Одно из основных направлений работы в этой должности – развитие инноваций, высшей школы и науки в регионе. Ранее считалось, что в традиционно сырьевом регионе эта сфера «имеет право» на отставание. О своем видении проблем и их решений в этой области Рязанцева рассказала в интервью корреспонденту «НКК».
На стыке наук
– Наталья Владимировна, ранее вы руководили наукой и инновациями в вузе. Университетская среда все-таки отличается от работы во власти – тут, наверное, свободы меньше? Сразу приняли предложение губернатора?
– Я глубоко убеждена, что свобода в образовании, научных исследованиях, инновациях – непременное условие для развития. А степень свободы в профессиональной среде зависит во многом от руководителя и того, какие задачи он ставит. Вы знаете, что Новосибирская область, которой раньше руководил наш губернатор, имеет развитый сегмент науки, высшего образования и инноваций. Многие прорывные преобразования в этой сфере реализованы именно при Викторе Александровиче Толоконском. И, к слову, во многом благодаря стилю управления, а именно культивированию среди подчиненных креативности, профессионализма и ответственности. Собственно, этого губернатор требует и сейчас в нашем регионе – от меня, от всех членов правительства в целом… Решать задачи по развитию инновационной среды иначе и нельзя. Простые исполнители здесь не нужны.
– Есть отличия нашего края от других регионов в инновационной сфере? И каковы главные задачи?
– С одной стороны, в Красноярском крае развитие инновационного направления осложнено гипертрофированной ролью сырьевой экономики. Но, с другой стороны, создание новой экономики, основанной на знаниях, является непременным драйвером роста Красноярского края. Именно уровень развития научно-образовательного комплекса и человеческого капитала будет определять через 5–10 лет конкурентоспособность края.
Замечу, здесь есть самое главное, чего нет в других территориях: крупные потенциальные заказчики образования и исследований – финансово-промышленные группы и госкорпорации. Главная задача сегодня – выстроить диалог между бизнесом, вузами и наукой. Это очень интересно, хотя и сложно
– Но согласитесь, о выстраивании такого диалога говорится уже давно, и несмотря на некоторые сдвиги, воз и ныне там…
– В предыдущие годы в регионе было создано немало элементов инновационной инфраструктуры. К примеру, СФУ – это ведь самая настоящая инновация в образовании. Много сделано, и еще многое предстоит сделать. Это проект развития, который должен задавать тон другим университетам.
Ну и, конечно, Красноярский региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор, инжиниринговые центры, центры прототипирования, молодежного инновационного творчества… Очень важно, что край в свое время получил поддержку Федерации по развитию территориального инновационного атомно-космического кластера в Железногорске.
Все это пока лишь отдельные элементы, которые уже работают. Но сегодня нужно, чтобы весь этот пазл сложился в единую эффективную инновационную систему.
– Какие еще задачи стоят перед вами? Что нужно изменить в системе?
– Сейчас крайне важно разработать стратегию развития научно-образовательного комплекса Красноярского края с горизонтом планирования 10–15 лет, определив при этом четкие технологические приоритеты территории и проекты развития. Необходимо разработать эффективную систему поддержки исследовательской и внедренческой деятельности, государственного регулирования инновационной системы края. Для реализации этих стратегий создается агентство науки и инновационного развития Красноярского края.
При этом важно преодолеть ряд системных проблем. Так, среди красноярских вузов, к примеру, не в полной мере развита кооперация – между самими учебными заведениями, научно-исследовательскими институтами… Подчеркну, речь не о слиянии, объединении или поглощении, а исключительно о совместной работе.
Недостаток кооперации уже привел к тому, что в крае явный дефицит междисциплинарных образовательных программ, формирующих уникальные компетенции, а также научно-технологических проектов, которые можно было бы развернуть между университетами.
– Что за междисциплинарные программы? Вот учат же врачей в медуниверситете, педагогов в педагогическом…
– Давайте для примера возьмем медицину. Сегодня все новые медицинские технологии генерируются только на стыке наук. И я могу привести вам десятки образовательных программ, которые требуют совместных компетенций. Медицинское приборостроение – нужны знания как врачей, так и инженеров. Биосовместимые материалы, клеточные технологии, ядерная медицина, биоинформатика, телемедицина…
Уже сегодня в крае планируются к реализации проекты, которые требуют подобных компетенций. Так, на прошедшем КЭФ обсуждались практические шаги создания в Красноярске протонного центра совместно с ФМБА и чешской компанией INGOS. Реализация этого проекта нуждается в специалистах в области ядерной медицины. Поэтому уже сегодня нужно развертывать сетевые образовательные программы между Красноярским медуниверситетом, СФУ и Сибирским клиническим центром ФМБА.
Учиться и переучиваться
– А что с другими вузами в крае?
– Подобные проекты есть почти в каждой отрасли. Потому вузы должны соответствовать веяниям времени. Конечно, некоторые из них требуют перенастройки. К примеру, очень серьезная работа идет в аграрном университете. Совместно с краевым минсельхозом мы работаем над тем, чтобы максимально интегрировать вуз в отрасль, чтобы он соответствовал запросам агропромышленного комплекса. Для этого профильное министерство и сам бизнес должны стать заказчиком кадров, технологий, новых разработок.
Интересный проект по реализации непрерывной модели педагогического образования разворачивается в КрасГПУ при поддержке министерства образования края…
– Иногда можно слышать о том, что вузы готовят не тех, что их нужно переучивать. В чем проблема?
– У университетов есть определенный набор программ, который, к сожалению, не подстроен под нужды бизнеса. Все потому, что нет полноценного диалога между высшей школой и компаниями. Вузы должны перейти со «стратегии предложения» на «стратегию спроса», а бизнес – инвестировать в образование. Помочь выстроить этот диалог – задача власти. Сегодня в краевом правительстве создается рабочая группа по включению вузов нашего края в программы инновационного развития госкорпораций и крупного российского бизнеса.
– Но как заставить обычного студента что-то разрабатывать?
– Это уже другой вопрос. В молодежной среде нужно формировать моду на исследования и разработки, на создание собственных инновационных компаний на их основе. Пока такого культа инновационного предпринимательства в Красноярске, к сожалению, нет. Но надеюсь, в скором времени все изменится. Здесь очень важно рассказывать про успехи инноваторов, компаний, об открывающихся возможностях и достижениях.
Милости просим
– Какие еще проблемы есть у высшей школы края?
– Низкий уровень интернационализации.
– Но ведь куча программ международных, у нас учатся студенты из-за рубежа…
– Все правильно, но интернационализация начинается с активного использования иностранного языка преподавателями и студентами. В лучших российских университетах уже преподают дисциплины на английском для российских студентов. Подчеркну, речь не об иностранном языке как предмете, а именно о чтении лекций на английском. И это верно, потому что ребята, которые там учатся, интегрированы в коммуникативную международную среду – они имеют возможность свободного доступа к лучшим мировым базам знаний и практикам. В Красноярске пока такого нет.
К тому же не стоит забывать и о практике двойных дипломов, когда между российским и зарубежным университетами формируется общая образовательная программа. Именно здесь реализуется так называемая сборка компетенций.
Очень хорошо себя зарекомендовала практика приглашения ученых из-за рубежа.
– А вы не боитесь, что красноярец со знанием языков, повидавший мир, пообщавшийся с мировой научной элитой…
– Уедет? Нет, не боюсь. Более того, все топовые университеты в мире основаны на принципе академической мобильности – максимальной миграции преподавателей, приглашении лучших профессоров со всего мира. Университеты борются за таланты на глобальных рынках – как за студентов, так и за преподавателей.
Студент останется, если понимает, что он получит конкурентоспособное образование и может себя реализовать в региональной экономике. Нужно развивать человеческий капитал, среду и экономику в нашем крае. А университет – это как раз один из инструментов, который нам в этом помогает.
Наталья Владимировна РЯЗАНЦЕВА, заместитель председателя правительства Красноярского края.
В 1995 году с отличием окончила лечебный факультет Сибирского государственного медицинского университета.
В 1997 году защитила кандидатскую диссертацию, в 2001 году – докторскую диссертацию.
В 2002 году организовала и возглавила кафедру СибГМУ, в 2005 году – НОЦ молекулярной медицины.
С 2006 года стала проректором по стратегическому развитию, инновационной политике и науке СибГМУ (по 2014 год).
В 2006 году присуждено ученое звание профессора.
Является известным специалистом в области молекулярной медицины и патофизиологии. Автор свыше 500 научных работ.
Подготовила 13 докторов и 39 кандидатов наук.
Окончила президентскую программу подготовки управленческих кадров. Прошла обучение по программе «Менеджмент в научно-образовательной сфере» (присвоена степень Master of Business Administration), по программе «Новые лидеры высшего образования» в Московской школе управления «Сколково».
В октябре 2014 года назначена на должность советника губернатора Красноярского края по высшему образованию, науке и инновационной политике.