Еще в июне здесь была тишь да гладь. Лениво плескался спокойный у берегов Енисей. Редкие рыбаки пытали удачу на утренней зорьке. Даже железнодорожный мост как-то чутко и деликатно постукивал колесами уходящих поездов, стараясь ничем не нарушить идиллию. За четыре месяца все изменилось решительно и бесповоротно. Специалисты мостоотряда № 7 – красноярского филиала ОАО «Сибмост» – ударными темпами возводят четвертую переправу через великую реку. Сооружение, сдачи которого с нетерпением ждет каждый житель миллионного мегаполиса – не важно, автовладелец он или безлошадный пешеход.
Путь навстречу
– Ну зачем терпеть, задыхаться в автомобильных пробках так долго, целых три года? Может, есть способы и решения, чтобы ускорить строительство? – атаковали журналисты губернатора Льва Кузнецова, приехавшего лично проконтролировать состояние дел на стройке.
– Мост – это сложный технологический объект. Поэтому очень важно соблюдать здоровые пропорции «время – технологии», – терпеливо объяснял глава региона. – Конечно, хотелось бы вообще построить его за год – настолько он нужен Красноярску. Но практика мостостроения показывает, что люди пока не научились возводить подобные объекты так быстро. Прорывных технологий, чтобы 40 месяцев превратить в 20, еще не придумали. Поэтому 2015 год – реальный срок сдачи, причем очень сжатый.
Между тем мостоотрядовцы, словно почувствовав порыв и ожидания красноярцев и примерив их на себя, уже частично выполняют объемы января. Работы ведутся на 13 опорах из 15 предусмотренных проектом. На одних – бурят, на других устанавливают монолитные железобетонные ростверки (верхние части свайного фундамента, распределяющие нагрузку на основание), на третьих монтируют тело опоры.
На добрых 200 метров врезалась в Енисей со стороны улицы Дубровинского гравийная коса. По ней движутся туда-сюда многотонные самосвалы, со скрежетом вгрызаются в грунт мощные буровые установки Bauer.
– Уровень воды в Енисее нынче ниже обычного (глубина реки в месте бурения свай всего полтора метра), завести плот с техникой оказалось невозможным. Поэтому отсыпали полуостровок, – комментрирует технологическое решение министр транспорта края Сергей Еремин.
Вдали, на правом берегу, точно такой же полуостров тянет свой язык со стороны Свердловской. Видны снующие фигурки рабочих, поднимаются и тают в небе сизые облачка дизелей. Ах, как хочется, чтобы эти два рукава соединились – и как можно скорее! А пока можно просто помахать дорожникам рукой.
Тонны и кубометры
19 июля, в день предыдущего посещения губернатором стройплощадки, на ней было уложено только 700 кубометров железобетона. А сегодня уже 6 000. Новый год мостовики планируют встретить десятитысячным показателем. Маховик раскрутился и уже вряд ли прекратит движение – в декабре здесь рассчитывают приступить к монтажу пролетов. Первые 350 тонн металла обещает поставить Назаровский завод металлоконструкций. И тогда мост начнет принимать осязаемые, привычные глазу черты.
Попутно ведется подготовка к строительству дорожных развязок на подъезде к сооружению – оно начнется уже в следующем году. Для жителей, чьи дома на берегу попадают под снос, готовят 168 квартир в Покровском и Николаевском микрорайонах. Новоселье – не за горами.
Новая идеология
После посещения мостовой стройплощадки губернатор подвел итоги дорожно-строительного сезона на совещании с краевыми дорожниками. Представители отрасли рассказали губернатору о своей работе в 2012 году и планах на перспективу.
– Новая идеология нашего дорожного комплекса под девизом «Единый край – единые дороги» меняет все основные подходы к формированию программы строительства и реконструкции автомагистралей, – доложил Сергей Еремин. – Все 43 тысячи километров краевых автотрасс должны эффективно работать на благо населения.
Вот одно из новшеств, принятых в этом году, – теперь существенная доля средств из дорожного фонда (4 млрд рублей) выделяется муниципальным образованиям на содержание и развитие улично-дорожной сети. Начата модернизация подъездов к селам и деревням региона – уже приведены в должное состояние четыре таких автодороги. Спустя годы забвения обратили внимание на восстановление подъездных путей к садоводческим обществам – красноярцы сами выбирали, какие из них нужно отремонтировать в первую очередь. И, конечно, строительство наших ключевых объектов, которые станут составной частью первого транспортного кольца столицы края: четвертый мост через Енисей, путепровод на улице Авиаторов, реконструкция 2-й Брянской.
– Объем финансирования дорожной отрасли постоянно увеличивается, но, к сожалению, даже очень большие деньги не гарантируют достойного результата, – подчеркнул губернатор. – Были случаи, когда асфальт укладывали и в дождь, и в снег, латали дыры вместо нормального технологического ремонта. В руках дорожников – современное оборудование, позволяющее при любых температурах вырезать проемы, грамотно готовить асфальтовую смесь и правильно ее укладывать. Поэтому динамика качества должна расти не в арифметической, а в геометрической прогрессии. Мы будем этого добиваться, расширяя позитивную практику и искореняя негативную.