С Анжеликой Сигуней я познакомилась в 2011 году, тогда она председательствовала в общественной палате коренных и малочисленных народов Севера Гражданской ассамблеи Красноярского края. Благодаря множеству кочевых родственников представительнице ненецкого народа проблемы коренных малочисленных народов Севера известны не понаслышке. Нынче, будучи в Дудинке, я вновь встретилась с Анжеликой. Она призналась: общественную работу пришлось оставить. Недавно Сигуней стала директором КГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дудинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Теперь все ее усилия направлены на улучшение положения ребятишек с проблемами развития, которые приезжают учиться из отдаленных таймырских поселков.
Знать, как рыбу ловить
В конце августа в Дудинке полярные сумерки – уже и не день, но еще и не ночь. В 11 часов вечера Анжелика Сигуней, директор Дудинской коррекционной школы-интерната, еще на работе. С ходу предлагает: «Давайте я вам школу покажу». Здание ждет прибытия ребятишек – покрашены стены и полы, расставлены и аккуратно застелены кровати в спальнях. Анжелика открывает кабинет технологии и с удовольствием отмечает: «Мой родной». Она уже много лет ведет уроки труда в коррекционной школе-интернате. Ее предмет с национальным уклоном – девочки обучаются декоративно-прикладному искусству кочевых народов Севера.
– Человек с годами мудреет, – замечает Анжелика Сигуней. – Понимает, что невозможно разорваться на части. Вот и меня сейчас волнует специальная педагогика, дети с проблемами в развитии. Мне хочется, чтобы их мир был шире, чем квартирка или балок. Для коренных очень важны предметы с национальным уклоном. Ведь наша задача – научить этих ребятишек жить и обеспечивать себя.
У девочек – прикладное творчество, у мальчиков – охота и рыболовство. Инструктор по труду (тоже из коренных) Андрей Бетту учит мальчишек изготавливать лодки, снасти. Уже к концу седьмого класса учащиеся дружно выходят на рыбалку. В апреле идет подледный лов, в сентябре удят с берега. Директор интерната с удовлетворением отмечает: «Получается». В прошлом году проект по обучению детей коренных малочисленных народов Севера рыбалке и охоте выиграл грант «Норильского никеля». На полученные средства школа заказала балок. Поставят на берегу, чтобы ребятишки могли жить в естественных условиях, обучаться быту кочевников.
Конечно, преподают в школе и математику с литературой, ведь дети должны уметь считать и читать. Но не всем это дается.
– Хотя у каждого есть своя изюминка, – улыбается Анжелика Сигуней. – Кто-то прекрасно рисует, кто-то стихи читает, но при этом считать никак не научится. Но для нас все дети чудесные.
Нынче в Дудинской коррекционной школе обучается 95 ребятишек. Раньше было больше детей – и 100, и 120 учеников. Дело вовсе не в том, что развитие ребятишек Таймыра улучшилось. В последние годы проблема труднодоступности отдаленных поселков встает остро не только перед населением, но и перед психолого-медико-педагогической комиссией. Нет у нее возможности выехать в тундру, чтобы обследовать первоклашек и дать правильные рекомендации по их обучению. Вот и получается: ребенок постепенно деградирует, не получая помощи психологов, олигофренопедагогов и воспитателей.
– В этом году у нас только 24 ребенка из отдаленных поселков, – рассказывает директор Дудинской коррекционной школы. –У родителей нет денег доехать до Дудинки, чтобы провести диагностику ребенка, билеты дорогие. А муниципальной комиссии не выделяются средства на командировки в поселки.
Мы же кочевые
Еще недавно олигофренопедагоги Таймыра констатировали: большинство детей с задержкой в развитии приезжало из поселков, где в советский период вводилась принудительная оседлость. Тогда людей насильно отлучали от оленеводства. Еще один фактор заболевания детей – смешанные браки, процветавшие среди коренных малочисленных народов Севера. Когда женятся друг на друге двоюродные и троюродные братья и сестры, кровь смешивается не в лучшую сторону. Кстати, это также последствие оседлого образа жизни. Нет кочевки – нет выбора невест.
– Детей из кочующих семей в последние годы у нас практически нет, – рассказывает Анжелика Сигуней. – Сейчас в Тухардской и Носковской тундре работают кочевые школы, в которых обучаются дети оленеводов. Школа кочует вместе с семьей. Возможно, это хорошо, но я рассуждаю как дефектолог. Если учитель не знает, как помочь ребенку, – либо педагога необходимо обучить, либо малышу предоставить возможность учиться в специализированном учреждении.
Эта представительница ненецкого народа родилась в городе, да и родители ее давно осели в Дудинке – получили образование, работали. Но бабушка с дедушкой, дяди и тети кочевали.
– Я каждую весну жду, когда наступит День оленевода, – признается Анжелика. – Беру на работе дни в счет отпуска, сажусь на «Буран» и еду к родственникам в Тухардскую тундру. Там старые знакомые, родственники, олени. И главное – простор. Тундра – это больше, чем дом. В тундре идешь, и тебя качает, потому что мох мягкий. Ты как на волнах. Тундровики – народ интересный. Мне иногда кажется, что они с другой планеты, хотя все – мои родственники.
На вопрос, сколько у нее родственников, Анжелика только рукой машет – много. У дедушки две жены было (мог содержать), у одной 13 детей и у другой 14. Вот и считайте, сколько от них дядь и теть, братьев и сестер родилось.
– А я хоть и городской житель, но каждое лето родители отправляли меня в тундру к бабушке. Тундра стала для меня пионерским лагерем на все школьные каникулы. Наш род начинается от дедушки по материнской линии – Михаила Афанасьевича (так его окрестили). Прожил он больше 100 лет и прозвище имел Икче Вэсэку (старик без шеи), а фамилию Чор.
С жаждой солнца
– И все же детям тундры просто необходимо солнце, – замечает директор Дудинской коррекционной школы. – Меня обижает то, что наши ребятишки не могут летом выехать на отдых в лагерь даже на юг Красноярского края.
Все дело в противоречии двух государственных документов: в Конституции записано: «каждый имеет право на отдых», а медики утверждают, что ребенок с неврологическим диагнозом не может находиться в оздоровительном лагере вместе с обычными детьми.
Анжелика Сигуней эту проблему считает вполне решаемой. Стоит только создать в лагерях специальные группы и откомандировать туда в качестве воспитателей олигофренопедагогов. Перед собой она поставила задачу решить эту проблему. С ее упорством – получится.
Фото: Олег Кузьмин