Тундровики с другой планеты <p>Каждый оседлый – в душе оленевод</p>

Тундровики с другой планеты <p>Каждый оседлый – в душе оленевод</p>

С Анжеликой Сигуней я познакомилась в 2011 году, тогда она председательствовала в общественной палате коренных и малочисленных народов Севера Гражданской ассамблеи Красноярского края. Благодаря множеству кочевых родственников представительнице ненецкого народа проблемы коренных малочисленных народов Севера известны не понаслышке. Нынче, будучи в Дудинке, я вновь встретилась с Анжеликой. Она призналась: общественную работу пришлось оставить. Недавно Сигуней стала директором КГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Дудинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». Теперь все ее усилия направлены на улучшение положения ребятишек с проблемами развития, которые приезжают учиться из отдаленных таймырских поселков.

Знать, как рыбу ловить

В конце августа в Дудинке полярные сумерки – уже и не день, но еще и не ночь. В 11 часов вечера Анжелика Сигуней, директор Дудинской коррекционной школы-интерната, еще на работе. С ходу предлагает: «Давайте я вам школу покажу». Здание ждет прибытия ребятишек – покрашены стены и полы, расставлены и аккуратно застелены кровати в спальнях. Анжелика открывает кабинет технологии и с удовольствием отмечает: «Мой родной». Она уже много лет ведет уроки труда в коррекционной школе-интернате. Ее предмет с национальным уклоном – девочки обучаются декоративно-прикладному искусству кочевых народов Севера.

– Человек с годами мудреет, – замечает Анжелика Сигуней. – Понимает, что невозможно разорваться на части. Вот и меня сейчас волнует специальная педагогика, дети с проблемами в развитии. Мне хочется, чтобы их мир был шире, чем квартирка или балок. Для коренных очень важны предметы с национальным уклоном. Ведь наша задача – научить этих ребятишек жить и обеспечивать себя.

У девочек – прикладное творчество, у мальчиков – охота и рыболовство. Инструктор по труду (тоже из коренных) Андрей Бетту учит мальчишек изготавливать лодки, снасти. Уже к концу седьмого класса учащиеся дружно выходят на рыбалку. В апреле идет подледный лов, в сентябре удят с берега. Директор интерната с удовлетворением отмечает: «Получается». В прошлом году проект по обучению детей коренных малочисленных народов Севера рыбалке и охоте выиграл грант «Норильского никеля». На полученные средства школа заказала балок. Поставят на берегу, чтобы ребятишки могли жить в естественных условиях, обучаться быту кочевников.

Конечно, преподают в школе и математику с литературой, ведь дети должны уметь считать и читать. Но не всем это дается.

– Хотя у каждого есть своя изюминка, – улыбается Анжелика Сигуней. – Кто-то прекрасно рисует, кто-то стихи читает, но при этом считать никак не научится. Но для нас все дети чудесные.

Нынче в Дудинской коррекционной школе обучается 95 ребятишек. Раньше было больше детей – и 100, и 120 учеников. Дело вовсе не в том, что развитие ребятишек Таймыра улучшилось. В последние годы проблема труднодоступности отдаленных поселков встает остро не только перед населением, но и перед психолого-медико-педагогической комиссией. Нет у нее возможности выехать в тундру, чтобы обследовать первоклашек и дать правильные рекомендации по их обучению. Вот и получается: ребенок постепенно деградирует, не получая помощи психологов, олигофренопедагогов и воспитателей.

– В этом году у нас только 24 ребенка из отдаленных поселков, – рассказывает директор Дудинской коррекционной школы. –У родителей нет денег доехать до Дудинки, чтобы провести диагностику ребенка, билеты дорогие. А муниципальной комиссии не выделяются средства на командировки в поселки.

Мы же кочевые

Еще недавно олигофренопедагоги Таймыра констатировали: большинство детей с задержкой в развитии приезжало из поселков, где в советский период вводилась принудительная оседлость. Тогда людей насильно отлучали от оленеводства. Еще один фактор заболевания детей – смешанные браки, процветавшие среди коренных малочисленных народов Севера. Когда женятся друг на друге двоюродные и троюродные братья и сестры, кровь смешивается не в лучшую сторону. Кстати, это также последствие оседлого образа жизни. Нет кочевки – нет выбора невест.

– Детей из кочующих семей в последние годы у нас практически нет, – рассказывает Анжелика Сигуней. – Сейчас в Тухардской и Носковской тундре работают кочевые школы, в которых обучаются дети оленеводов. Школа кочует вместе с семьей. Возможно, это хорошо, но я рассуждаю как дефектолог. Если учитель не знает, как помочь ребенку, – либо педагога необходимо обучить, либо малышу предоставить возможность учиться в специализированном учреждении.

Эта представительница ненецкого народа родилась в городе, да и родители ее давно осели в Дудинке – получили образование, работали. Но бабушка с дедушкой, дяди и тети кочевали.

– Я каждую весну жду, когда наступит День оленевода, – признается Анжелика. – Беру на работе дни в счет отпуска, сажусь на «Буран» и еду к родственникам в Тухардскую тундру. Там старые знакомые, родственники, олени. И главное – простор. Тундра – это больше, чем дом. В тундре идешь, и тебя качает, потому что мох мягкий. Ты как на волнах. Тундровики – народ интересный. Мне иногда кажется, что они с другой планеты, хотя все – мои родственники.

На вопрос, сколько у нее родственников, Анжелика только рукой машет – много. У дедушки две жены было (мог содержать), у одной 13 детей и у другой 14. Вот и считайте, сколько от них дядь и теть, братьев и сестер родилось.

– А я хоть и городской житель, но каждое лето родители отправляли меня в тундру к бабушке. Тундра стала для меня пионерским лагерем на все школьные каникулы. Наш род начинается от дедушки по материнской линии – Михаила Афанасьевича (так его окрестили). Прожил он больше 100 лет и прозвище имел Икче Вэсэку (старик без шеи), а фамилию Чор.

С жаждой солнца

– И все же детям тундры просто необходимо солнце, – замечает директор Дудинской коррекционной школы. – Меня обижает то, что наши ребятишки не могут летом выехать на отдых в лагерь даже на юг Красноярского края.

Все дело в противоречии двух государственных документов: в Конституции записано: «каждый имеет право на отдых», а медики утверждают, что ребенок с неврологическим диагнозом не может находиться в оздоровительном лагере вместе с обычными детьми.

Анжелика Сигуней эту проблему считает вполне решаемой. Стоит только создать в лагерях специальные группы и откомандировать туда в качестве воспитателей олигофренопедагогов. Перед собой она поставила задачу решить эту проблему. С ее упорством – получится.

Фото: Олег Кузьмин

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
30 апреля 2024
Кто и на каких условиях может оформить льготный кредит на квартиру?
До 2031 года продлили программу выплат по 450 тысяч рублей многодетным семьям в помощь на погашение ипотеки. По поручению главы государства
Без рубрики
30 апреля 2024
Победить врага внутри себя
Сегодня существует масса методик лечения наркомании. Клиники предлагают не только медикаментозное избавление от зависимости, но и плазмаферез или внутривенное лазерное
Без рубрики
29 апреля 2024
Как вернуть тепло в дома
В № 18 от 8 марта 2024 года газеты «Наш Красноярский край» был опубликован материал «Если холодно в квартирах». Поводом для