансирования региональных и поисковых работ в России снизились в шесть раз. За пределами нефтегазового сектора активно инвестируют в разведку новых месторождений лишь Уральская ГМК, Норильский никель и Металлоинвест.
Камень преткновения
Однако даже те компании, которые готовы тратить миллиарды на геологоразведку, не всегда получают адекватный своим вложениям результат. Причина тому – правила получения лицензии на разработку месторождений. С 2008 года согласно Закону РФ «О недрах» все площади, даже без наличия подтвержденных запасов, содержащие лишь «проявления» никеля, кобальта и металлов платиновой группы, подпадают под категорию «участки недр федерального значения». В итоге невозможно получить лицензию на геолого-разведочные работы и конвертировать ее затем в разрешение на добычу. Месторождения федерального значения получает право разрабатывать тот, кто даст за это большую цену на торгах.
Яркий пример тому – ситуация с Масловским платиново-медно-никелевым месторождением. ГМК «Норильский никель» провела там геолого-разведочные работы и в 2009 году поставила месторождение на государственный баланс. Но, потратив сотни миллиардов рублей на разведку и оценку запасов, сегодня Норникель вынужден участвовать в аукционе на право разработки месторождения. И это не единичный случай в стране. Отсюда – замедление темпов роста в горнодобывающей отрасли и металлургии.
Принимая новую стратегию, Норильский никель обозначил увеличение размеров инвестиций в геологоразведку одним из главных приоритетов. Компания готова удвоить объем средств, направляемых на геологические работы на Таймыре. Но промышленникам, и это логично, нужны гарантии. Поэтому в конце прошлого года Норникель направил премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву свои предложения по изменению сложившейся ситуации. Специалисты ГМК считают, что, если территории с неразведанными запасами цветных металлов не будут изначально считаться участками недр федерального значения, это будет стимулировать развитие геологоразведки, а значит, ускорит темпы роста в горнодобывающей и металлургической отраслях. К предложению Норникеля в федеральном правительстве отнеслись с пониманием, соответствующие поправки в закон «О недрах» уже одобрены депутатами Госдумы в первом чтении.
Не прожить без геологов
Валовая потенциальная емкость запасов полезных ископаемых на территории Красноярского края оценивается более чем в 2,3 трлн долларов. В нашем крае – крупнейшие в России месторождения никеля, платиноидов, меди, кобальта и свинца. В недрах края залегает 63 вида металлов, имеющих промышленное применение, геологам известно о 10 тыс. месторождений, но, по словам специалистов, это капля в море. В одном только Норильском промышленном районе остаются неразведанными около 70 % территорий. Это «золотой запас» не только Красноярского края и Сибири, но и всей страны, гарантия стабильного развития России и наша возможность не опасаться возможных санкций Запада. Поэтому изучить, разведать эти земли и запустить там новые проекты – задача стратегической важности. А значит, перенастройка законодательства под интересы геологоразведчиков и горнодобывающих компаний, готовых вкладываться в разработку новых месторождений, жизненно необходима. Сидеть на мешке с деньгами и не иметь возможности брать оттуда монеты по меньшей мере неразумно.
Александр СИМАНОВСКИЙ, депутат ЗС края, председатель комитета по природным ресурсам и экологии
Законопроект «О внесении изменений в ст. 2.1 Закона РФ «О недрах», который рассматривается сейчас Госдумой и уже принят в первом чтении, очень важен для будущего России и Красноярского края. В действующей редакции Закона РФ «О недрах» все участки, на которых были обнаружены проявления золота, алмазов и металлов платиновой группы, автоматически относились к участкам федерального значения, независимо от объемов запасов этих ресурсов. Федеральные участки предоставляются для разработки только по аукциону. И далеко не всегда их выигрывали те, кто действительно имеет силы и возможности добывать платину, золото или алмазы, платить налоги и создавать инфраструктуру, в том числе социальную. Такая сложная схема получения участков в разработку привела к тому, что хозяйствующие субъекты не заинтересованы сегодня вкладываться в геологоразведку. Данный законопроект позволит изменить ситуацию. Он должен четко разделить понятия «проявления» и «запасы». При «проявлениях» предприятие получает лицензию на региональном уровне (что намного проще и быстрее), а когда подтверждаются запасы, тогда уже получает лицензию федеральную. Большим стимулом для геологоразведки стало бы введение сквозных лицензий, когда компания получает право на геологическое изучение и последующую разработку месторождения.
Для Красноярского края это очень актуально, учитывая, что на нашей территории есть месторождения и золота, и платины, и редкоземельных металлов, а северные территории края до сих пор не изучены геологами. Мы надеемся, что в ближайшее время этот законопроект будет принят Госдумой и подписан президентом, а геологоразведка Красноярского края получит мощный импульс для развития, что придаст ускорение краевой экономике.