И снова автоподставщики…

И снова автоподставщики…
Фото Олега Кузьмина

Ранее мы рассказали о том, как водители становятся жертвами мошенников на дорогах – так называемых автоподставщиков. А через несколько дней после выхода этого материала руководство Главного следственного управления ГУ МВД России по Красноярскому краю провело пресс-конференцию, где говорилось о резонансных уголовных делах. Одно из них – дело шайки автоподставщиков, задержанных недавно в Красноярске. Поэтому мы сегодня возвращаемся к теме.

Работали с размахом

Обычно автоподставщикам удается выйти сухими из воды, и действовать безнаказанно они могут очень долго – ведь их жертвы, как правило, сами нарушают ПДД. И получается, что закон на стороне мошенников: я, мол, ехал, никого не трогал, а тут этот вылетает, я не успел затормозить…
И попробуй докажи, что он врезался в чужую машину умышленно. Некоторые опытные мошенники ухитряются повторять подобные трюки неоднократно.

Но красноярская полиция все же сумела поймать жуликов, и сейчас следователи распутывают все их уловки. Дело действительно резонансное, с большим количеством фигурантов и серьезными денежными суммами. В новейшей истории Красноярска, пожалуй, первое такое.

О его расследовании рассказал Иван Франц, заместитель начальника ГСУ ГУ МВД России по Красноярскому краю.

Автоподставщики орудовали в Красноярске несколько лет – провоцировали аварии и зарабатывали на них. Чаще всего это происходило на круговых развязках – именно здесь водители часто нарушают ПДД и их легче подвести под монастырь. В начале расследования было семь фигурантов уголовного дела, сейчас – больше. Количество эпизодов, полагают следователи, может вырасти до ста.

– Схема была отработана: мошенники подставляли свои машины под авто граждан, которые даже не предполагали, что все это спектакль, тем более что ты же и нарушил ПДД – значит, виноват. И люди не оспаривали свою вину. Вызывали аварийных комиссаров либо самостоятельно оформляли протоколы. Затем мошенники обращались в страховую компанию и получали компенсацию за ущерб своему авто – до 400 тысяч рублей. У них в пользовании было порядка 30 машин, которые они постоянно «крутили» в авариях: ремонтировали в своем автосервисе за 20–30 тыс. рублей и снова использовали для совершения таких же преступлений, – рассказал Иван Франц.

Сейчас идет активная фаза расследования, устанавливаются все потерпевшие. Следствие работает со страховыми компаниями, которые предоставляют информацию по всем подозрительным случаям – там, где фигурируют одни и те же машины и владельцы. Полиция надеется, что в течение года эта кропотливая работа будет завершена и дело отправится в суд. Тогда же обещают рассказать о нем общественности более подробно – как раскрывали, как вышли на мошенников.

Лазейка в законе?

А пока идет следствие, никто не запрещает автору выдвинуть частную версию: почему так трудно поймать злоумышленников, которые совершают подставы на дорогах сотнями? В чем вообще причина таких преступлений?

Страховой эксперт Наталия Шеходанова рассказала, как определяется ущерб, нанесенный «железу» в ДТП:

– У страховых компаний есть единая методика расчета такого ущерба, она утверждается правительством и пересматривается буквально раз в квартал. Цены на ремонт и запчасти для разных марок и моделей машин там перечислены по регионам. Когда человек попадает в ДТП, он обращается в свою страховую компанию или в компанию виновника аварии, если у того есть полис ОСАГО. Назначается осмотр авто, его проводит эксперт в присутствии автовладельца, составляется акт и отдается на расчет. После этого в течение 20 дней по закону пострадавшему приходит выплата. Но единая методика – это как средняя температура по больнице. Потому что цены могут меняться гораздо быстрее, чем обновляется методика. Да и от региона к региону стоимость ремонта какой-нибудь «Тойоты» 95-го года может существенно отличаться – в Калининграде, на Урале и на Камчатке отремонтировать одну и ту же машину будет стоить разных денег. Понятно также, что за одинаковую работу в гараже «у дяди Васи» и в дорогом сертифицированном сервисе вы заплатите разные суммы, они могут отличаться в разы.

Разумеется, автоподставщику выгоднее сделать «у дяди Васи». А разницу положить себе в карман, тем более что он ни перед кем не обязан отчитываться, куда он дел эти деньги. Вот в чем корень зла! Получил деньги в страховой компании – и можешь тратить их на себя. А колымагу свою слегка подшаманил за копейки – и снова на кольцо, подставляться.

Хотя страховщики уверяют, что они внимательно следят: не попадает ли одна и та же машина в ДТП по многу раз. Поднимают предыдущие дела, отказываются платить, если видят, что «пострадавший» пытается заработать на страховке… Да и в Уголовном кодексе теперь есть статья «Страховое мошенничество».

Однако все это, как мы видим, работает не всегда. Как говорят в футболе, смотри на табло: 30 автомобилей в обороте, банда мошенников и 100 эпизодов автоподстав.

У жуликов есть лазейка в законе: отчитываться за деньги не надо. Ею они и пользуются. Значит, закон надо менять. Возможно, требовать отчета за каждую копейку, полученную по страховке. Не смог доказать, куда потратил всю сумму, – верни разницу. В общем, что-то надо менять в этой консерватории. Тогда и автоподставы прекратятся.

А пока будем ждать окончания следствия. Не исключено, что узнаем еще много интересного. Могут появиться новые, неожиданные фигуранты.

Не нарушай, и не бит будешь

Главное заблуждение тех, кто попадает в аварии на кольцевой развязке: они думают, что правила движения по кольцу сильно отличаются от правил при движении по прямой дороге. И съезжают с кольца с любого ряда. Нет, не отличаются.

Согласно пункту 8.5 Правил дорожного движения РФ, въезд на круговой перекресток возможен с любой полосы примыкающей дороги, а выезд – только с правой. То есть перед съездом с круга необходимо заранее перестроиться в крайнюю правую полосу, как и на обычной дороге. Это надо зарубить себе на носу!

Посмотрите на рисунок.

Автомобили 1 и 2 въезжают на кольцо. Въехали – и дальше могут двигаться по любому ряду, пока не надумают съезжать с кольца. Если надумали – придется перестроиться в крайний правый ряд. Как это делает авто 5. Обратите внимание на авто 4. Правила разрешают ему как двигаться дальше по кольцу, так и свернуть направо. И здесь за рулем может быть автоподставщик! Жертва его слева: авто 3 пытается съехать с кольца из второго ряда. Водитель не перестроился в крайний правый, он нарушает ПДД. И если авто 4 не притормозит, произойдет столкновение. Виноват будет водитель машины 3.

Но автоподставщик не притормозит. Он едет себе, ничего не нарушает. И вы не нарушайте.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного